Метеоритный дождь - яркое и шумное явление природы

Издревле падающие с неба огненные камни приводили людей с состояние трепета. Народ придавал природному явлению мистическое значение, связывая камнепад с божественными знамениями.

В настоящее время, несмотря на разгадку природы метеоритного дождя, люди продолжают удивляться и бояться таких природных явлений. Верующие говорят, что это наказание за грехи людей. Ученые объясняют, что метеоритный дождь – простое, хотя и редкое явление на Земле. Дело в том, что на других планетах Солнечной системы метеориты падают на поверхность гораздо чаще. Почему? Давайте разберемся.

Метеоритный дождь. Что это такое

Вкратце можно сказать, что это поток камней, падающих на землю с неба. Образование и описание метеоритного дождя сводится к следующему: астероид попадает в верхние слои атмосферы и начинает притягиваться Землей. При достижении им более плотной оболочки атмосферы, он распадается на множество маленьких кусков. Теперь к поверхности Земли летит поток камней, который может быть минерального или металлического состава. Делится болид на части, потому что сам состоит из множества мелких кусочков. Таково природное строение вещества многих метеоритов. Части метеоритов имеют размеры от нескольких микрометров до нескольких сантиметров. В этих камнях между плотными образованиями лежат более рыхлые минеральные прослойки.

В течение всего полета болид испытывает огромное трение об атмосферу Земли. Он нагревается так сильно, что начинает сгорать в потоках воздуха. Свечение крупного болида может оказаться ярче солнечного света, доходящего до Земли. При этом меняется внешняя поверхность падающего тела. На ней образуется рисунок тех воздушных потоков, которые проходили по болиду. Сгорает в воздушных слоях огромная масса вещества: до десятков тонн. Так что до земли долетает совсем малая часть того, что попало в атмосферу.

Защитная оболочка Земли

Наша атмосфера довольно качественно защищает планету от падающих на нее тел. Совсем малое число болидов, вторгшихся в атмосферу, долетает до поверхности Земли. У других планет атмосферы нет. Это объясняет, почему их гораздо чаще "поливает" каменный дождь.

Работа ученых

То, что долетает, оставляет в земной коре кратеры, которые внимательно изучают ученые всего мира. В кратерах всегда находится большое количество обломков метеорита. Найденные куски исследуются на химический состав, анализируется структура метеорита, предполагается возможное его происхождение. Метеориты очень ценятся среди научного общества. Дело в том, что метеоритный дождь – это попавшие на Землю кусочки из космоса, который таит в себе еще много загадок. Гораздо легче собрать куски, сами долетевшие к нам, чем лететь людям в космос за материалом для исследований.

природа метеоритов

Царевский метеорит

В 1922 году на территорию современной Волгоградской области обрушился метеоритный дождь общим весом более тонны. Свидетели рассказывали, что болид в полете издавал громкий гул, а затем произошел взрыв (метеорит раздробился на куски). В то время так же ценили находки космических тел. Однако найти метеорит исследователям долго не удавалось. Обнаружили Царевский метеорит случайно только в 1968 году во время земельных работ.

Сихотэ-Алинский метеорит

В 1947 году в атмосферу Земли ворвался очень крупный болид. По оценкам ученых он весил 1500 – 2000 тонн. В плотных слоях атмосферы каменная глыба распалась на тысячи частей. На землю обрушилось порядка 60 – 100 тонн космического вещества. Ударная волна выбивала стекла, сносила крыши. Метеоритный дождь осыпал уссурийскую тайгу на несколько квадратных километров. Образовались воронки огромных размеров. Фото метеоритного дождя не удается запечатлеть. На снимке лишь кратеры, сохранившиеся до наших дней.

образование и описание метеоритного дождя

Самая большая воронка имела диаметр 28 метров. Максимальная глубина – 6 метров. Конечно, лес потерпел значительное опустошение. Деревья в тот день вырывало с корнями.

Метеоритный дождь вызвал Сихотэ-Алинский метеорит, как его позже назвали ученые. Он являлся одним из многочисленных астероидов, вращающихся вокруг Солнца.

фото метеоритного дождя

Химический состав

Железо – основной химический элемент метеорита (94%). Также в нем обнаружены никель, кобальт, сера, фосфор и многие другие элементы в малом количестве. Имеются в этом "посланце небес" и драгоценные металлы.

Кроме железных метеоритов, бывают и каменные болиды.

Альенде

В 1969 году на территорию Мексики упал углистый метеорит. Он является крупнейшим камнем с неба, у которого имеется такой химический состав.

обломок метеорита

Ценится эта находка тем, что является самым древним телом из имеющихся у людей объектов. Возраст обломков метеорита, которые в настоящее время разбросаны по разным музеям мира, составляет более 4,5 миллиардов лет. Ученые обнаружили в составе Альенде новый минерал пангит, которого, видимо, нет на нашей планете.

Метеоритный дождь – яркое и зрелищное явление природы. Оно всегда обращает на себя внимание местных жителей, а также ученых и любителей загадок космоса. Как выяснилось, состав астероидов заметно отличается от состава планеты Земля. Огромные куски чистого железа и новые минералы исследуются с большой внимательностью.