Алгоритм анализа ликвидности предприятия

Явным показателем финансовой состоятельности предприятия является его ликвидность. Данный термин означает безусловную устойчивость компании при любых социально-экономических обстоятельствах. Такие показатели важны для каждого представителя бизнеса, будь это компания или частный предприниматель.

Алгоритм анализа ликвидности предприятия

Термин возник вначале прошлого века. Происхождение берет начало с немецкого языка. Буквальный смысл сводится к понятию «текучесть». В переводе в экономическую плоскость образно можно объяснить, как способность материальных ценностей компании легко превращаться в деньги и наоборот (это в узком смысле).

Анализ ликвидности предприятия в теоретическом плане имеет множество трактовок. Российское законодательство в этом не исключение. Подробности и нюансы описываются в федеральном законе «О несостоятельности». В данном контексте объяснение отталкивается от противоположного. Так, согласно закону, неликвидной считается компания, у которой образовалась кредиторская задолженность в течение 3 месяцев подряд, а сумма долга превышает 100 тысяч рублей.

Ликвидность - быстро продаваемость

Когда проводится?

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия целесообразно организовать в следующих случаях:

  • Для оценки эффективности использования кредитных средств.
  • Для контроля над выполнением договорных обязательств перед партнерами.
  • Для составления прогнозов по финансовому состоянию компании.
  • Для повышения доверия со стороны инвесторов или партнеров.

Анализ ликвидности предприятия как процедура руководствуется двумя типами данных: по активам и по пассивам. Если имеются дополнительные статистические данные, имеющие отношение к деятельности предприятия, то это только улучшит результат. Должна быть использована вся достоверная информация, характеризующая деятельность компании.

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия в странах Запада, но с тенденцией распространения и в другие страны, стал проводиться все чаще. Так, процедура стала почти обязательной, если речь идет об актуальности следующих вопросов:

  • В течении какого времени компания сможет погасить все имеющиеся обязательства?
  • Способность закрыть текущие долги.
  • Как скоро можно закрыть обязательства с короткими сроками?

Для ответа на каждый поставленный вопрос потребуется анализ разных показателей. Но анализ ликвидности предприятия крутится вокруг активов и пассивов. Поэтому они заслуживают отдельного внимания.

Виды активов

Активы подразделяются на четыре вида:

  • активы, требующие для своей реализации трудные способы;
  • активы с медленной ликвидностью;
  • задолженность из дебиторских статей и другие виды быстрых активов;
  • деньги на собственных счетах компании, включая инвестиции на короткие сроки.

В аналитическом документе к сведению принимаются показатели на начало и на конец периода. Отдельной строкой и столбцом выделяются разница между ними. Итоговые цифры имеют характеристику со знаком минус или плюс, являющиеся показателями тенденций по данной позиции.

Итоговые данные отражаются на строке «Баланс» в конце документа.

Ликвидность - залог процветания

Виды пассивов

Пассивы также подразделяются на четыре вида:

  • кредиты и займы долгосрочного плана;
  • постоянные пассивы;
  • задолженность кредиторского характера и другие виды срочных выплат;
  • пассивы краткосрочного характера, включая займы и кредиты.

Анализ ликвидности предприятия считается положительным, если активы первого вида равны с пассивами второго типа или активы второго вида объемнее, чем пассивы второго вида. Неплохой результат, когда эти показатели равны друг другу.

Показатели

Теория финансового анализа оперирует таким важным термином как текущая или долгосрочная платежеспособность. Она также является одним из приоритетных показателей предприятия. Но все эти факторы рассматриваются в рамках способности компании превращать активы в деньги. Итак, по каким показателям можно считать предприятие ликвидным?

  • Коэффициент срочной ликвидности. Чтобы его определить, следует суммировать дебиторскую задолженность, инвестиции на короткие сроки и денег на балансе и полученную сумму поделить на сумму обязательства с непродолжительными сроками.
  • Объем чистого оборотного капитала. Для нахождения данного показателя необходимо отнять сумму краткосрочных обязательств от объема оборотных средств.
  • Показатели общей ликвидности. Данный показатель находится путем деления суммы средств в обороте на объем обязательств краткосрочного характера.
  • Коэффициент абсолютной обращаемости – это итог деления суммы на балансе на краткосрочные обязательства.
анализ ликвидности предприятия

Что такое текущая платежеспособность?

Под текущей платежеспособностью подразумевается потенциал предприятия, достаточный для того чтобы в любой момент покрыть краткосрочные обязательства. Иными словами, компанию можно отнести к платежеспособным организациям, если она умеет успешно привлекать оборотные средства для покрытия текущих обязательств.

Если основные средства куплены не для того чтобы в будущем их перепродавать, то они не могут быть рассмотрены как средства для погашения краткосрочных обязательств. Тому есть две причины. Во-первых, они занимают в производстве особую функциональную роль, во-вторых, их сложно реализовать в срочном порядке. При этом важно уточнить, что под ними не подразумеваются такие варианты основных средств как легковой транспорт или предметы дизайна из офисного интерьера, которые обладают высокой привлекательностью среди потребителей.

Анализ ликвидности баланса предприятия показывает, что текущий уровень платежеспособности определяется уровнем обращаемости оборотных активов. То есть то, насколько легко и быстро их можно превратить в денежные средства. Оценкой качественных показателей и потенциальными возможностями занимается другая процедура – анализ.

Взаимосвязь и роли

Если предприятие представить как многоэтажный дом, то его этажами были бы: уровень ликвидности баланса, ведущие показатели самой компании и платежеспособность. То есть, данные показатели играют одинаково важную роль в деятельности и развитии предприятия. Минуя одного, невозможно получить достоверные данные по другим видам показателей. Но основой основ являются показатели баланса. Этот показатель прямо доказывает способность компании поддерживать платежеспособность.

оценка и анализ ликвидности предприятия

Если речь идет об активах, то здесь буквально следует понимать способность этого актива превращаться в денежные средства в короткие сроки. Важно отметить срок, так как чем он короче, тем выше коэффициент ликвидности. Обратный случай – отсутствие платежеспособности. До этого уровня компаний проходит ряд этапов, в которых отмечается учащение временных финансовых проблем. Согласно российской действующей системе банкротства, такое явление может послужить основой для признания компании неустойчивой. Выходом из такой ситуации бывает оптимизация управления оборотными средствами. Они должны быть направлены на снижение уровня краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Анализ ликвидности баланса предприятия рассматривает данное свойство и платежеспособность как близкие по значению факторы, но приоритетное положение отводит первому показателю. Уровень платежеспособности зависит от уровня ликвидности, и их взаимосвязь развивается в прямой пропорциональности. Второе свойство обеспечивает не только устойчивое сегодняшнее положение, но и уверенные перспективы. Платежеспособность в этом плане немного бессильно, так как компания может иметь деньги на сегодня, но не иметь их завтра.

Основные задачи

Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия имеет свои цели, важной из которых является получение достоверной информации. Еще важнее точность и объективность этой информации. Разумеется, речь идет об информации, касающейся финансовых показателей предприятия.

Если классифицировать все задачи, то получится следующая система:

  • Получение достоверной и объективной информации о финансовых делах компании, изучение слабых и сильных сторон, а также выявление проблемных факторов.
  • Поиск путей для улучшения финансовых показателей и для роста ликвидности.
  • Формирование инструкций и методов, направленных на эффективное распоряжение финансовыми ресурсами.
  • Иные меры, приводящие к укреплению финансового состояния компании.
  • Прогнозы на возможные варианты развития финансовых вопросов и разработка планов на каждый случай.

Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия в итоге должен дать полноценную и достоверную информацию о текущем уровне и о перспективах на ближайшее будущее. С этой точки зрения важны два вида анализа: внутренний и внешний.

Внутренний анализ направлен на поиск методов создания устойчивых денежных потоков и на стабилизацию соотношения собственного и заемного капитала. Инициаторами внешнего анализа выступают кредитные учреждения, контрагенты или инвесторы. Ее цель – выявление перспектив инвестиций в данную компанию.

Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия рассматривает в качестве основного источника информации бухгалтерский баланс, сведения из аналитического учета и бухгалтерские отчеты. Бухгалтерский баланс по существу представляет сведения об активах и пассивах, собранных в таблицу.

анализ ликвидности и устойчивости предприятия

Важные разделы баланса

Как уже говорилось, основу анализа составляют сведения из бухгалтерской документации. В частности, анализ ликвидности и устойчивости предприятия требует детального изучения разделов 3,4 и 5. Третий раздел содержит информацию об объемах собственных средств. Четвертый и пятый – представляют собой существенную часть информации. В них отражаются:

  • Кредиты, полученные в стране или за его пределами. Кредиты на длительный срок рассматриваются отдельно от долгосрочных обязательств. К первому типу относятся ссуды сроком до 1 года, все остальное отражается во второй группе.
  • Займы, полученные в пределах страны и за ее пределами. Сюда не относятся банковские кредиты. Займы также классифицированы по срокам: срок расчета до 1 года и более 1 года.
  • Долги перед бюджетом. К сведению принимаются те, которые образовались вследствие технических процессов: разница есть в дате начисления и уплаты.
  • Задолженность перед контрагентами и поставщиками, образовавшаяся также по причине разности дат операций.
  • Задолженность и обязательства по заработной части.
  • Платежные обязательства перед страховыми органами.
  • Долги перед органами обеспечения.
  • Другие долги.

Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия имеет наибольшие шансы на достоверность, если бухгалтерские балансы формированы правильно.

Сложности и нюансы

Специалисты отмечают некоторые нюансы, которые усложняют работу аудиторов. Например, это несоответствие содержания бухгалтерских данных целям и задачам финансового анализа. Играют роль и стандарты. Например, почти каждая компания испытывает трудности при попытке привести в единый знаменатель бухгалтерские данные, законодательную базу и правила МСФО.

Причина заключается в том, что законодательная база часто меняется. Точно также ежегодно меняются формы отчетности. Все это, безусловно, приводит к улучшению качественных показателей анализа. Однако на практике не всегда так. Изменчивые данные дают неоднородные итоги, а некоторые показатели не сопоставимы между собой.

Другая проблема информационной базы – оценка данных с учетом текущего уровня инфляции. Специалисты считают, что отечественные системы ведения бухучета и МСФО не сходятся в плане достоверности сведений. С этой точки зрения анализ финансовой ликвидности предприятия не может гарантировать абсолютную достоверность итогов. К примеру, уровень инфляции ежегодно варьируется в рамках 12-14%. А компании вносят сведения исходя из текущих цен, так как в отечественной системе не существует метода оценки статей бухгалтерского баланса по рыночной цене.

анализ ликвидности активов предприятия

Методы анализа

Анализ показателей ликвидности предприятия может быть осуществлен одним из нескольких следующих направлений:

  • изучение движения денежных объемов в рамках конкретного отчетного периода;
  • изучение данных из баланса;
  • определение финансовых коэффициентов.

В зависимости от потенциала обращаемости, активы классифицируются по следующей системе:

  • А-1 – текущие средства и краткосрочные инвестиции.
  • А-2 – товары, которых можно реализовать в ближайшее время, а также дебиторская задолженность, погашаемая в течение 1 года.
  • А-3 – медленно реализуемые активы.
  • А-4 – активы, для реализации которых требуется длительное время.

Виды пассивов

Анализ ликвидности активов предприятия требует классификацию пассивов по срокам погашения в возрастающем порядке:

  • П -1 – срочные обязательства, не терпящие отложений.
  • П-2 – займы и кредиты с умеренными сроками.
  • П-3 – обязательства на длительный период.
  • П-4 – собственный капитал компании.

Баланс считается ликвидным, если анализ коэффициентов ликвидности предприятия дал примерно следующие итоги:

  • Активы первой группы больше чем пассивы первой группы.
  • Активы второй группы по значению больше чем пассивы второй группы.
  • Активы третьей группы больше чем пассивы третьей группы.
  • Активы четвертой группы меньше чем пассивы четвертой группы.

Новый метод

Кроме основных показателей, ликвидность анализа финансового состояния предприятия также рассматривает дополнительные показатели. В их числе можно отметить маневренность основных средств, удельный вес основных средств и их доля в запасах. Следует также учитывать коэффициент покрытия запасов, по которым можно определить источник средств для покупки новых материалов.

В последние годы специалисты все активнее используют систему «EBITDA». Под этим термином принято понимать соотношение долговых обязательств к доходной базе до начисления налогов.

Данная система оценки и анализа ликвидности предприятия рекомендует свой метод повышения платежеспособности компании – составление платежного календаря с детализацией. Такой календарь поможет постоянно видеть объемы оставшихся средств и ожидаемых поступлений за аналогичный период.

анализ показателей ликвидности предприятия

Советы по повышению показателей

На основе любого прогресса лежит ужесточение финансовой дисциплины. Один из простых инструментов в этом деле – заключение договоров инкассо. Если контрагенты допускают просрочки или задержки по оплатам, то согласно условиям договора им будут начисляться штрафы. Такой подход поможет ускорить оборот денежных потоков. Метод не лишен и недостатков. Во-первых, подобные условия нужно прописать в типичном договоре. Во-вторых, не все контрагенты могут соглашаться на такие условия.

Также важно учитывать, что стоимость услуг банка по данной операции должна быть соразмерной с получаемым доходом от таких операций.

Если дальше рассматривать пример анализа ликвидности предприятия, то напрашиваются следующие выводы:

  • Увеличение оборотных средств на балансе.
  • Снижение удельного веса запасов товаров и сырья.
  • Изменение структуры капитала. Если объем заемных денег в составе пассивов больше, то это прямая угроза ликвидности.
  • Повышение прибыли. У каждой компании свой метод, в зависимости от вида деятельности. Универсальный инструмент – увеличение инвестиций в маркетинг.
  • Повлиять на состояние дебиторской задолженности: пересмотр условий договора, перезаключение в формате инкассо с банком.

Заключение

По мнению специалистов, лучший метод достижения и сохранения ликвидности – это постоянный контроль над процессами в компании. Помимо того, нельзя забывать периодически сверять все сведения. Приоритетные направления:

  • показатели финансовой устойчивости;
  • уровень контроля денежных потоков;
  • контроль над платежеспособностью;
  • поддержание высокого уровня деловой активности;
  • генерирование и увеличение собственного капитала.

Если платежеспособность стремится вниз, то предприятию необходимо будет распродать часть имущества.

Заемные средства выручают в критические моменты, но ими нельзя злоупотреблять, так как в долгосрочном периоде предприятие проигрывает. Оптимальный способ – увеличение активов, параллельно реализуя неиспользуемое имущество и акцентируя на взыскание дебиторской задолженности.

Но правила могут отличаться в зависимости от типа специализации предприятия. Но общая система остается неизменной. Сфера деятельности компании может потребовать тот или иной фактор сделать приоритетным, но не отбрасывает их.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.