Апартеид – это что такое?

Комментировать Редактировать статью

В 1973 году Генеральной ассамблей ООН была принята конвенция о пресечении преступления апартеида. Эта политика расовой дискриминации активно проводилась руководством ЮАР на протяжении нескольких десятилетий. Впоследствии термин стал применяться и в отношении сегрегации по цвету кожи и дискриминации по другим признакам, проводимой руководством прочих стран. О преступлениях, которые были совершены против чернокожего населения Южной Африки, политике апартеида, а также о его проявлениях, наблюдаемых в разных уголках планеты, расскажет эта статья.

Подавление протестов

Предыстория

Первые европейские поселения появились на территории современной Южно-Африканской Республики в 1652-м году. Изначально это были колонисты-протестанты из Нидерландов, а позже туда бежали французские гугеноты. Через 100 лет начались Капские пограничные войны, связанные со стремлением «белых» захватывать все новые земли, пригодные для земледелия, которые местное темнокожее население считало своим испокон века.

В начале 19-го века колония, в которой большинство белых граждан были выходцами или потомками из Нидерландов, была завоевана британцами. Сразу же после этого английский парламент принял решение об отмене рабства. В 1833-м году это решение стало реализовываться и на территории колоний, что привело к недовольству со стороны белых фермеров буров. Их организованное сопротивление стало причиной образования двух независимых государств (Трансвааль и Оранжевая республика) и к двум войнам между местными гражданами голландского происхождения и британцами. Поражение буров в последней из них привело к образованию в 1910-м году Южно-Африканского Союза, который стал доминионом Британской Империи. В 1939-м году в стране сформировалась правая Национальная партия (НП), которая не скрывала своих симпатий Третьему рейху и выступала за расовую сегрегацию.

Черный парень в автобусе для белых

Начало политики апартеида

Слово «апартхейд», которое в переводе с африкаанс (диалект нидерландского языка, изначально сформировавшийся в среде европейских поселенцев Южной Африки) был употреблен в 1917 году Яном Христианом Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром ЮАС.

Согласно определению, принятому в научных кругах, апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей Национальной партией в ЮАС, (позже в ЮАР) с 1948 по 1994 год. Однако первые его проявления на государственном уровне были обозначены уже в 1912 году, когда вступил в силу в Земельный акт и были введены ограничения на наем на работу чернокожих граждан.

Приход к власти крайне правых

В ходе предвыборной кампании 1948 года НП представила программу, основу которой составляла политика апартеида. Это позволило ей стать лидером гонки, а затем сформировать коалиционное правительство с Партией африканеров. Таким образом, в стране к власти пришли люди, которые были членами или поддерживали крайне националистическую организацию Брудербонд, в которую входили потомки европейских эмигрантов.

Акция гражданского неповиновения

Основные положения

В любой цивилизованной стране уже не одно десятилетие детей учат, что апартеид — это зло. Однако многие не знают, в чем он выражался.

Для тех, кто не знаком с этим явлением, скажем, что апартеид в ЮАР основывался на Законе о групповых областях, принятом в 1950 году. Он предписывал народам банту, проживающим на территории страны с 6-го века нашей эры, селиться только в специальных резервациях, так называемых бантустанах. Выезд за их пределы и появление в городах можно было осуществлять лишь по спецразрешению либо при наличии свободного рабочего места. При этом чернокожее население привлекалось исключительно к выполнению низкооплачиваемых и непрестижных работ, как правило, в сфере обслуживания «белых» граждан. Со временем коренные жители были лишены почти всех гражданских прав.

Если говорить цифрами, то в годы апартеида в ЮАР правительство попыталось разделить страну на отдельные государства, отведя 87% земли «белым», «цветным» и индийцам, а 13% поделив между десятком «резерваций» для чернокожих африканцев, составлявших около 80% всех жителей ЮАР.

Нельсон Мандела

Проявления апартеида в сфере образования и здравоохранения

В ответ на критику международных организаций, занимающихся защитой прав человека, и представителей европейских «левых» движений, власти ЮАР утверждали, что такие услуги были «раздельными, но равными» для темнокожего и «белого» населения. Однако их качество существенно отличалось. В частности, хотя в бантустанах не было недостатка в медицинских работниках, их профессиональная подготовка оставляла желать лучшего.

Правительство ЮАР указывало, что это связано с тем, что в течение ряда лет правительство требовало от руководства вузов для «черных» быть более снисходительными к темнокожим студентам, чтобы последние имели возможность получить высшее образование, даже при том, что поступали в университеты, имея недостаточный багаж школьных знаний.

Запрет смешанных браков

Нарушения основных прав человека

Во времена апартеида в ЮАР были приняты законы, которые запрещали смешанные браки, а также прелюбодеяния и внебрачный секс между людьми с разным цветом кожи. Кроме того, в стране была введена расовая классификация граждан на «белых», «цветных», индийцев и африканцев. Это был первый случай подобного рода после падения Третьего рейха.

Решающим признаком, по которому гражданина ЮАР относили к той или иной группе, был цвет кожи. Однако были нередки случаи, когда члены одной семьи попадали в разные расовые группы. Это порождало человеческие трагедии, так как, если человека переставали считать «белым» и относили к «индийцам» или к «африканцам», его статус резко понижался и он лишался многих гражданских прав.

К числу нормативных актов, унижающих человеческое достоинство по расовому признаку, относился и закон об обеспечении раздельных услуг. Согласно этому документу, представителям разных рас запрещалось пользоваться одними и теми же заведениями общественного назначения (комнатами отдыха и пр.). При этом клубы, кинотеатры, кафе и пр. для «белых» отличались повышенной комфортностью и высоким качеством услуг.

Политическая дискриминация

В эпоху апартеида не «белые» граждане были лишены гражданских прав. Правительством ЮАР это обстоятельство, вызвавшее гнев международной общественности, обосновывалось тем, что существовал план, по которому чернокожее население должно было постепенно переселиться на отведенные для них территории. В связи с этим власти считали нецелесообразным давать им избирательное право вне бантустанов.

Полиция против демонстрантов

Борьба Африканского национального конгресса с режимом апартеида

Данная политическая организация африканского населения ЮАР была основана в 1912-м году, и причиной ее создания явились первичные проявления апартеида (кратко об этом можно прочитать в воспоминаниях современников).

На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990-й годы) партия находилась на нелегальном положении, а ее члены подвергались гонениям. В этот период Африканский национальный конгресс (АНК) активно поддерживался руководством СССР. В учебных заведениях Советского Союза учились сотни ее членов, а в военных училищах и лагерях, действовавших на территории Анголы, проходили подготовку до 2000 бойцов военного крыла АНК.

Хотя выступления чернокожего населения были зафиксированы с самого начала ведения апартеида, эти акции приобрели массовый характер лишь в 60-ые годы. В ответ правительство стало применять к недовольным более жесткие меры. В частности, в 1960 году в поселке Шарпевиль полиция открыла огонь по демонстрантам, убив 69 безоружных чернокожих. Именно после этих событий лидеры АНК создали боевую организацию, а жесткий прессинг мировой общественности привел к тому, что ЮАС прекратила свое членство в британском Содружестве и объявила об образовании Южно-Африканской Республики.

В 1976-м году восстание «черных» в Соуэто, распространившееся и в другие города, привело к введению чрезвычайного положения. Волнения продолжались около года. Последовавшие репрессии и другие преступление апартеида заставили Запад ввести санкции против ЮАР. В результате в в 1978-1979 годах были вынуждены уйти в отставку премьер-министр страны Балтазар Форстер и некоторые члены его правительства.

Борьба с апартеидом на международном уровне

ООН неоднократно выражала свою озабоченность в связи с дискриминацией темнокожего населения ЮАР. В 1970 – 1980-х годах борьба с апартеидом оказалась в числе приоритетных задач ООН. К ней подключились и другие международные организации. В результате их деятельности расистский режим ЮАР был подвергнут изоляции, что не лучшим образом сказалось на экономике страны и заставило власти задуматься о необходимости пересмотра апартеида. Эту миссию взял на себя последний, на сегодняшний день, «белый» президент ЮАР Фредерик де Клерк, которого в шутку называли южноафриканским Горбачевым. Его усилия были высоко оценены международной премией, доказательством чему является присуждение этому политику Нобелевской премии мира.

Нельсон Мандела

Известный правозащитник, являющийся представителем младшей ветви правящей династии одного из регионов ЮАР, всегда отличался бунтарским характером. Это стало причиной его отстранения и из университета и побега из семьи в Йоханнесбург с целью избежать брака, навязанного родственниками. Через некоторое время Мандела, которому все же удалось получить высшее гуманитарное образование заочно и поступить на юрфак Витватерсрандского университета, познакомился там с «белыми» борцами с апартеидом Джо Слово и с Гарри Шварцем. Они стали его верными соратниками и впоследствии заняли посты в его правительстве. В 1944-м году Мандела стал членом АНК и возглавил Молодежную лигу этой организации. При этом он находился под сильным влиянием идей Махатмы Ганди и считал единственно верным решением ненасильственную борьбу с режимом апартеида.

Позже политик пришел к выводу о необходимости вооруженной борьбы, так как мирные акции протеста были малоэффективными. Мандела неоднократно оказывался в тюрьме за свою антиправительственную деятельность. В ходе судебного процесса, который состоялся 12 июня 1964 года, он вместе с соратниками был приговорен к высшей мере наказания. Вплоть до 1990 года Нельсон Мандела находился в тюрьме, причем большей частью содержался в одиночной камере. Его освобождение из заключения транслировалось телевидением в десятках странах мира.

В 1994-м году Мандела стал Президентом ЮАР, и это событие поставило точку в истории апартеида.

В других странах

Термин «апартеид» применим и в отношении других стран. В частности, в Саудовской Аравии женщины дискриминируются в соответствии с законами шариата. Они лишены избирательных и права принимать участие в выборах. Обвинения в апартеиде можно услышать и в адрес Израиля, где ущемляются палестинцы.

Жертва апартеида

Теперь вы знаете, что такое апартеид. Кратко и понятно это явление можно охарактеризовать словами «разделение» и «дискриминация». К сожалению, некоторые его проявления можно встретить и сегодня. Остается надеяться, что человечество когда-нибудь перестанет разделять и дискриминировать людей по полу, цвету кожи и пр., хотя на данный момент это звучит как утопия.