Как воспитывать девочку в разном возрасте: советы и рекомендации для родителей

Русская пословица гласит: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит». Изречение довольно древнее, а как обстоят дела с воспитанием детей в современном мире? Опровергает педагогика эту народную мудрость или подтверждает, и существуют ли гендерные различия в формировании, обучении малышей? Высказываются разные мнения - от непременно раздельного воспитания представителей обоих полов до создания спартанских условий.

Многие родители задаются вопросами:

  • как правильно воспитать девочку, раскрыв все ее таланты и стремления;
  • возможно ли уберечь ее от нежелательных влияний окружающей среды;
  • можно ли помочь самореализации ребенка.

Взрослые часто оказываются в ситуации выбора «меньшего зла», однако так выглядит ситуация с их точки зрения. Как воспитывать девочку, каждый родитель решает по-своему, но существуют общие закономерности и законы, о которых желательно знать и учитывать их в своей педагогической стратегии.

Отличия в воспитании мальчиков и девочек

В современной теории психологии (как зарубежной, так и отечественной) существует масса противоречивых мнений, как воспитывать девочку и мальчика. Как показывает практика психотерапевтов и детских психологов, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Дабы заострить внимание эмансипированных женщин на органических отличиях между полами (взять хотя бы работу того же гипоталамуса), были разработаны всевозможные теории формирования настоящих представителей обоих полов, которые предписывали, как правильно воспитывать девочку и мальчика. Следует отметить, что основания для коренных отличий находились порой самые неожиданные, довольно противоречивые, а о научности такого подхода лучше скромно не упоминать.

Обучение и воспитание представителей разных полов в истории человечества всегда велось с учетом физиологических и психологических особенностей подрастающего поколения. Свидетельства этому можно найти в документах разных эпох, литературе, произведениях искусства.

Исторический анализ позволит выявить группу качеств, которые во все времена желали видеть у своих наследников предки. Для мужчин это выносливость, хорошее здоровье, мудрость, ум, образованность, ответственность, забота о роде и своей семье. Во времена затяжных войн в первую очередь ценились хорошие воины. Для женщин это кротость, вежливость, доброта, изысканность, образованность, умение заботиться об окружающих, создание уюта и теплой обстановки в доме. С развитием технического прогресса менялись стандарты жизни людей и набор желаемых качеств личности современного человека.

Девочка, хорошо воспитанная родителями, сочетает в себе качества хранительницы очага, профессионала в какой-либо сфере деятельности с активной жизненной позицией. От каких факторов зависит результат усилий родителей? Ведь далеко не всегда взрослым удается получить запланированный результат.

как воспитывать девочку

Кто воспитывает девочку

Вопреки мнению о том, что в разные периоды жизни ребенка воспитывают мама и папа по очереди, практика доказывает совместную причастность обоих родителей (а также ближайших значимых взрослых) на протяжении всего процесса взросления. Воспитывают только действия, а не слова. Особенно важно для всех взрослых избегать обмана и неоднозначности трактовки высказываний при детях. Они чувствуют на подсознательном уровне обман и двуличность, а поступают в таких ситуациях согласно сделанным выводам.

Ответ на вопрос о том, как воспитывать ребенка девочку, прост. Если родители хотят видеть малышку опрятной, веселой и подвижной, следует самим подавать такой пример для подражания. При желании привить уважительное отношение к мужчинам, мама должна ежедневно «транслировать» такие эмоции по отношению к отцу. Если звучит фраза «Ты должна…» с перечислением добродетелей, но в реальной жизни девочка не наблюдает этих качеств у близких взрослых, то результат такого воспитания всегда будет однозначен – искалеченная психика ребенка и истрепанные нервы родителей.

Бытует мнение, что дети – зеркало семьи. На самом деле в раннем периоде развития ребенка превалирует подражательность. Малыш повторяет и копирует звуки, движения, мимику людей, интонацию разговора значимых взрослых.

Если семья проживает отдельно от близких родственников, то примером для подражания становятся родители и люди, ухаживающие за ребенком. Как воспитывать ребенка девочку, если она не посещает детский сад? В этом случае не стоит упускать из виду такую важную составляющую гармоничного развития малыша, как общение со сверстниками.

Если до 2-3 лет дети играют рядом друг с другом, то в дальнейшем, испытывая потребность в общении, они начинают совместные игры. Процесс взаимодействия налаживается не сразу, поскольку дети по-разному приучаются к соблюдению установленных правил, эмпатийному и уважительному восприятию партнера, самостоятельному сглаживанию возникающих конфликтных ситуаций. Совместная игра – это своеобразная "кухня", на которой происходит попытка применения дошкольником форм поведения, ежедневно наблюдаемых у родителей и ближайшего окружения. Происходит «притирка» и подстройка моделей родительского поведения к жизненным ситуациям и постепенная выработка своей линии действий.

Этапы воспитания

Возможности формирования тех или иных способностей и умений напрямую зависят от развития организма ребенка в целом и конкретных систем (опорно-двигательная, слуховая, зрительная и т. д.) в частности. Существуют общепризнанные и научно обоснованные этапы развития человека. Некоторые специалисты придерживаются авторских классификаций (Д. Б. Эльконина, Я. Корчака, А. В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Э. Эриксона), с учетом которых выстроена общая.

От рождения до наступления юности ребенок проходит следующие ступени развития:

  1. Все дети в период до десяти дней считаются новорожденными.
  2. Развитие ребенка в период первого года жизни обозначается как младенческий возраст.
  3. Жизнь малыша после года до трех лет – ранний детский возраст.
  4. Период с трех лет до шести/семи лет – это дошкольный возраст.
  5. Младший школьный возраст совпадает с прохождением начальной школы (1-4 классы) и длится с шести до десяти лет.
  6. Следующий этап – подростковый – занимает период с десяти до четырнадцати лет.
  7. Ранняя юность наступает в 14 лет и длится примерно до семнадцати лет.

Как воспитывать девочку, зная возрастные особенности формирования личности? Следует всегда помнить, что гармонично развитый малыш – это не вундеркинд, лишенный детства в угоду «получения дошкольника в раннем детстве». Преднамеренные сдвиги этапов развития на более ранние сроки отражаются и на взрослых, и на детях.

У каждого возраста есть ведущая деятельность – та, которая помогает развиваться ребенку именно в этот период времени. Если с дошкольником не играть, а обучать его при помощи школьных методов, то налицо будет отвращение к этому виду деятельности, нежелание видеть воспитателя и посещать детский сад, а также нарушение структуры личности дошкольника. Поэтому, как бы ни хотелось «натаскивать» трехлетнего малыша при помощи уроков, психика ребенка чувствительна к игре, и следует воспользоваться всеми развивающими возможностями этого вида деятельности.

Разнообразие, богатство образов, яркие эмоциональные впечатления, которыми наполнены игры, помогают развивать восприятие, мышление, воображение и память.

как воспитывать ребенка девочку

Роль взрослого в решении вопроса, как воспитывать девочку, постоянно меняется: если в период новорожденности родитель в основном удовлетворяет физиологические потребности малыша, то, начиная с младенческого возраста, уже примеряет роль образца для подражания в проявлении эмоций, интонационной выразительности речи. В период раннего и дошкольного возраста представители старшего поколения становятся образцом в применении предметов окружающего пространства (на кухне, в гостиной, в гараже и т. д.), а также "трансляции" социальных норм поведения и речи, знаний.

В дальнейшем взрослый рассматривается ребенком как образец принципов и правил, достойного выполнения любой работы и т. д. Поэтому неважно кто воспитывает, главный вопрос – как, каким личным примером. Девочка, воспитанная бабушкой, для которой будущее внучки не пустой звук, имеет такие же шансы на успех, как и остальные дети. Разумное воспитание детей всегда является отправным пунктом для самовоспитания любого взрослого человека (обучая – учимся).

Новорожденность и младенчество

Первый год жизни ребенка самый ответственный для родителей, поскольку является этапом адаптации малыша к окружающему пространству и постепенным его освоением (передвижение на четвереньках, ногах). Как воспитывать девочку в год и на что обратить внимание? Если вспомнить, что половые отличия для ребенка начинают играть какую-то роль только с трех лет, то становится очевидным надуманное различие в воспитании детей обоих полов в это время.

Прежде всего, пристальное внимание уделяется формированию и развитию восприятия (слух, зрение, обоняние, кинестетика), опорно-двигательного аппарата (правильное формирование скелета, достаточная подвижность ребенка), иммунитета. Многие родители допускают самую большую ошибку в воспитании ребенка до двух лет, сдвигая этап прямохождения малыша на более ранние сроки (при помощи ходунков). В некоторых семьях эта процедура повторяется из поколения в поколение и не вызывает какого-либо удивления.

На самом деле пропускается этап активного ползания, который чреват последствиями:

  • нарушением осанки в дошкольном, школьном или ином возрасте (все зависит от развитости мышц);
  • нарушением координации движений вследствие недостаточной тренировки в раннем детстве;
  • проблемами с освоением трехмерного пространства, что сказывается в начальной школе на двигательной активности, освоении таких предметов, как математика, языки, рисование;
  • недостаточной стимуляцией внутреннего уха в период от 1 месяца до 3 лет (вызывается постоянной сменой положения тела: лежа – сидя – стоя и т. д.), что сказывается на развитии внимания, восприятия, памяти и мышления.

Ходунки были изобретены как адаптирующий инструмент для детей с ДЦП, и здоровому ребенку они противопоказаны. Как бы взрослым ни хотелось увидеть свою девочку бегающей на ногах, а не четвереньках, сдвигать эту деятельность на более ранние сроки категорически нельзя.

Важными «приобретениями» годовалого ребенка становятся лепетные слоги и первые слова, появление первых зубов, которые доставляют немало дискомфорта не только малышу, отучение ребенка от памперса (при умелом проведении процедура проходит безболезненно, хотя некоторые родители не справляются с ней и к трехлетнему возрасту чада).

Полный список умений займет несколько страниц, но важность проявления каждого из них в нормативное время неоспорима. Для того чтобы не упустить ничего из виду, создаются дневники развития ребенка на разные возрастные периоды. Их использование помогает родителям в формировании гармонически развитой личности ребенка, а иногда даже становится причиной выявления тяжелых заболеваний. Пренебрегать ими не стоит.

как воспитывать подростка девочку

Ранний детский возраст

В период от года до трех дети активно осваивают окружающее пространство благодаря своей мобильности. Манипулятивная деятельность постепенно сменяется ролевой игрой. Соблюдение гигиенических процедур, самообслуживание, бережное отношение к предметам развиваются именно в этом возрасте. Такая деятельность обеспечивает большую самостоятельность малыша в будущем и является развивающей как для девочек, так и для мальчиков.

Мнение о том, что девочку нужно воспитывать как женщину чуть ли не с самого рождения, ошибочно. Придерживаясь этого принципа в воспитании крохи, можно нанести больше вреда, чем принести пользы. О своей половой принадлежности ребенок задумается только после начала осознания своего «Я». А этот период начинается в 3-4 года. Как воспитывать девочку 3 лет с учетом возрастных особенностей развития?

Существуют некоторые общие правила:

  1. Ранний детский возраст характеризуется активной подражательностью. Копируются все действия родителей: работа по дому, походка, эмоциональность речи и т. д. Поэтому самое время приобщать девочку к домашним хлопотам. Она может помогать маме или выполнять действия самостоятельно. Конечно же, моторика трехлетнего малыша развита не так, как у мамы, поэтому главной целью деятельности ребенка является усвоение последовательности этапов. Например, набрать воды в емкость, смочить салфетку и выкрутить ее хорошенько, затем мыть пол или протирать пыль на полках, после окончания уборки вылить воду, повесить на просушку салфетку и т. д.
  2. Взрослым следует говорить с детьми на интересующие их темы. К трем годам все ребята превращаются в «почемучек» – это самый плодотворный период для познания мира. Личным примером родители учат детей находить нужную информацию, приучают к проверке ее достоверности (если для взрослых этот момент не важен, дети так же его пропустят). На примере мамы и папы малыши учатся строить высказывания по той или иной тематике. В этот период очень важно терпеливо находить ответы вместе с ребенком на все интересующие его вопросы. Жажда познания, своевременно утоленная в этот период, переродится в познавательный интерес на следующих ступенях развития, а без него обучение ребенка превращается в «натаскивание».
  3. Так называемый «кризис трех лет» связан с формированием «Я–образа». Научно обоснованным названием все же будет «переходный период в возрасте трех лет». Суть его - в переоценке своей социальной значимости. Поэтому чем гармоничнее и спокойнее проходил предшествующий период жизни, тем незаметнее (без фокусов и истерик) пройдет перестройка восприятия себя. Такая возможность появляется только при однозначности требований к ребенку со стороны всех взрослых. Если родители разыгрывают роли «плохого и хорошего полицейского», детские истерики и капризы с целью манипулирования взрослыми будут привычным явлением.
  4. Вежливость, доброта малыша воспитываются только личным примером старшего поколения. Следует отметить, что жадность – это врожденное свойство человека. Умение делиться с окружающими, сострадание, как и употребление слов «благодарю», «пожалуйста», «извините» прививаются в 2-3-х летнем возрасте при помощи ежедневной ненавязчивой практики. Естественно, если мама с папой общаются указательными жестами, малышка будет делать то же самое.
  5. Дети раннего возраста развиваются через организованную двигательную активность и игру. Об этом следует помнить в любых ситуациях.

На следующем этапе формирования личности ребенка появляется деление на игры для мальчиков, для девочек и общие.

как воспитывать девочку 5 лет

Дошкольники

Период жизни ребят с 4 до 6 лет богат открытиями и освоением новых видов деятельности. Как воспитывать девочку 4 лет? Как никогда начинает проявляться темперамент и самостоятельность малышки.

Очень важно помочь ребенку направить свою активность «в мирное русло», минуя скандалы, прилюдные фокусы и истерики. Провокации со стороны чада испытывают на себе даже самые уравновешенные родители, поскольку «проба пера» проводится в безопасной среде.

Например, насмотревшись в детском саду на поведение своих сверстников (и на то как «покупается» успокоение), девочка повторяет этот фокус дома для мамы (бросается на пол, кричит и стучит ногами и руками). Поскольку «концерт» начался утром, родителю потребовались экстренные меры для его предотвращения – мама (спокойная, уравновешенная, добрая и ласковая) делает то же самое, чем вызывает сильное удивление малышки. Затем женщина объяснила, что тоже может так себя вести, но не делает этого, а ответ на вопрос "Почему?" семейство находит в обсуждениях уже по дороге в детский сад. Девочка больше никогда даже не будет пытаться вести себя подобным образом.

Переходный период трехлетнего возраста может благополучно закончиться только при условии уважения к ребенку со стороны взрослых и приучении к самостоятельности во всех сферах жизни.

Как воспитывать девочку 5 лет? Это возраст перехода от «почемучек» к «фантазерам», а отсюда и некоторые особенности поведения. К негативным проявлениям можно отнести ложь, излишнее увлечение мечтами. Маленькие экспериментаторы пробуют все методы воздействия на взрослых, если до сих пор не налажено сотрудничество. При первых же попытках обмана следует спокойно пресечь ребенка и объяснить последствия. Если же обман повторился, значит следует провести «перезагрузку» отношений. Возможно, дошкольника не устраивает подчиненное положение и слишком строгое отношение к нему родителей.

Главным принципом становится сотрудничество в решении вопроса, как воспитывать девочку 5 лет. Это равноправный член семьи со своими желаниями и потребностями. В дошкольном периоде формируется социальная позиция ребенка: общение со сверстниками, взрослыми, родственниками и чужими людьми. Ребенок «примеряет» разные социальные роли (через игру).

Как воспитывать девочку 6 лет в условиях подготовки к школе? Наступает очередной переходный период, который может длиться с 6 до 7-8 лет. На этом этапе идет активное освоение элементов такой деятельности, как обучение: увеличивается время концентрации внимания, объем памяти. Процесс мышления постепенно переходит от конкретно-предметной формы к абстрактно логической.

Девочке, как никогда, нужна поддержка и помощь родителей. Она уже может выполнять поручения по дому, следить за опрятностью внешнего вида, абсолютно самостоятельна в самообслуживании, помогает как старшим, так и младшим родственникам, проявляет лидерские качества. Многие дети уже умеют читать, открывая для себя мир сказок, юмористических рассказов, стихов. В этот период очень важен мягкий контроль со стороны родителей, поскольку саморегуляция сформирована пока еще на среднем уровне.

как воспитывать девочку 6 лет

Младшие школьники

С поступлением в первый класс происходит освоение и присвоение учебной деятельности, которая впоследствии заменяет игровую. Как воспитывать девочку 7 лет в условиях адаптации к школе? Для того чтобы освоиться в новом коллективе, проявить себя с лучших сторон, добиться хороших результатов на занятиях, требуется много энергии, сообразительность, готовность отвечать за свои поступки и, конечно же, крепкое здоровье. Родители играют роль советчика, помощника, контролера, источника информации. Однако «пальма первенства» в истинности новых знаний переходит к учителю класса – это нужно учитывать и не пытаться подорвать авторитет классного руководителя. Как правильно воспитывать девочку 7 лет?

  1. Приучить к дисциплине и соблюдению режима дня – это главное условие успешного освоения обучения.
  2. Поощрять успехи школьника, эмоционально поддерживая его.
  3. Если требуется наказание, оно должно произойти. Но! Как показывает практика, самым действенным является не угол, не ремень, не словесные унижения, а спокойное обдумывание ребенком своих действий в полном одиночестве, сидя на стуле в комнате. После этого стоит убедиться, что ребенок понял причину ограничения пространства и сделал выводы. Если этого не произошло, требуется аналитическая и прогностическая помощь взрослого.
  4. При проведении домашних занятий, особенно воспитывая девочку 7 лет, требуется применение здоровье сберегающих технологий, которые базируются на грамотном распределении времени для работы и отдыха, двигательной и интеллектуальной активности, а также игровых методов.

К третьему классу школьники успешно осваивают учебную деятельность.

как воспитывать девочку 3 лет

Как воспитывать девочку 9 лет:

  1. Требования к соблюдению распорядка дня останутся до конца обучения, но именно от рационального распределения времени на учебу и отдых во многом зависит успешность ребенка. Этим пренебрегать не стоит.
  2. Авторитет учителя дополняется авторитетными одноклассниками, и это обстоятельство следует учитывать родителям. Большую роль в жизни ребенка начинают играть отношения со сверстниками.
  3. В этот период занятия в кружках, секциях, дополнительных курсах и т. д. наиболее плодотворны. Но все должно быть в меру, не стоит перегружать младшего школьника.

Существенных отличий в вопросе, как воспитывать девочку 10 лет, немного. В этот период происходит переход на среднюю ступень обучения, и взрослым следует запастись терпением и чуткостью. К тому же авторитет учителя перестает быть неоспоримым, а роль подруг и одноклассников повышается. Родители, задумываясь как воспитывать девочек 10 лет, часто впадают в крайности и стремятся запретить им как можно больше всего. Такая деятельность взрослых приводит в тупик. Да, девочки как никогда становятся самостоятельными, экспериментируют с косметикой, пытаясь подчеркнуть свою женственность. Но тактика запретов, указов и нравоучений способна только истрепать нервы обеим сторонам. Только уважение и сотрудничество могут установить гармонию семейных отношений.

как воспитывать девочку 4 лет

Подростки

Как воспитывать девочку-подростка? Наверное, самый сложный переходный период, в связи с быстрыми физиологическими изменениями, к которым школьники не сразу привыкают. Девочки ищут свой стиль во всем: одежде, манере поведения, прическе, макияже. Мама и папа выступают теперь в роли консультантов, мнение которых спрашивают, но поступают по-своему.

Главной проблемой подростка является внешний вид. Родители в состоянии содействовать благополучному и скорейшему разрешению вопросов облика школьника. Делать это нужно с любовью и сопереживанием. Только так можно смягчить колкий характер подростка. Следует воспитывать подростка девочку как хранительницу семьи, делясь с ней своими знаниями, умениями, обсуждая закономерности взаимодействия макро- и микромира. Этим можно поднять свой авторитет в ее глазах и укрепить сотрудничество.

Все ли советы по воспитанию подходят для конкретного ребенка

Каждый человек индивидуален, как снежинка. Взрослым можно пожелать только терпения, чуткости, уважения к своим детям, настойчивости в достижении поставленных целей. Однозначно нельзя бездумно переносить опыт воспитания чьих-то детей на своего ребенка. Поэтому с учетом всех переходных периодов и особенностей развития ребят, можно выстроить свою линию поведения и воспитания.

Заключение

Если все же в отношениях с чадом возникают проблемы, стоит прислушаться к советам психолога, как воспитывать девочку. Обычно проблема заложена во взаимном непонимании, которое корригируется только при условии заинтересованности обеих сторон. Коротко учение о людях, но длинно познание. Однако именно оно позволяет лучше узнать себя через общение с окружающими.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.