Что такое архитектура: определение, стили, история, примеры. Архитектурные памятники

Мы живем в XXI веке и не задумываемся, что окружающие нас здания, памятники и сооружения построены по архитектурным проектам. Если города с вековым прошлым, их архитектура хранит эпоху и стиль тех далеких лет, когда строились храмы, дворцы и другие сооружения. Определенно, каждый может сказать, что такое архитектура. Это все, что нас окружает. И, от части, будет прав. Более детально об архитектуре поговорим в статье.

Об архитектуре

И все-таки, насколько всеобъемлюще значение слова архитектура? Есть мнение некоторых людей, что архитектура - это строительство зданий, а архитектор – тот, кто эти здания строит, то есть простой строитель. Правда, так может рассуждать обыватель, который ничего не понимает в искусстве. На самом же деле, ответ на вопрос, что такое архитектура, заключается в том, что это в первую очередь искусство строения зданий. Архитектор, как художник или композитор, создает шедевры, вкладывая в них свою душу.

Наиболее известные архитекторы, имена которых знает весь мир: Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Бартоломео Растрелли, Рафаэль Санти, Константин Мельников, Алексей Щусев, Алвар Аалто. Современное понимание архитектуры - это уникальное искусство дизайна строений и их планировки для создания пространственной среды для жизни человека.

Пирамиды и колонны Древнего Египта

Архитектура в древности

Исторически ведется отсчет с архитектуры Древнего Египта. Характерной особенностью в строительстве зданий является наклон стен, свойственный жилым домам. Гробницы, некрополь, пирамида Хеопса и Колонны - это все египетские архитектурные памятники.

Пирамиды являются наиболее узнаваемым символом древнего Египта, несмотря на то, что другие цивилизации, такие как майя или китайцы, также использовали эту форму. Пирамиды в Гизе остаются внушительными памятниками через тысячи лет после их постройки. Однако пирамиды не являются вершиной архитектуры Древнего Египта, они только дают понимание какой она была, и что такое архитектура тех времен.

Важную роль сыграла в развитии архитектуры Древняя Греция. К главным сооружениям историки относят Афинский акрополь с храмами, входящими в него: Парфенон, Аптерос и Эрехтейон.

Греческие архитекторы создали одни из лучших зданий во всем Древнем Мире, а некоторые их строения, такие как храмы, театры и стадионы, стали неотъемлемой частью городов. Древние греки по праву известны своими великолепными дорическими и ионическими храмами, которые вошли в историю архитектуры. Примером является храм Афины. Он был построен в середине V века до нашей эры, для размещения гигантской статуи Афины и рекламы миру славы Афин. Она по-прежнему стоит величественно на акрополе города.

Храм Афины в Греции

Римская архитектура продолжила наследие, оставленное более ранними архитекторами греческого мира. Римляне выражали особое почтение к установленным архитектурным памятникам. Тем не менее, они были великими новаторами, и быстро освоили новые методы строительства, используя новые материалы и уникально объединяя существующие технологии с творческим дизайном. Благодаря этому, они создали целый ряд новых архитектурных сооружений: базилика, триумфальная арка, монументальный акведук, амфитеатр, зернохранилища. Древнеримская архитектура известна истории строениями на основе балочных, арочных, сводчатых и купольных конструкций.

Отношения между архитектурой и искусством

История архитектуры на протяжении веков была переплетена с искусством. Подтверждением этого являются перечисленные ниже причины.

  1. Многие религиозные здания были разработаны с учетом эстетики, а также функциональности. Они были созданы, чтобы вдохновлять, а также служить публичной функции. В результате, они включали в себя услуги широкого круга художников и декоративных мастеров, а также рабочих.
  2. Во многих из этих зданий экстерьеры и интерьеры выступали:
      в качестве витрин для изобразительного искусства (Сикстинская капелла); фриза и рельефной скульптуры (Парфенон, европейские готические соборы); витражного искусства (Шартрский собор); мозаики и металлоконструкции.

3. Архитектура зданий, как правило, сочеталась с развитием визуального искусства и находила свое отражение в соответствующих стилях эпохи Возрождения, барокко, рококо, неоклассицизма.

Шартрский собор, Франция

Стили архитектуры

В наследии, которое оставили после себя архитекторы всех времен по миру, порой бывает сложно разобраться. Остановимся на том, что стиль характеризуется особенностями, которые делают здание или другую структуру заметной, и исторически идентифицируемой. В чем же заключаются особенности? Это могут быть такие элементы, как форма, метод строительства, строительные материалы и региональный характер. Именно поэтому архитектуру зданий можно классифицировать как хронологию стилей.

Исходя из этого, также можно полагать, что модными могли быть несколько стилей в разных странах, а их смена происходила постепенно. Они могли выходить из моды, а, иногда, возвращались в новых интерпретациях. Например, классицизм возрождался много раз и нашел новую жизнь как неоклассицизм. Каждый раз, при его возрождении происходили заметные отличия.

Особенности готики

Термин готика означает стиль архитектуры и искусства. Его ввели в эпоху Возрождения в качестве унизительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков. Оно считалось поистине "варварским", разрушившим классическое искусство античности.

Главной особенностью готической архитектуры является заостренная арка, по мнению многих экспертов, возникшая в ассирийской, а затем исламской архитектуре. Эта заостренность направляла вес потолка на несущие опоры или столбцы на гораздо более крутой угол, чем это было возможно ранее с романскими закругленными арками.

Это позволило архитекторам поднимать своды намного выше и, таким образом, создавать впечатление достижения неба. Вместо массивных толстых стен, маленьких окон и тусклых интерьеров, в новых зданиях готической архитектуры были тонкие стены, которые часто поддерживались летающими контрфорсами (выступающая часть стены) и огромными витражами, примером которых является Сент-Шапель (1241-48) в Париже.

Распространение готического стиля

Здание, которое знаменует собой подлинное начало готической эпохи, было аббатской церковью Сен-Дени, недалеко от Парижа. Хотя заостренные арки и столбчатые кластеры были использованы прежде, только в Сент-Дени, эти черты собрались вместе в единое целое, и здание стало своего рода прототипом для большего количества церквей и соборов в регионе, известном как Иль-де-Франс. Со временем готический стиль распространился по всей Франции, Англии, Германии, Испании и Италии.

Миланский кафедральный собор

Архитектурным наследием готики являются дворцы, замки, муниципальные ратуши, гильдии, аббатства и университеты. Этот стиль лучше всего иллюстрирует готические соборы:

  • В северной Франции: Собор Парижской Богоматери (1163-1345); Собор Реймса (1211-1275); Шартрский собор (1194-1250); Амьенский собор (1220-1270).
  • В Германии: Кельнский собор (1248-1880).
  • В Австрии: Собор Святого Стефана Вены.
  • В Испании: соборы Бургоса, Толедо и Леона.
  • В Англии: ​​Вестминстерское аббатство и соборы: Солсбери, Эксетер, Винчестер, Кентербери и Линкольн.

Особенности барокко

В начале XVI века появилось новое стилевое направление, название которого барокко (итал. barocco, букв. - странный, причудливый).

Стиль барокко в архитектуре можно рассматривать как более сложный, детальный и более орнаментированный в эпохе Возрождения. Больше завихрений, больше сложных манипуляций светом, цветом, текстурой и перспективой. Если говорить о соборах, то на их внешней стороне представлены более выдающиеся фасады, купола, колонны, скульптуры и другие украшения. С внутренней стороны - планы этажей были более разнообразными, потолки были покрыты фресками.

Барокко - эмоциональный стиль, полностью использующий театральный потенциал городского пейзажа. Примером этому может служить площадь Святого Петра (1656-67) в Риме, перед купольной базиликой Святого Петра. По мере приближения к собору, посетителям передается впечатление, что их обнимают руки католической церкви, что вызывает чувство трепета.

Городская ратуша Белфаста, пример архитектуры барокко

Распространение барокко в Европе

В целом, барокко в архитектуре - это часть борьбы за религиозное превосходство, сердца и умы поклонников по всей Европе. На политическом уровне архитектура этого стиля использовалась для поддержки абсолютизма правящих монархов, таких как король Людовик XIV во Франции. Из Италии барокко распространился по остальной Европе, особенно в католические страны, где каждая из них, как правило, разрабатывала собственную его интерпретацию.

В Англии лидером стиля барокко был сэр Джон Ванбруг (1664-1726), дизайнер дворца Бленхейм. Немецкий барокко распространился в Польшу, страны Балтии и, в конечном счете, в Россию. Он имел значительное сходство с итальянским барокко, с добавлением еще большей тенденции к буйному оформлению, особенно интерьера. Он также отличался от итальянских форм тем, что избегал резких контрастов света и тьмы в пользу более рассеянной и безмятежной светимости.

Барокко в России

В России Бартоломео Растрелли (1700-1771) главным образом отвечал за стиль, известный как русский барокко, но который включал элементы, как ранней неоклассической архитектуры, так и рококо.

Растрелли спроектировал Зимний дворец (1754-1762), Смольный собор (1748-1757) в Санкт-Петербурге и переделал Екатерининский дворец за пределами города. До наших дней дошло немало построек, позволяющих делать выводы, какими были архитектура и зодчество в России в XVII-XVIII веках. Это дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове.

Барокко во Франции

Французские архитекторы, как и художники, считали себя профессионалами, посвятившими себя служению и прославлению своего короля. Ими был разработан стиль барокко, который был более сдержанным, чем итальянский: наземные планы были менее сложными, а фасады более строгими, с большим уважением к деталям и пропорциям традиционных архитектурных заказов.

Величайшее достижение французского барокко - это Версальский дворец, построенный для Людовика XIV за пределами Парижа: огромная U-образная масса с двумя длинными крыльями, почти не потревоженная небольшими низкими аркадами на главном фасаде с видом на сад.

Версальский дворец

Архитектура рококо

Во время царствования короля Людовика XV во Франции появляется более декоративный, игривый стиль архитектуры, определение которого - рококо. В отличие от других крупных архитектурных движений, таких как романский, готический или барочный, рококо - это дизайн интерьера. Он возник и оставался во Франции, где богатые вельможи не желали перестраивать дома и замки, предпочитая вместо этого перестроить свои интерьеры. В результате, архитекторы Rococo, по сути, дизайнеры интерьеров. Они ограничились созданием тщательно оформленных комнат с красивой штукатуркой, фресками, гобеленами, мебелью, зеркалами, фарфором, шелками.

Стиль рококо в Европе

В то время как сложная архитектура барокко находилась во Франции, Италии, Англии, Испании и Южной Америке, более мягкие стили рококо нашли своих почитателей в Германии, Австрии, Восточной Европе и России. Хотя рококо был в основном ограничен декором интерьера и декоративным искусством в Западной Европе, Восточная Европа была увлечена стилями рококо как внутри, так и снаружи. По сравнению с барокко, по определению, архитектура рококо имеет тенденцию быть более мягкой и более изящной. Цвета бледны, и преобладают криволинейные формы. Католические Германия, Богемия и Австрия легко приняли стиль рококо, объединив его с немецким барокко. Интерьеры в пушистой штукатурке нравились в Турине, Венеции, Неаполе и Сицилии.

Рококо в России

Екатерина I, императрица России с 1725 года до своей смерти в 1727 году, была одной из великих женщин-правителей XVIII века. Примером архитектуры рококо является дворец под Санкт-Петербургом, названный в ее честь - Екатерининский дворец (на фото ниже).

Екатерининский дворец возле Санкт-Петербурга (рококо)

Его строительство было начато в 1717 году ее мужем Петром Великим. К 1756 году он был расширен специально для того, чтобы соперничать с Версалем во Франции. Говорят, что Екатерина Великая, императрица России с 1762 по 1796 год, очень не одобряла экстравагантность рококо.

Подводя итог изложенному выше, можно ответить на вопрос, что такое архитектура. Это то, что заставляет удивляться и открывать для себя новые грани, видя творения архитекторов, их шедевры. Архитектура - это музыка в камне.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.