Школа научного управления в свете анализа основных направлений развития менеджмента

Термин «менеджмент» за последние двадцать лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Однако мало кто из россиян знает, что он имеет давнюю и интересную историю, в рамках которой сформировалось несколько крупных школ, большинство из которых действует и в настоящее время. Эти направления символизируют разные подходы к управлению предприятием, за которыми стоят различия в понимании места человека в управлении.

Школа научного управления

Одной из первых появилась школа научного управления. Ее зарождение и дальнейшее развитие во многом связано с именами таких знаменитых личностей, как Ф. Тейлор, Г. Гантт, супруги Гилберт. Все они в своих работах опирались на то, что при научном подходе к производству, при использовании таких методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция, можно достичь высокого совершенства. Именно разделение всех производственных процессов на простейшие операции с их последующей тщательной регламентацией и заложило основы того, что мы сегодня называем «школа научного управления».

Административная школа управления

Ф. Тейлор и его последователи выделил три основных момента, которые, по их мнению, должны были значительно повысить производительность труда и эффективность производства. Первой такой составляющей была рационализация, которая, помимо всего прочего, предполагала поиск для каждого участника процесса наиболее оптимального рабочего места с обучением при этом новым, более рациональным приемам труда.

Вторым звеном была научно обоснованная формальная структура предприятия. Школа научного управления заложила основы того, что сегодня принято называть «управление персоналом». Это деятельность, которая включает в себя грамотный подход к подбору кадров, а также умелое использование лучших качеств и способностей работников для достижения цели.

Школа науки управления

Наконец, третьим краеугольным камнем, на котором зиждется школа научного управления, является полный отказ от совмещения управленческих и исполнительных функций. По мнению Тейлора в любом предприятии должна просматриваться четкая структура, из которой становится понятно, за что тот или иной управленец или простой рабочий отвечают. При этом, если наблюдается объединение функций в одних руках, то практически всегда это заканчивается снижением основных показателей деятельности предприятия.

Наряду со школой Тейлора заметный след в истории менеджмента оставила административная школа управления, в которой можно отметить работы таких корифеев, как Г. Эмерсон, Л. Урвик, А. Файоль, М. Вебер. Эти ученые стремились к тому, чтобы выработать универсальные принципы, которые можно применять в отношении любой организации, независимо от масштаба и сферы деятельности. Среди основных таких принципов можно отметить требование четко формулировать основную цель, подходить к производству, прежде всего, с позиций здравого смысла, необходимость владения специальными знаниями и четкое следование всем правилам внутреннего трудового распорядка.

Среди более современных течений можно выделить направление в менеджменте, которое получило название "Школа науки управления". Основными теоретиками ее являются Р. Акофф, С. Бир, Л. Клейн. Эти ученые прославились тем, что первыми стали выделять в менеджменте так называемый «социальный аспект», а также широко использовать информационные технологии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.