Общее устройство электрооборудования автомобиля

Пока разработчики экономных систем энергоснабжения осваивают альтернативные источники энергии, производители автомобилей расширяют круг местных потребителей электричества. Не так давно перечень электрооборудования в машине можно было ограничить световыми устройствами и пусковой аппаратурой, но сегодня, по мере увеличения возможностей и характеристик техники, формируются все новые категории бортовых приборов. Очевидно, что на этом фоне усложняется и организация электрооборудования автомобилей, в которой задействована и более совершенная монтажная фурнитура.

Источники энергоснабжения автомобиля

Весь комплекс электрооборудования в машине можно разделить на две группы – источники и потребители. Первая группа представляет узкий перечень элементов генерации тока, но она же и более ответственная. Как правило, для обеспечения работы электроприборов используются аккумуляторные батареи. Стандартный комплекс включает от трех до шести кислотных элементов, соединенных последовательно. Если говорить о напряжении, то в большинстве случаев работа электрооборудования автомобиля обеспечивается нагрузкой в 12 или 24 В. Это дает возможность подключать к прикуривателю не только местные приборы, но и мобильные устройства наподобие планшетов и смартфонов с ручными навигаторами.

В самом аккумуляторе соединение между пластинами организуется в параллельной конфигурации. Но общая сетевая инфраструктура электрообеспечения в салоне выполняется параллельной проводкой. Связано это с тем, что трассы прокладываются в тесном контакте с металлическим кузовом, на который может выводиться «масса».

Основные потребители электроэнергии в машине

Электрооборудование автомобилей

Это наиболее ответственные устройства, от которых зависит работоспособность автомобиля. К такому электрооборудованию можно отнести систему впрыска, модуль управления двигателем, коробку передач, электроусилители, топливный комплекс и т. д. Питается от источника снабжения и системы зажигания, которая может отличаться в зависимости от типа транспортной техники. Например, электрооборудование автомобилей и тракторов разнится источниками генерации энергии. В первом случае используются вышеупомянутые аккумуляторы, а во втором – магнето.

Тяжелая автомобильная техника оснащается четырех- и шестицилиндровыми двигателями, которые предусматривают использование свечей и проводов, по количеству соответствующих числу цилиндров. У легковых автомобилей также есть свои особенности реализации системы зажигания. Воспламенение воздушно-топливной смеси в современных моделях, к примеру, может производиться электронным и бесконтактным способом.

Оптическое электрооборудование

Оптика автомобиля

Автомобильная светотехника – одна из самых затратных групп потребителей электричества в плане расхода энергии. Сразу стоит разделить такие приборы на внутренние и наружные. В салоне обычно устанавливаются лампы основного освещения и подсветки приборной панели. Отдельные осветительные устройства предусматриваются для обслуживания подкапотного пространства, багажного отсека и т. д. Снаружи оптическое электрооборудование автомобилей преимущественно выполняет задачу освещения дороги и окружающего пространства. К таким приборам можно отнести фары ближнего и дальнего света, фонарь для номерного знака и прожекторы. Сюда же входит широкая группа сигнальных, контурных и аварийных ламп. К ней относятся габаритные огни, «противотуманки», декоративные фонари, стоп-сигналы и др.

Контрольно-измерительные приборы

Приборная панель автомобиля

Управление автомобилем невозможно без информирования водителя о текущем состоянии рабочих параметров отдельных систем и агрегатов. Для этого предназначены контрольно-измерительные устройства, большая часть которых располагается на приборной панели. Показания же определяются посредством датчиков, установленных на узлах моторного шасси. К основным приборам данной категории можно отнести спидометр, тахометр, указатель масляного давления, термометр и т. д. Для удобства представления информации используются бортовые компьютеры. В частности, данные от измерительного электрооборудования автомобилей ВАЗ обрабатываются маршрутным компьютером, который непосредственно подключен к топливной системе. Это позволяет отражать дополнительные сведения о состоянии и запасах горючего. Что касается датчиков, то они различаются по принципу действия в зависимости от условий определения того или иного показателя. В тех же автомобилях ВАЗ преимущественно используются магнитоиндукционные и магнитоэлектрические устройства.

Электронные системы управления

В отличие от контрольно-измерительных приборов, управляющая электроника не просто фиксирует те или иные сведения о системах и агрегатах машины, но и непосредственно может участвовать в процессе вождения. Так, в оснащение современного автомобиля входят устройства, улучшающие эргономику управления и безопасность. К примеру, стабилизация курсовой устойчивости минимизирует вероятность заносов. Она с одной стороны подключается к бортовому компьютеру, а с другой – к механическим узлам ходовой части. Сегодня все больше внимания уделяется и системам защиты от угона. Для решения этой задачи используется телематическое электрооборудование автомобилей, посредством которого владелец может контролировать работу защитных устройств на большом расстоянии.

Вспомогательная электротехническая фурнитура

Электротехническая фурнитура автомобиля

Для подключения оборудования в одну общую бортовую сеть используются соединительные колодки, монтажные приспособления и модули беспроводной связи. В традиционных схемах применяют обычную проводку с реле управления и контакторами. Через них аппаратура подключается к функциональным узлам, приборной панели и элементам питания. Для соединения могут использовать также специальные винты, защитные чехлы и корпуса, оберегающие проводку от магнитных помех. Становится все популярнее и беспроводное электрооборудование автомобиля, которое вводится в бортовую сеть посредством радиомодулей, каналов Bluetooth и Wi-Fi. К такой аппаратуре относятся те же системы телематической сигнализации, компоненты парктроников и микроклиматические датчики. По беспроводным каналам передается рабочая информация, а энергоснабжение обеспечивается за счет автономных элементов питания – компактных аккумуляторов или батарей.

Ремонт электрооборудования автомобиля

Проводка автомобильного электрооборудования

Большинство неполадок в электротехнической инфраструктуре возникает из-за неправильного подключения или потери контактов. Следствием подобных проблем может стать перегорание аппаратуры, окисление, замыкание, разрушение и даже возгорание приборов. На ранней стадии обнаружить неполадку позволяют системы индикации, которые сообщают через приборную панель о некорректной работе определенного механизма. Какие неисправности электрооборудования автомобиля можно устранить своими руками? Обычно это касается замены отдельных элементов стартера, генератора, свечей зажигания и двигателя. При наличии соответствующих навыков рядовой автовладелец вполне может исправить нарушения в топливной системе – к примеру, отрегулировать механизм впрыска. Многое будет зависеть и от характера неисправности. Ремонт высокотехнологичной программируемой аппаратуры, в частности, рекомендуется изначально доверять специалистам.

Техобслуживание электрооборудования

Диагностика электрооборудования автомобилей

Как уже отмечалось, коммутация в электротехнической системе имеет ключевое значение для обеспечения работоспособности машины. Поэтому следует регулярно проверять контакты, изоляцию проводки, состояние предохранителей и защитных устройств. Также в процессе обслуживания электрооборудования автомобиля следует уделять внимание надежности крепления корпусов. Постоянные вибрации негативно сказываются на состоянии механизмов фиксации, поэтому желательно предусматривать демпфирующие подложки для приборов, которые находятся в прямом контакте с кузовом.

Особое место в профилактических мероприятиях занимает диагностика. Для этого применяют измерительные цифровые устройства, которые показывают рабочие параметры аппаратуры, корректность функционирования и возможные нарушения. В штатном режиме работы диагностика электрооборудования автомобиля производится постоянно за счет бортовых датчиков. Сразу после запуска двигателя они начинают контролировать электролит в аккумуляторе, генераторе и герметичность топливной системы. Некоторые режимы самодиагностики также производят и выравнивание рабочих параметров без участия пользователя.

Заключение

Датчик автомобиля

Современные подходы к устройству бортового оборудования в машине открывают все больше возможностей для индивидуальной организации электротехнического функционала. Пользователь может выбирать способ коммутации и технико-эксплуатационные параметры, по которым будет работать система электрооборудования. Автомобили также становятся все более доступными с точки зрения интеграции различных устройств и приборов. Это касается и технического введения оборудования в сеть, и функциональной совместимости с аппаратурой штатного звена. Но в стремлении к проектированию собственной электротехнической системы не стоит забывать о принципах эргономики, надежности и безопасности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.