Что относится к факторам производства? Конкурентоспособность!

Исследование вопроса, что относится к факторам производства, принадлежит к, своего рода, священным коровам экономической теории, которая рассматривает их как ресурсы, которые так или иначе привлекаются для производственной деятельности. Традиционно понятие факторов производства включало в себя такие составляющие, как труд, земля и капитал. Во второй половине ХХ века к этим составляющим добавилась еще и информация. Некоторые исследователи, кроме того, выделяли из понятия «труд» в отдельный показатель предпринимательский талант.

Анализ процессов, происходящих в современной экономике, дает некоторые основания утверждать, что рассмотрение структуры факторов производства сейчас требует определенного дополнения и уточнения.

Если рассмотреть, что относится к факторам производства с точки зрения господствующих в современной экономике тенденций, то вполне очевидным становится, что вполне самостоятельным и важным фактором стал, например, маркетинг, роль которого в условиях нарастающей конкуренции трудно переоценить.

Здесь на первый план выходит задача удовлетворения потребностей рынка, что ограничивает применение административных методов управления и повышает тем самым рыночные демократизм и профессионализм.

Классическая модель конкуренции такова: «снижай цену, повышай качество, предоставляй покупателю дополнительные льготы (в формах оплаты, поставок, техобслуживании и т.д.)». Кроме того, реализация функций конкуренции и позитивных последствий ее проявлений в динамике соотношения цены потребления и качества товаров, во-первых, приводит к объективной потребности формирования конкурентной среды. И делаться это должно не только в интересах товаропроизводителей, но, прежде всего, потребителей и, во-вторых, это непосредственно свяжет функции конкуренции с ее же преимуществами, как для компаний, так и для продукции, которую они производят. В этом случае, в факторы общественного производства вполне уместно включать конкурентные преимущества того или иного предприятия.

По мере развития технологических, производственных и управленческих инноваций, а также глобализации национальной и международной конкуренции теория сравнительных преимуществ факторов производства, которые находятся в изобилии, сама проблема, что относится к факторам производства, перестаёт соответствовать современным требованиям экономической науки. В настоящее время все большее признание получает новая теория конкурентных преимуществ. Она означает следующее:

1. Преимущества предприятия и товара перестали быть статическими. Они изменяются под воздействием инновационно-инвестиционных процессов в технике и технологии производства, методах управления и формах организации, в способах продвижения товаров на рынки.

2.  Механизм формирования рыночных преимуществ на основе конкуренции не является единственным. Государство рассматривается здесь в качестве важнейшего субъекта формирования конкурентных стратегий и преимуществ предприятия. В этой связи рыночный механизм дополняется государственным механизмом регулирования конкурентных отношений и конкурентоспособности предприятий.

3. Глобализация экономики вынуждает предприятие при формировании своих преимуществ учитывать не только собственные и отраслевые интересы, но и национальные, а также международные условия.

Все это свидетельствует о том, что, отвечая на вопрос, что относится к факторам производства, мы с определенной степенью уверенности можем констатировать, что конкурентные преимущества стали вполне осязаемым и обособленным фактором. Для их создания государству необходимо осуществлять меры по формированию конкурентной среды и защите конкуренции, стимулированию постоянного внедрения нововведений, оптимизации и совершенствованию государственного регулирования с учетом тенденций развития мировой экономики.

Эти преимущества можно определить как эффективность деятельности предприятия в какой-либо области, которая, во-первых, дает ему наилучшие (по сравнению с конкурентами) возможности привлекать и сохранять потребителей, во-вторых, позволяет получать стабильную прибыль и на этой основе обеспечивать воспроизводство основного капитала.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.