Состав бухгалтерской отчетности с 2013 года

Выход нового Закона о бухучете в декабре 2011 года, задолго до его вступления в силу - случай для российской практики удивительнейший. Обычно все поправки мы получаем, что называется, "под елочку" и просматриваем их в спешке. А тут такая забота – больше года на изучение норм новой бухгалтерской конституции.

Причем бухгалтеры оказались в странной ситуации: им надо составлять отчетность за прошлый, 2012 год, когда Закон 402-ФЗ еще не действовал, сейчас, в 2013 году, когда он уже вовсю применяется. Как это влияет на формирование и состав бухгалтерской отчетности? И что делать организациям малого предпринимательства?

Состав бухгалтерской отчетности
Теперь рассмотрим состав годовой бухгалтерской отчетности для обычной коммерческой организации. В нее входит:

• бухгалтерский баланс;

• отчет о прибылях и убытках;

• приложения к ним: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения.

Правда, с 2013 года форма №2 в Законе №402-ФЗ называется отчетом о финансовых результатах. По сути, форма из Приказа № 66н уже является таким отчетом, так как в ней есть данные о доходах, расходах, величине прибыли и совокупном финрезультате.

Однако, невзирая на то, что в этом отчете есть все, что нужно знать о финансовых результатах, Минфин зачем-то настаивает: в состав и содержание бухгалтерской отчетности-2012 эту форму отчета необходимо включать именно как отчет о финансовых результатах (ОФР для краткости). Если Приказ  №66н не обновится, или разработчики бухгалтерских программ не изменят название формы, это желательно сделать самостоятельно. Если же это невозможно, придется сдать отчет с прежним наименованием. Трудно представить, чтобы у кого-то поднялась рука наказывать за это. Да и по какой статье?

Состав и содержание бухгалтерской отчетности
Традиционно каждый год волнуются малые предприятия: надо ли им сдавать приложения к отчетности? Напрямую Приказ  №66н от этого их не освобождает. В то же время продолжает действовать Положение по ведению бухучета  №34н, где индульгенция как раз есть. Получается прямо гамлетовское: «Сдавать или не сдавать – вот в чем вопрос».

Но вместо того, чтобы выяснять, какой из этих нормативных актов главнее, лучше их примирить между собой. Да, в 66-м Приказе нет разрешения не сдавать приложения, но есть слова о том, что в них отражаются лишь наиболее важные сведения о финансовом состоянии фирмы. Вывод: если у вас обычная текучка, вписывать в приложения, скорее всего, нечего. Да и проверить правильность вашей профессиональной оценки, по которой вы решили отказаться от приложений, строго говоря, некому. Можно отметить, что малые предприятия вправе не включать приложения в состав бухгалтерской отчетности.

Радует еще одно заметное послабление для субъектов малого бизнеса. Упрощение форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности, значительно облегчило жизнь предпринимателям и бухгалтерам. В принципе, задекларировано это было давным-давно, и малые предприятия могли сами разработать «облегченные» формы. Но одни организации не видели в этом особого смысла, их устраивали общепринятые шаблоны. Те же, которые не прочь были «облегчить» формы, просто не доросли до такой свободы, самостоятельная работа их пугала.

состав годовой бухгалтерской отчетности
Скажем, в «классическом» балансе в статью «Капитал и резервы» входит целый ряд показателей, которые надо отразить отдельно. Здесь и уставный капитал, и добавочный, и нераспределенная прибыль. В «малом» балансе никаких расшифровок нет: заполнили строку «Капитал и резервы», и дело с концом.

Привычный отчет о финансовых результатах Минфин тоже существенно порезал. Под нож пошли проценты к получению - их надо отразить лишь в составе строки «Прочие доходы». А вот проценты к уплате чиновники оставили отдельной строкой. Понятно почему: даже небольшой фирме надо видеть, во сколько ей обходятся привлеченные деньги.

Этот «секвестр» малым предприятиям, которые в нем нуждались, можно было сделать самостоятельно и раньше, но раз уж появились образцы, грех ими не воспользоваться. 

Однако не напрасно все время повторяется: фирма может пользоваться упрощенными формами, входящими в состав бухгалтерской отчетности, если нуждается в них. А нужда эта совсем не очевидна, поскольку с точки зрения бухгалтеров малых предприятий, всю жизнь заполнявших обычную отчетность, переход на «облегченную» версию – лишние хлопоты. Формы в качестве приложения к учетной политике утверди, строки «классической» отчетности сложи, чтобы получить результаты для совокупных строк упрощенных форм.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.