Как составить резюме: требования, особенности, образец

Как составить резюме? Над этим вопросом хоть раз в жизни задумывается большинство людей. Не всегда этому уделяется достаточное внимание, но оно того стоит. Работа может стать радостью и смыслом жизни, а может только тяготить и ежедневно разочаровывать. Как грамотно составить резюме, чтобы найти дело своей мечты? Давайте разберемся.

Хорошая работа

Не спешите поскорее разместить информацию о себе на сайтах с вакансиями. Определитесь сперва с тем, какую именно работу вы хотите получить. Выбрав направление трудовой деятельности, не будьте пассивным товаром, который покупает работодатель. Выбирайте нужную работу сами. Представление о том, как составить резюме для устройства на работу, лучше всего рождается в процессе осознания того, какая именно занятость вам нужна.

люди разных профессий

Чтобы составить такое представление, лучше всего письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего вам нужна работа? Вам важен карьерный рост? Вы стремитесь совершенствовать свои знания? Возможно, вы хотите создавать проекты, которые будут работать на вас в будущем? Вам достаточно получать какое-то количество тысяч рублей в месяц и вы будете счастливы?
  2. Чем вы хотите заниматься? Вы получили образование и хотите работать в этой сфере или желаете кардинально сменить вид деятельности? Многие люди ищут образец, как составить резюме для получения желаемой должности, не учитывая этот момент. Для начала просто отметьте его для себя. Не считайте это невозможным.
  3. Форма оплаты. Имеет ли значение, будет у вас "белая" заработная плата и социальные гарантии, или вы готовы рисковать ради большего заработка? Сколько денег вам нужно? Сколько вы планируете тратить в месяц на еду, одежду и развлечения? Ответив на эти вопросы, вы определитесь с минимальным порогом оплаты за свой труд.
  4. График работы. Готовы ли вы трудиться пять дней в неделю строго с 9:00 до 18:00 или предпочли бы сменный график? Готовы ли вы задерживаться каждый день? Возможно, вас устраивает только удаленная работа? Только отвечайте честно. Не обманывайте самих себя.
  5. Отпуск. Сколько раз в год вы планируете его брать? Обращайте внимание на то, предоставляет ли работодатель оплачиваемый отпуск, имеется ли возможность его свободного выбора.
  6. Какие компании вас привлекают? Известные гаранты бизнеса с богатой корпоративной культурой или небольшие компании с более неформальной обстановкой? Выбирая работодателя с именем, вы получаете возможность внутреннего роста. Однако в мало кому известной компании рост обычно проходит намного стремительнее.
  7. Месторасположение работы. Вы готовы добираться до места час или два каждое утро или вам подходят варианты только в вашем районе? Возможно, ради интересной вакансии вы готовы на переезд в другой город?
  8. Каким должно быть ваше рабочее место. Вы сможете работать в шумном офисе или вам нужна тишина и отдельный кабинет? Сможете ли вы соблюдать дресс-код компании или индивидуальность для вас важнее?

Если вы ответили на эти вопросы, у вас появилось представление о том, что вы ищите. Вот и пришло время подумать, как составить резюме. Сделать это правильно помогут наши рекомендации.

Как составить резюме, ключевые моменты

Хочется сказать еще несколько слов о том, что такое резюме. Вы думаете, что это подробная информация о вашем опыте работы? С такой установкой ваш шанс быть замеченными упадет процентов на 70. Резюме - это ваше коммерческое предложение работодателю, в котором вы предлагаете купить самое ценное, что у вас есть - ваше время.

задумчивый мужчина

А теперь поставьте себя на место работодателя. Что он хочет увидеть в вашем резюме? Как покупатель в первую очередь он хочет видеть, какую выгоду ему принесет эта сделка. Его интересует, достаточно ли пользы он получит от затрат на вашу заработную плату. Ваша задача - отразить в резюме выгоды сотрудничества с вами.

Таким образом, резюме показывает вашу стоимость как специалиста. Поэтому очень важно сделать его привлекательным для работодателя. Заявить о своей стоимости необходимо именно на этом этапе, потому что сделать это на собеседовании будет гораздо сложнее.

Не существует универсального формата для всех профессий. Не нужно искать, как правильно составить резюме, примеры, отзывы, шаблоны. Каждое резюме должно отражать ключевые вопросы, на которые ищет ответы работодатель. Для выставленных вакансий важно показать, как вы зарабатывали деньги для своих предыдущих работодателей, какова была рентабельность, скорость сделок. Для технических профессий важно большое количество навыков и знаний. Девелопменту важны количество и качество реализованных проектов. Для рабочих профессиях важно отразить свою надежность, мастерство, а для средств массовой информации важна ваша уникальность.

Рассмотрим по пунктам, как составить резюме. Шаблон, образец - не наш вариант. Составлять будем сами, индивидуально, под выбранную вакансию.

Начните с имени

Наиболее презентабельно писать полные фамилию, имя и отчество. Поставьте себя на место работодателя. Вы хотите написать только имя? Возможно вам есть что скрывать, потому что вы неудачно покинули прошлое место работы? Не стоит вызывать лишних вопросов с самого начала.

Как называется файл вашего резюме? Мое резюме? Новое резюме? Иванов? Если да, то вы непременно затеряетесь среди десятков таких же файлов на почте у работодателя. А если открыто несколько вакансий? Идеальное название для файла с резюме может быть таким: "Иванов Иван Иванович, финансовый аналитик".

Фотография

Обратите внимание на уместность выбранного вами фото. Никаких купальников и фотографий с отдыха. Оставьте их для семейного альбома. Желательно выбрать портрет в деловой обстановке. Это может быть и профессиональная фотосессия и фото с прошлого места работы. Наиболее привлекательно смотрятся фотографии на однотонном белом или сером фоне. Можно помещать и цветные фото, например, как на паспорт. Главное - на них вы должны искренне улыбаться.

Имея перед глазами ваше изображение, после собеседований работодателю будет проще соотнести вас и резюме. Если у него перед глазами будут фото ваше и других претендентов, при прочих равных достоинствах (образование, опыт, семейное положение и так далее) он выберет того, чей образ на фотографии будет более располагающим. А поможет в этом улыбка.

навыки на доске

Желаемая должность

Если вам понравились несколько вакансий работодателя, то составить и сохранить резюме нужно для каждой в отдельности. При этом написать об опыте и компетенции, которые соответствуют именно этой должности. Это вообще непреложное правило, если мы говорим о том, как грамотно составить резюме: уникальная вакансия - уникальное предложение от вас.

Оплата труда

Зарплата "по договоренности" - понятие растяжимое, приводящее к риску зря потратить время. Вполне приемлемо указать нижний порог. Например, от 40 000 рублей. Составить резюме на работу, образец которого не содержит конкретных предполагаемых заработков, могут позволить себе люди, работающие сдельно, например, фрилансеры.

Интересный момент и с обсуждением зарплаты на самом собеседовании. Все рекомендации кричат о том, что спрашивая про зарплату, мы очень теряем в глазах работодателя. Но спросить об этом должен именно кандидат. Если зарплата не указана в вакансии, лучше всего задать вопрос в конце собеседования. Вполне допустимо поинтересоваться, на какую зарплату может рассчитывать кандидат, претендующий на предлагаемую должность.

Личные данные

Город проживания и район в резюме указывать необходимо, а вот улицу, дом и номер квартиры совсем не обязательно. Частой ошибкой при составлении резюме на работу является указание семейного статуса и наличия детей. Это не профессионально - выкладывать личную информацию в предложении о работе. Представленные в интернете на запрос "как правильно составить резюме" образцы далеко не идеальны и устарели по многим пунктам, в том числе по этому.

одобрение человека

Контакты

В этом разделе желательно быть максимально открытым. Указать нужно и электронную почту, и номер сотового телефона, и возможность получать сообщения по скайпу, вайберу и т. д. Не забывайте о позиционировании. Если ваша страница в социальной сети носит профессиональный характер, дайте ссылку на нее. Если ваша личная почта называется "солнышко собака Яндекс. ру", лучше завести более нейтральную. Также неэтичным считается указание в резюме корпоративной почты нынешнего места работы.

Образование

Перечислите в обратном порядке все учебные заведения, которые вы окончили. А также укажите все пройденные тренинги, курсы, MBA, мастер-классы. Если вы посетили мастер-класс по валянию из шерсти, а претендуете на должность тендерного специалиста, указывать этот вид образования не стоит.

Опыт работы

Эти данные также желательно перечислять в обратном порядке. Подробно стоит расписать последние три или четыре места работы. Обратите внимание на обязанности, которые вы уже выполняли на прошлых местах и планируете выполнять на новом месте работы.

Не нужно указывать точные даты выхода и ухода с работы, достаточно месяца и года. Не забывайте указывать следующие моменты:

  • Направление деятельности компании, в которой вы работали.
  • Численность сотрудников.
  • Количество сотрудников в вашем подчинении (для руководителей).

Если ваш опыт кажется вам недостаточным для желаемой должности, не стоит приукрашивать резюме теми функциями, которых вы не выполняли. Также не нужно писать о вымышленных местах своей трудовой деятельности.

Если в одной компании вы занимали разные должности, лучше расписать их отдельно, указав конкретную должность и время ее исполнения.

люди и пазл

Навыки, личные качества, хобби

Если вы указываете компьютерные навыки, то пишите, только те программы, которые могут пригодиться при выполнении ваших будущих обязанностей. То же касается и личных качеств. В графе хобби не стоит указывать больше 3-4 увлечений, иначе может возникнуть вопрос, как вы будете находить время на работу.

О владении иностранным языком стоит писать тем, кто может хотя бы поддержать на нем беседу. Английский со словарем давно не котируется у работодателей, это могут сделать автоматические переводчики.

Рекомендации

Очень важная часть резюме. Если вы работали в компании больше трех лет, одного контакта будет не достаточно. Два, три - это оптимально.

В этом разделе также можно указать партнеров, с которыми сложились хорошие отношения в ходе проектов, тех, кто может подтвердить ваш профессионализм.

Сейчас намечается тенденция ухода от практики рекомендаций в резюме. Мнения сильно разнятся, поэтому решайте сами, стоит ли указывать рекомендателей в вашем случае.

Навыки и достижения

Пожалуй, это самый важный раздел резюме. И если он пуст или содержит пару общих фраз, считайте, что вы проделали работу напрасно.

Все свои достижения желательно перевести в цифры: увеличил объем продаж на 40% за два года, оптимизировал затраты на логистику, уменьшив их в три раза.

Здесь же стоит указать профессиональные награды: менеджер года, лучший оператор апреля и т. п.

Если из опыта работы не видно, что вы шли по нарастающей, соедините эти блоки и отразите свой прогресс достижениями.

Как составить резюме: образец оформления

Мы уже говорили о названии файла, теперь можно взглянуть на резюме изнутри. Найти стандартный образец и составить резюме для устройства на работу не сложно, но все же нужно придерживаться рекомендаций.

Оформление в таблицу – плохая идея. Этим приемом часто пользуются представители технических профессий, чтобы подчеркнуть профессионализм в своей сфере. Но такой формат практически не дает возможности для раскрытия себя, как кандидата. Если речь о том, как составить правильное резюме на работу, примеры с оформлением в таблицу сразу исключайте.

Ваше резюме должно выглядеть просто и понятно. Не используйте цветные шрифты. Если хотите что-то выделить – сделайте это жирным. Оптимальный шрифт - Arial, размер 10–12. Times уже не рекомендуют использовать, так как общество переходит на шрифты без засечек. Поэтому документы с использованием последнего выглядят устаревшими и сильно формализованными.

Все, что можно оформить в список, например, обязанности, оформляйте именно так. Никаких неудобных перечислений через запятую.

Язык резюме должен быть простым и понятным. Худшее, что можно придумать, это переписывать ваши должностные инструкции. Составление резюме на работу - это не создание мертвого документа, переполненного канцеляризмами. Ведь его могут читать рекрутер, кадровый специалист, директор, которые не знакомы с тонкостями вашей профессии.

Обычно распечатанные резюме готовит работодатель, но захватить с собой на собеседование два экземпляра будет не лишним.

хождение по краю

Сложные вопросы трудоустройства

Как составить резюме, если ваш трудовой опыт не идеален? Возможно, у вас был большой перерыв в работе, нет высшего образования, или вы часто меняли места трудовой деятельности. Если ваш опыт не соответствует ожиданием работодателя, то резюме вряд ли это исправит. Стоит помнить, что это лишь отражение ваших реальных успехов и достижений. Поэтому акцентируйте внимание на том, чего вам удалось добиться на прошлых местах работы.

Поступайте на новую работу уже с готовым представлением о том, чего вам надо достигнуть, чтобы впечатлить следующего работодателя. Еще раз повторимся, не стоит обманывать в резюме, просто запаситесь фактами, которые с лихвой компенсируют слабые места. А вас о них непременно будут спрашивать.

В случае частой смены мест образцом составления резюме на работу может стать объединенная форма отражения опыта. Это такая форма, в которой соединяются несколько мест работы с аналогичной должностью и функциями в одну. Только не увлекайтесь подобным приемом.

Если вы решили поменять сферу деятельности. Работали в одном месте, но хотите в другое. "Очень хочу" - не самое привлекательное предложение работодателю. Как правильно написать или составить резюме на работу в этом случае - не ваш вопрос. Ваша задача - доказать свое желание, а для этого нужно обладать хоть каким-то опытом. Первым делом таким кандидатам стоит задуматься о стажировке. Бесплатно или дешево - зависит от компании, которую вы выберете. Да, это определенная жертва, но она окупится получением заветной должности.

Можно постараться и здесь обойтись наименьшими потерями. Например, создать хорошее портфолио. Лишним оно не будет ни в одном из вариантов.

Вы долго работали в одной компании без повышения, хотите уйти в другую и стать там руководителем. Здесь тоже чуда не случится. Как написать резюме в таком случае? Хотите руководить - доказывайте, что вы это умеете. Инициируйте проекты, художественную самодеятельность, корпоративы, что угодно, и отражайте это в будущем резюме.

Вы студент или выпускник. Тогда пишите больше о своем образовании и опыте. Указывайте все свои стажировки, практика, подработки.

Лучше всего пройти стажировку в интересной вам компании, еще обучаясь на старших курсах, но если вы не сделали этого раньше, то сейчас самое время.

Ваш опыт работы не самый презентабельный. Часто люди стесняются указывать опыт работы в сетевом маркетинге, но и из него можно извлечь много полезных навыков. Коммуникабельность, умение делать холодные звонки, навыки убеждения и презентации.

Можно говорить о пройденном обучении. Оно в сетевом маркетинге не сильно отличается от обучения менеджеров по продажам.

Фриланс и предпринимательство были вашим основным доходом? Тогда на собеседовании к вам будут относится очень настороженно. Позиция большинства работодателей заключается в вопросе, что заставило человека отказаться от собственного дела? Неудача? Это не самые лучшие предположения работодателя при приеме вас на работу.

Что же делать вам, как составить резюме в этом случае? Акцентируйте внимание на своем многостороннем и полезном опыте, на организованности и умении планировать, решать задачи. Самое главное для вас - это показать готовность и желание стать частью команды.

У вас не профессиональное образование. Пожалуйста, перестаньте об этом думать. Большинство высших учебных заведений либо совсем не дает, либо дает в незначительной степени знания и навыки, необходимые для осуществления практической деятельности. Это известно всем работодателям. Не стоит бояться специфических областей. Помните, что при составлении резюме для устройства на работу образцом компетентности будет не ваше образование, а ваши способности и опыт.

студент в костюме

Сопроводительное письмо

Как составлять резюме для устройства на работу, мы обговорили. Обсудим теперь сопроводительное письмо. Многие кандидаты даже не подозревают о существовании такого мощного инструмента.

В настоящее время сопроводительное письмо можно прикреплять к резюме прямо на сайтах при отклике на вакансию. В случае если вы отправляете резюме на почту работодателя, вернее всего прикрепить его отдельным файлом.

Этот документ - прекрасный шанс показать себя идеальным кандидатом. В письме стоит написать о том, что вы ознакомились с вакансией и компанией, дать понять, почему именно вы лучше всего подходите работодателю, а также сделать побуждающее предложение.

Например: "Добрый день, Ольга Юрьевна! Я внимательно ознакомилась с описанием вакансии копирайтера и с сайтом вашей компании. Я считаю, что отлично подхожу вам и смогу решить те задачи, которые требуются. У меня есть шестилетний опыт работы в медицине, специализация - лабораторная диагностика. Я умею самостоятельно добавлять статьи на сайт, делать верстку. Я сама мама двух детей, и меня интересуют темы детского здоровья. Помимо копирайтинга, я знакома с темой поискового продвижения сайта, могу писать очень качественные seo-оптимизированные тексты, всегда рада участвовать в интересных проектах. Жду от вас информации об удобной форме собеседования, на котором вы сможете убедиться в моем опыте, знаниях и умении эффективно решать рабочие вопросы."

Сопроводительное письмо - прекрасный способ проявить себя, как личность, показать свою заинтересованность и выделиться в толпе конкурентов. Правильно составить резюме на работу, образец исполнения - это резюме с сопроводительным письмом.

Не бойтесь потратить слишком много времени на каждого работодателя, ведь от того, сколько вы затратите сил сейчас, будет зависеть ваше благополучие в будущем.

Где и как искать работу

Не стоит надеяться на один источник, нужно попробовать все варианты. Предоставляем наиболее популярные места размещения вакансий:

  • Самый очевидный - это популярные сайты по поиску работы. Выбирать стоит по объему вакансий, представленных в вашем городе. Небольшим минусом таких сайтов будет то, что, образцы, как правильно составить резюме, будут предоставлены самими этими сайтами. Несмотря на это, размещаться на них стоит.
  • Отраслевые порталы. На подобных сайтах часто бывают работодатели, поэтому там совершенно точно стоит размещать свое резюме, особенно, если вы планируете работать в какой-то определенной отрасли.
  • Отличной идеей контактировать с большим числом работодателей является отраслевая выставка или конференция. Здесь можно увидеть работников компании, посмотреть, как они работают на своем стенде, оценить качество представления компании на рынке. Здесь можно получить личные контакты или попросить передать резюме в отдел кадров.
  • Социальные сети. Можно и нужно сообщать о поиске работы в социальных сетях, только перед этим важно привести свой профиль в порядок. Закон десяти рукопожатий еще никто не отменял. Это относится и к тем, кто ищет работу даже не через сети. Стало уже обычной практикой, что работодатели просматривают личные профили своих кандидатов. Еще одним плюсом может стать то, что в этом случае можно не задумываться, как правильно составить резюме для устройства на работу.
  • Очень неоднозначное мнение в нашей стране сложилось о кадровых агентствах. Кто-то считает их специалистов бездельниками, без которых легко можно обойтись, кто-то напротив - незаменимыми помощниками. Действительно, если вам знаком хороший рекрутер, пренебрегать таким шансом не стоит.

О собеседовании

Это самый важный момент вашего устройства на работу. Требования к составлению резюме мы рассмотрели. Теперь поговорим о том, как вести себя на встрече с работодателем или его представителем.

пожатие рук

Начнем по порядку. Вам звонят с предложением прийти на собеседование. Если вы в этот момент работаете на предприятии, которое собираетесь оставить, не стоит шепотом или сдавленным голосом договариваться о встрече. Скажите честно, что вам сейчас неудобно говорить и вы перезвоните в такое-то время. Позвоните точно тогда, когда пообещали.

Определитесь с местом и временем встречи. Если что-то не понятно, перезванивайте и уточняйте. Возможно, для прохода в здание требуется пропуск или паспорт. Отнюдь не зазорно в сложных случаях просить схему проезда.

Точно определите маршрут и время следования до места встречи. Старайтесь не опаздывать, а если такое случилось, сразу же звоните и предупреждайте. Возможно, вашу встречу перенесут на другой день. Если вы приехали раньше, не торопитесь проходить в офис, лучше прогуляться по улице или подождать в машине. Возможно, в это время проходит собеседование с другим кандидатом.

Внимательно изучите компанию перед интервью. Важно все, что сможете найти в интернете - численность сотрудников, первые лица, отзывы, сфера деятельности. Если компания представлена торговыми точками, постарайтесь посетить их, чтобы посмотреть, как ведется работа на месте.

Всю эту информацию вы сможете использовать в ходе собеседования, точно обозначая, что вас привлекает в компании, и чем вы можете быть для нее полезны. Такая осведомленность ярко выделит вас из толпы конкурентов.

Что касается портфолио, не стоит заваливать работодателя лавиной материала. Достаточно 3-5 специфичных или самых удачных работ.

Подготовьте собственную презентацию: четкий и краткий рассказ о вашем опыте и профессиональных успехах. Если вам удалось правильно составить резюме на работу, образец держите перед собой. Только не воспроизводите его дословно. Интервью - это не допрос, а равноправная беседа. Ведите себя спокойно, уверенно и доброжелательно.

С вечера приготовьте одежду, в которой вы отправитесь на собеседование. Независимо от погодных условий, это должен быть деловой стиль. Для мужчин - костюм с галстуком. Для женщин - юбка длиной до колена или чуть ниже, обязательны чулки или колготки. У женщины должна быть простая повседневная прическа, никаких русалок с распущенными волосами, обязателен аккуратный неяркий маникюр. Это непременные правила этикета. Правда, такой дресс-код подходит не для всех вакансий. Возможно, вы устраиваетесь на работу, где приоритетами являются эффектная внешность и броская одежда. Это тоже нужно учесть.

В самом интервью могут задавать вопросы не только о вашем опыте и навыках. Например, предполагаемого менеджера по продажам могут спросить, что он будет делать, если заключит сделку, а логистика его подведет и товара в нужный срок не окажется на складе. На такие вопросы нет правильных и не правильных ответов. Обычно такими кейсами работодатели проверяют, подходит ли им стиль действий кандидата.

И последний хороший совет: обязательно выспитесь перед собеседованием. Относитесь к выбору работы спокойно. Помните, вы пришли не проситься к работодателю, а выбираете его, как и он вас. Если вас что-то не устраивает, вы имеете полное право отказаться, даже если получили приглашение на работу. Выбирайте только то дело, которое приносит вам удовлетворение и радость.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.