Что такое рынок: определение, функции, виды и особенности

Что такое рынок? В экономической литературе встречается большое количество разных определений этого понятия. Вот некоторые из них: рынок – это сфера обращения денег, товаров и услуг; механизм взаимоотношений продавцов и покупателей; сфера обмена товарами и услугами внутри страны или между странами. Рынок обеспечивает взаимосвязь потребителей и производителей. Он подталкивает на производство той продукции, которая необходима покупателю.

покупать и продавать

Стимулирует эффективность производства и снижение затрат благодаря внедрению новой техники, а также применению современных технологий, так рынок активизирует научно-технический прогресс. Помимо этого, производитель должен заботиться о качестве своей продукции, иначе она не будет раскуплена, а значит, продавец не получит прибыли и не сможет покрыть свои затраты. А также необходимо постоянно думать об обновлении своей продукции. Таким образом, значение слова "рынок" - многоликое.

Система рынков

Это комплекс огромного количества рынков разной направленности. Выделяют три главных вида: потребительский, факторов производства и финансовый. Первый делится на оптовый и розничный. Второй – на рынки:

  • земли – сюда входит сама земля, недра, урожай, а также полезные ископаемые;
  • труда – это все работоспособное население;
  • капитала – в него включены все здания, сооружения, оборудование, станки, а также инвестиции.

Третий – рынок ценных бумаг (акции) и денежный, к которому относятся кредиты, ссуды.

Свободный рынок

Существует такое понятие, как свободный или конкурентный рынок. Под ним подразумевается система, которая сама себя регулирует и поддерживает свое равновесие, а также достигает результатов без вмешательства внешних факторов. Что характерно для свободного рынка? Его основные свойства перечислены ниже:

  • мобильность всех ресурсов;
  • однородность продукции;
  • неограниченное количество участников;
  • свободный вход и выход из него;
  • участники не могут оказывать влияние на решение других.

Функции его следующие:

  • регулятор экономики;
  • через цены предоставляет информацию о рынке;
  • обеспечивает санацию, а также оптимизирует народное хозяйство.

Условия возникновения рынка

Ниже представлены факторы, которые повлияли на его возникновение:

  • Специализация труда – это форма разделения труда, например, между разными отраслями или сферами производства как в пределах предприятия, так и за его внешними границами на разных этапах производственного процесса.
  • Общественное разделение труда. Наличие множества существующих в данный момент видов трудовой деятельности называется разделением труда. Благодаря этому образуется обмен между ними, в результате которого работник одного вида деятельности получает шанс пользоваться товарами или услугами другого вида труда.
    Рыночная экономика
  • Ограниченность ресурсов – происходит обмен одного продукта труда на другой. В отсутствие такой возможности каждый индивид для удовлетворения своих потребностей выполнял бы огромное количество разных работ, а это, в свою очередь, привело бы к замедлению экономического прогресса и развития цивилизации в целом.
  • Экономическая обособленность товаропроизводителей. Каждый сам решает, как и что производить, для кого и где продавать полученную продукцию.
  • Свобода производителя. Любой субъект имеет право выбирать выгодный, желаемый, целесообразный вид экономической деятельности и осуществлять ее в допустимой законом форме.

Классификация рынков

Выделяют следующие виды рынков:

  • Факторов производства – сюда можно отнести рынки недвижимости, материалов и сырья, полезных ископаемых и энергетических ресурсов.
  • Рынки интеллектуального продукта – изобретения, инновации, произведения искусства и литературы, а также информационные услуги.
  • Товаров и услуг – включены все рынки потребительского назначения.
  • Финансовые – это рынки капиталов, ценных бумаг, кредитные, валютно-денежные.
  • Рынки рабочей силы представляют экономические формы движения трудовых ресурсов.
Эффективный маркетинг

Далее рассмотрим функции и структуру рынка.

Функции

Можно выделить следующие функции рынка:

  • Информационная. Цены на товары и услуги содержат информацию, в которой нуждаются все участники хозяйственной деятельности. Например, изменяющиеся цены на товары предоставляют объективную информацию о качестве, количестве поставляемых на рынок благ. Низкие цены свидетельствуют об излишке благ, а высокие – о недостатке предложений. Информация, которая концентрируется на рынке, позволяет любому субъекту хозяйственной деятельности оценивать свое положение с рыночной конъюнктурой и приспосабливаться к запросам рынка.
  • Ценообразующая. Благодаря взаимодействию покупателей и продавцов, спросу и предложению на услуги и продукцию, происходит формирование цены на рынке. Баланс расходов производителей и полезности для покупателей определяет рыночную цену. Издержки на производство товаров и услуг, а также полезность продукции отражаются в цене. Поэтому в рыночной экономике цена назначается путем сопоставления полезности продукции и издержек для производства этих товаров.
    Конкуренция на рынке
  • Регулирующая функция. Суть рынка в этом случае заключается в воздействии на все сферы хозяйственной деятельности, главным образом на производство. Растущая цена сигнализирует о том, что необходимо расширять производство, а если цена падает, то сокращать. Постоянные изменения цен дают информацию о положении дел, а также оказывают влияние на хозяйственную деятельность. Информация, которую предоставляет рынок, побуждает производителей совершенствовать качество продукции, а также снижать затраты.
  • Посредническая. В этом случае можно дать такое определение рынку – это посредник, так как он выступает в роли арбитра между продавцами и покупателями, позволяя найти более выгодный вариант купли-продажи.
  • Санирующая. На рынке регулярно происходит «естественный отбор» субъектов хозяйственной деятельности. Благодаря такому явлению, как конкуренция, рынок избавляет экономику от неэффективных предприятий. А активным и целеустремленным дает «зеленый свет». Таким образом, увеличивается средний уровень эффективности рынка и повышается устойчивость национального хозяйства в целом.

Структура

Структура рынка – это внутренне строение, порядок, а также расположение отдельных его элементов. Ее можно разделить по следующим критериям.

По степени ограничения конкуренции:

  • свободный;
  • смешанный;
  • монопольный.
Рынок услуг

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  • потребительских товаров и услуг;
  • товаров промышленного назначения;
  • промежуточных товаров;
  • сырьевой рынок;
  • рынок труда и фондовый;
  • ноу-хау.

По характеру продаж:

  • розничный;
  • оптовый.

Рыночная экономика

Рынок и рыночная экономика представляют собой систему, которая основывается на частной собственности, свободе выбора, а также опирается на личные интересы. Все решения субъекты рыночной экономики принимают самостоятельно, руководствуясь стремлением получения максимальной выгоды. Все рыночные функции осуществляются посредством конкуренции. Последняя представляет собой соперничество между субъектами рыночных отношений за наиболее привлекательные условия производства, а также сбыта продукции для получения наивысшей прибыли. Рынок и рыночная экономика – это система экономических отношений, приводящая к движению цен и основанная на удовлетворении собственных экономических интересов. Рыночный механизм осуществляет взаимодействие покупателей и продавцов. Его можно охарактеризовать так:

  • удовлетворение различных потребностей индивида;
  • эффективное распределение ресурсов;
  • высокая приспосабливаемость рыночных участников к изменениям, происходящими на рынке.

Преимущества, недостатки и особенности

Что такое рынок? Это эффективный механизм, который координирует деятельность экономических субъектов. Можно выделить следующие преимущества:

  • восприимчивость к научно-техническому прогрессу, а также оперативное его внедрение в сферы производства;
  • результативное распределение ресурсов;
  • хорошую приспособляемость к изменениям;
  • свободу действий и выбора;
  • удовлетворение разных потребностей.

Помимо плюсов, есть также и ряд минусов. К ним можно отнести:

  • периодические подъемы и спады;
  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  • не создает такие услуги, как здравоохранение, оборона, образование;
  • не оберегает окружающую среду;
  • не гарантирует право на доход и труд;
  • не регулирует мировые ресурсы и богатства.
Распродажа товаров

К некоторым особенностям рыночной экономики следует причислить:

  • многообразие товаров и услуг;
  • гибкое производство;
  • формирование нового типа трудовых отношений;
  • улучшение качества товаров и снижение затрат;
  • государственное регулирование конкуренции.

Методы конкуренции

К ним относятся:

  • Ценовая конкуренция – получение сверхприбыли с помощью уменьшения затрат на производство продукции.
  • Неценовая конкуренция – увеличение качества товаров с помощью усовершенствования технических характеристик, производство товаров-заменителей, улучшение обслуживания покупателей, применение массовой рекламы.

В современных условиях в основном преобладает последняя. В связи с этим можно выделить два типа рынков: совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Что такое рынок совершенной конкуренции? Это состояние, при котором огромное количество производителей, действуя независимо друг от друга, продают одинаковые товары, и ни один не в состоянии контролировать рыночную цену. Такой рынок носит название совершенного, или свободного. В этих условиях продавцы не могут повлиять на рыночную цену товаров, и поэтому должны приспосабливаться к ней.

Совершенная конкуренция

Что такое рынок несовершенной конкуренции? Если не выполняется хотя бы одно условие рынка совершенной конкуренции, то образуется тип рыночных отношений, при котором субъекты рынка обладают возможностью влиять на цены, условия коммерческих сделок, навязывать наиболее привлекательные для себя условия другим участникам этого процесса. Таким образом, в рамках несовершенной конкуренции выделяют следующие типы рынков: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Заключение

Рынок представляет собой сложный механизм, который основан на разных формах собственности, финансово-кредитной системы и товарно-денежных отношений. Это система экономических взаимоотношений покупателей и продавцов, которая охватывает процессы распределения, производства, потребления и обмена. Таким образом, рынок – это определенный тип экономической системы.

Прочитав статью, вы ознакомились с понятием рынка и его основными функциями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.