Особенности адаптации детей к детскому саду: как проходит процесс

Большинству родителей рано или поздно приходится отдавать своего подросшего ребенка в детский садик. Конечно, для пап и мам эта ситуация очень волнительна. Ведь в жизни их чада грядут существенные перемены. В течение нескольких последующих лет это дошкольное учреждение должно стать практически вторым домом для их малыша, и поэтому столь важно, чтобы он как можно быстрее привык к новым условиям и смог легче адаптироваться к изменившимся требованиям. С какими проблемами при этом сталкиваются дети и их родители, и как сделать так, чтобы этот период для всей семьи прошел как можно мягче?

Понятие адаптации

Под этим термином понимают процесс приспособления индивида к новым условиям, а также к новой для него окружающей среде. Существенные изменения, происходящие в жизни любого человека, в том числе и малыша, оказывают непосредственное влияние на его психику.

девочка держит папу за руку и плачет

Что же представляет собой адаптация детей в детском саду? В первую очередь это период, требующий от ребенка больших энергетических затрат. В результате этого происходит перенапряжение детского организма. Кроме этого, адаптация детей в детском саду представляет собой привыкание к существенным изменениям жизненных условий, в числе которых:

  • отсутствие папы, мамы и других близких родственников;
  • появление необходимости в соблюдении четкого дневного распорядка;
  • сокращение количества времени, которое будет уделено конкретному малышу, ведь в группе находится от 15 до 20 детей;
  • необходимость в подчинении требованиям чужих для него взрослых.

Основные факторы привыкания

Период адаптации ребенка к детскому саду у всех малышей протекает по-разному. Так, некоторые из них привыкают к новым условиям сравнительно легко. В этом случае адаптация детей при поступлении в детский сад длится всего от одной до трех недель. Другим же крохам намного сложнее. Их адаптационный период растягивается на пару месяцев. Только после этого тревожность маленького человечка может существенно снизиться. Если же процесс адаптации детей к детскому саду не завершен и по истечении этого периода, то тогда родителям потребуется обратиться за консультацией к специалисту-психологу. Что же оказывает непосредственное влияние на успешность этого процесса? Специалисты выделяют ряд факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

Возраст ребенка

Очень часто молодые мамы стремятся пораньше выйти на работу. Это решение вынуждает отдать малыша в детский сад уже в два года, а то и раньше. Но стоит заметить, что подобный шаг является очень сложным для ребенка. Ведь в раннем возрасте он пока еще не может полноценно взаимодействовать со своими сверстниками.

девочка улыбается маме

Разумеется, каждый маленький человек является яркой индивидуальностью. Однако большинство психологов придерживаются мнения о том, что оптимальным возрастом для начала посещения ДОУ является 3 года. Объясняется такой вывод так называемым кризисным периодом первых лет жизни. Когда малышу исполнится 3 года, адаптация ребенка в детском саду уже сама по себе становится намного легче. Ведь к этому времени у детей снижается уровень психологической зависимости от мамы и повышается самостоятельность. Именно поэтому им гораздо проще расстаться с близкими людьми на несколько часов.

Почему же не стоит торопиться с оформлением ребенка в ДОУ? Например, если ребенку 2 года, то адаптация к детскому саду у него будет происходить, скорее всего, тяжело. Ведь формирование привязанности к маме и отношений между детьми и родителями заканчивается лишь по достижении крохой трехлетнего возраста. Именно поэтому в 2 года продолжительная разлука с близким человеком, скорее всего, вызовет у малыша нервный срыв и нарушит базовое доверие к миру.

Не стоит сбрасывать со счетов и большую степень самостоятельности трехлеток. Как правило, в этом возрасте детки уже умеют ходить на горшок и пить из чашки. Некоторые из них даже делают попытки самостоятельно одеваться. Все эти навыки и облегчают адаптацию детей в детском саду.

Состояние здоровья

Достаточно тяжело проходит период адаптации ребенка к условиям детского сада, если у него имеются серьезные хронические заболевания, например, диабет, астма и т.д. Сложности к привыканию в этом случае объясняются особенностями организма и повышенной степенью психологической связи с близкими людьми.

То же самое можно сказать и о тех детках, которые болеют часто и подолгу. В этом случае для успешной адаптации ребенка в детском саду потребуются особые условия в виде сниженных нагрузок и наблюдения медицинского персонала. Специалисты рекомендуют отдавать таких малышей в ДОУ как можно позже. Ведь основная проблема адаптации ребенка к детскому саду – это его здоровье, а в младшей группе у малыша наблюдается следующее:

  • проявляется сниженный иммунитет;
  • растет восприимчивость к инфекциям;
  • повышается эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодах плаксивости;
  • возникает несвойственная для маленького человечка агрессивность, активность или, наоборот, медлительность.

Собирая документы в детский сад, родители обязательно должны пройти со своими малышами медосмотр. Пугаться этой процедуры не нужно. Напротив, мамы и папы еще раз могут посоветоваться с врачами по поводу того, каким образом их чаду пережить предстоящую адаптацию детей в детском саду с минимальными потерями для здоровья.

Уровень психологического развития

Успешному прохождению периода адаптации ребенка к детскому саду может воспрепятствовать отклонение от средних показателей познавательного интереса. Причем в этом случае свою негативную роль порой играет как задержка в психическом развитии, так и одаренность.

При первом варианте понадобится применение особых коррекционных программ. Они позволят восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, а также повысить у ребенка познавательную активность. Если в ДОУ для таких деток созданы все благоприятные условия, то уже к школьному возрасту они могут догнать своих сверстников.

девочка возле доски

Психологическая адаптация детей в детском саду сложна и если они являются одаренными. Дело в том, что у таких малышей уровень познавательной активности значительно выше, чем у ровесников, при этом они способны испытывать некоторые сложности в коммуникации и социализации с одногруппниками.

Контакты со сверстниками

Адаптация детей раннего возраста в детском саду предполагает значительный рост уровня социализации. Малышам приходится много общаться со сверстниками, а также с незнакомыми им взрослыми. При этом психологи отмечают особенности адаптации детей к детскому саду. Быстрее всего к новому обществу привыкают те малыши, у которых круг социального окружения не ограничивается только родителями и бабушками. Если дети редко контактируют со своими сверстниками, то к изменившимся условиям они будут привыкать очень сложно. Здесь скажутся их еще слабые навыки коммуникации и, кроме того, неумение разрешить конфликтные ситуации. Все это непременно вызывает рост тревожности и является основной причиной нежелания посещать садик.

Во многом данный фактор адаптации детей раннего возраста в детском саду зависит от педагогов. Воспитатель, умеющий наладить хороший контакт с ребенком, значительно ускоряет процесс привыкания к необычным условиям.

Особенности поведения

Порой период адаптации детей в детском саду пугает родителей настолько, что они начинают считать, что этот «ужас» не закончится никогда, и что их ребенок посещать ДОУ просто не сможет. Однако пап и мам беспокоят, как правило, те особенности поведения их чада, которые являются типичными для абсолютного большинства малышей, проходящих данный этап своей жизни. И не стоит родителям при этом думать, что только их ребенок не может посещать ДОУ, а остальные детки ведут себя лучше. Это далеко не так. Рассмотрим самые распространенные изменения, которые можно наблюдать в поведении ребенка при адаптации к условиям детского сада.

Эмоции

Как проходит адаптация ребенка в детском саду? На начальном этапе посещения ДОУ у него очень сильно выражены различные отрицательные эмоции в виде плача и хныканья. Особенно ярким становится проявление страха. Кроха всем своим поведением показывает, что ему страшно. Он боится воспитателя и того, что его мама за ним никогда не вернется. Проявляется у ребенка в этот период и гнев. Он вырывается, не давая себя раздевать, и даже способен ударить близкого человека, который собирается оставить его в группе. Порой у таких деток проявляются депрессивные реакции. Они становятся заторможенными, и кажется, что эмоции у них отсутствуют вовсе.

Среди особенностей адаптации детей к детскому саду выделяется отсутствие положительных эмоций, что особенно ярко проявляется в самые первые дни. Малыши очень расстроены расставанием с привычной средой и с мамой. Ребенок может и улыбаться. Однако это, как правило, реакция на новую игрушку или веселую игру.

Родителям предстоит набраться терпения. Как бы это ни было тяжело, стоит помнить о том, что на смену негативным эмоциям обязательно придут позитивные. Они и укажут на завершение адаптации ребенка младшей группы в детском саду. Плакать же при расставании с мамой ребенок может еще долго. Однако подобное проявление эмоций вовсе не указывает на то, что его привыкание к новым условиям идет плохо. Если кроха способен успокоиться уже после нескольких минут после того как мама ушла из группы, то тогда можно считать, что все в порядке.

Коммуникабельность

Первые дни адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду проходят со снижением их социальной активности. Даже те малыши, которые отличались общительностью и оптимизмом, становятся беспокойными, замкнутыми и напряженными. Взрослым, наблюдая за детьми, нужно иметь в виду, что 2-3-летние крохи играют только рядом, но не вместе. В таком возрасте еще не получила свое развитие сюжетная игра с вовлечением в нее нескольких участников. Именно поэтому родители не должны расстраиваться, если их малыш не взаимодействует с другими. Об успешном прохождении процесса адаптации в этом случае можно будет судить по взаимодействию ребенка с воспитателем. Малыш должен откликаться на просьбы взрослого и следовать распорядку дня.

Познавательная активность

На начальном этапе данный фактор у деток, пришедших в ДОУ, как правило, снижен или вовсе отсутствует из-за имеющих место стрессовых реакций. Порой ребенка перестают интересовать даже игрушки. Он стремится посидеть в стороне, чтобы лучше сориентироваться в новой обстановке. И только постепенно в процессе адаптации малышом начнется освоение пространства группы. Он совершает «вылазки» к игрушкам, постепенно они становятся более смелыми и частыми. После этого у ребенка начнут возникать познавательные вопросы, которые он станет задавать воспитателю.

Навыки

В начале посещения детского садика на малыша окажут свое влияние новые для него внешние воздействия. Из-за этого некоторые детки на время утрачивают навыки самообслуживания, в числе которых - умение пользования ложкой, горшком, носовым платком и проч. Если успешно будет проходить адаптация детей в детском саду, родителям будет приятно видеть, что их кроха не только вспомнил все забытое, но и научился чему-то новому.

Речь

В период адаптации словарный запас некоторых детей может значительно истощиться. При этом в нем станут появляться «облегченные» варианты слов и предложений. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. С течением времени речь ребенка не только восстановится, но и значительно обогатится. Для этого нужно только набраться терпения и подождать окончания периода адаптации.

Двигательная активность

При приходе в ДОУ одни детки становятся чересчур активными, а другие – «заторможенными». В этот период перемены затрагивают и их домашнюю деятельность. Хороший признак успешного прохождения адаптации – восстановление нормального двигательного поведения как в садике, так и вне его стен.

Сон

Ребенок, оставленный родителями на дневной сон, засыпать в первые дни будет плохо.

ребенок с плачем встает в кроватке

Малыш либо будет вскакивать, либо просыпаться с плачем. Беспокойным время отдыха крохи станет и дома. И только после завершения периода адаптации все обязательно придет в норму.

Аппетит

На начальном этапе, когда ребенок только начал посещать ДОУ, он не будет стремиться к еде. Снижение аппетита при этом связывают с непривычной для крохи пищей, а также со стрессовыми реакциями. Как понять, что процесс адаптации проходит успешно? На это укажет восстановление аппетита маленького человечка. И если даже он будет съедать не все, все же он начнет кушать.

Изменение в состоянии организма

Нередко детки начинают болеть уже в первый месяц своего посещения детского садика. Ведь процесс адаптации сопровождается понижением сопротивляемости еще не окрепшего организма разнообразным инфекциям. Конечно, многие мамы надеются, что привыкнуть к изменившимся условиям их ребенок сможет уже после нескольких дней посещения ДОУ. Однако не стоит торопить время. Психологами и врачами выделено 3 степени адаптации деток к ДОУ. Среди них:

  • легкая, которая длится от 15 до 30 дней;
  • средняя (период 30 до 60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

Рассмотрим каждую их этих степеней подробнее.

Легкая адаптация

При данной степени привыкания малыша к новым условиям, его поведение по всем основным показателям приходит в норму уже на протяжении одного месяца посещения ДОУ. Посещать садик для него вовсе не трагедия. Он приходит в свою группу радостно и спокойно.

При легкой степени адаптационного периода аппетит у малышей снижается умеренно и уже через неделю вновь приходит к своей норме. Быстро у таких деток восстанавливается и сон. Для этого достаточно 1-2 недель. Незначительным в таких случаях является и снижение иммунитета. Уже спустя 2-3 недели он полностью приходит в норму.

Средняя адаптация

Такая степень привыкания к ДОУ проходит значительно дольше и сопровождается значительными отклонениями. Сон и аппетит у таких малышей восстанавливаются лишь к середине 2-го месяца их пребывания в садике. Активность крохи при этом снижается. У него появляется эмоциональная подавленность, которая порой сопровождается нарушением стула, появлением потливости, а также темных кругов под глазами. В случае прохождения ребенком адаптации в ее средней степени, у него довольно часто возникают ОРВИ, которые, к тому же, протекают, значительно тяжелее. Проходят подобные симптомы к концу 2-го месяца.

Тяжелая адаптация

Данная степень привыкания вызывает особую тревогу. Она сопровождается длительными болезнями, имеющими тяжелое течение, сильным снижением аппетита, а также подавлением эмоциональной и физической активности. Подобные симптомы ярко свидетельствуют о том, что защитные силы малыша не справляются с возникшими условиями и не способны предохранить его организм от различных инфекционных факторов новой среды.

малыш не хочет есть

Серьезные стрессы и ослабление иммунитета оказывают негативное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также на его эмоциональное состояние. Кроха начинает отказываться от приема пищи, от общения и игр.

Фазы адаптации

Об окончании периода привыкания к условиям ДОУ можно судить по тому моменту, когда отрицательные эмоции ребенка меняются на положительные, и при этом восстанавливаются все регрессирующие функции. При этом ребенок во время утреннего расставания уже не плачет и идет в группу с желанием. Он все охотнее взаимодействует с воспитателем, откликаясь на его просьбы, следует всем требованиям режима, ориентируется в группе и даже имеет любимые игрушки и занятия.

Проведение комплексных исследований учеными разных стран позволило выделить три фазы (этапа) адаптационного процесса:

  1. Острая. Она сопровождается самыми различными колебаниями в психическом статусе и в соматическом состоянии. Прохождение данной фазы вызывает снижение веса, появление частых респираторных заболеваний, ухудшение аппетита, а также регресс в развитии речи. Длительность данной фазы составляет приблизительно один месяц.
  2. Подострая. Для этой фазы характерно адекватное поведение малыша. Все сдвиги в его поведении начинают уменьшаться и происходят только в отношении отдельных параметров. При этом отмечаются замедленные темпы развития ребенка, особенно психического. Длительность данного этапа составляет 3-5 месяцев.
  3. Фаза компенсации. Для нее характерно ускорение темпа развития малыша. Уже к завершению учебного года детки преодолевают подобную задержку.

Наиболее тяжелым для малыша является первый этап. Именно поэтому его и называли острой фазой. Но родителям стоит иметь в виду, что все этапы адаптации протекают у детей сугубо индивидуально. Если малыш много и с радостью говорит о детском садике и спешит туда, считая, что у него очень много дел и друзей, то можно считать, что период привыкания уже завершен.

Предварительная подготовка

Как минимизировать время адаптации детей в детском саду?

девочка с игрушкой

Консультация для родителей позволяет мамам и папам заранее подготовиться к этому важному в жизни их чада событию. Специалисты при этом советуют:

  1. Перестать волноваться. Возникшая у родителей тревога проецируется на ребенка. Не стоит также обсуждать с малышом возможные осложнения его посещения детского садика. Психологи рекомендуют родителям не вдаваться и в другую крайность. Ведь некоторые мамы и папы рисуют ребенку идиллические картинки его пребывания с детками в садике. Лучше всего, если взрослые займут позицию осознанной необходимости.
  2. Откорректировать режим малыша. Его необходимо перестроить так, чтобы ребенку было несложно просыпаться за час-полтора до того времени, когда нужно будет выходить из дома. Детей, которые уже не спят днем, необходимо приучить хотя бы лежать в постели.
  3. Приучить ребенка в одно и то же время ходить в туалет по-большому. Причем это должен быть период не с 11 до 13 ч, когда детки выходят на прогулку. По-маленькому малыш должен приучиться ходить в туалет не в тот момент, когда уже очень-очень хочется, а заранее.
  4. Приблизить меню ребенка к детсадовскому. При этом родителям необходимо устранить перекусы, которые их малыш требует до или после основных приемов пищи. Для этого специалисты рекомендуют на некоторое время снизить калорийность блюд. Это и приведет к улучшению аппетита. Но если ребенок продолжает отказываться съедать все побыстрее и оставляет пищу на тарелке, то необходимо поговорить с воспитателем, чтобы тот проявил терпение и был мягким с малышом в этом вопросе. Ведь нередко проблемы с едой становятся основной причиной того, что детки отказываются идти в садик.
  5. Проводить закаливающие процедуры. Самым простым и эффективным способом при этом станет хождение босиком. Летом оно должно быть по земле, а зимой – в помещении. Подобное мероприятие позволит укрепить иммунную, а также нервную систему. Большую пользу в деле закаливания принесут водные процедуры. Специалисты советуют родителям не ограничивать пребывание малыша в воде и не слишком контролировать ее температуру. Также следует постепенно приучать кроху к холодному питью, чтобы ему можно было без проблем для здоровья давать кефир, молоко и соки прямо из холодильника. С точки зрения температурного контраста полезным будет и употребление мороженого.
  6. Приучать к тому, что мама может отлучиться. Для этого психологи рекомендуют создавать такие ситуации, когда ребенок сам попросит близкого ему человека на время уйти. Например, для того, чтобы подготовить для мамы сюрприз или подольше поиграть с друзьями. При этом уходя надолго, следует просить ребенка проследить за порядком в доме и дать ему какие-либо поручения, которые он должен выполнить к маминому возвращению. При встрече малыша нужно обязательно расспросить, как прошел его день, и похвалить за успехи.
  7. Проследить, каким образом малыш играет со сверстниками. Дело в том, что взаимоотношения между детьми в этом возрасте находятся на стадии формирования. У ребенка, которого родители отдали в детский сад, этот процесс значительно ускоряется. Именно поэтому родителям следует обратить внимание, подходит ли их чадо к играющим детям. Если ему это сложно, то мамам и папам нужно научить его это делать. Малыш должен уметь здороваться с детьми, предлагать им принесенные игрушки, просить поиграть с ними и правильно реагировать в случае отказа, находя при этом компромиссны вариант.
  8. Приучить малыша выносить во двор только те игрушки, которые он готов дать друзьям. Если он будет брать с собой только самого любимого мишку и не станет ни с кем делиться, то скоро прослывет жадиной и останется в одиночестве.

Помощь мамы

В процессе адаптации близкие люди должны создать для малыша в доме самую бережную обстановку, которая будет щадить нервную системы крохи, работающую в этот период на полную мощность.

малыш идет в детский сад

Кроме этого, мамам нужно говорить в присутствии ребенка о воспитателе и о детском саду только хорошее. И это даже несмотря на некоторые имеющиеся недовольства. Ребенку, который уважает воспитателей, всегда легче адаптироваться к новым условиям.

Кроме этого, в выходные дни родители не должны менять режим своего чада. Конечно, поспать утром ему можно немного дольше, но при этом не особенно сдвигая весь распорядок дня.

Не стоит также отучать детей, проходящих адаптацию к детскому саду, от «дурных» привычек, к примеру, от соски. Это позволит не перегружать нервную систему крохи, которая и так чересчур напряжена.

Мама в такой сложный для малыша период следует быть терпимее к его капризам. Причина их возникновения – перегрузка НС. Проявившего недовольство кроху следует обнять, помочь ему успокоиться и переключить на другую деятельность.

В садик можно дать из дома игрушку. Лучше, если она будет мягкой. В этом возрасте для крохи знакомая игрушка будет заместителем мамы. Прижимая к себе мягкую частичку дома, малыш быстрее успокоится в незнакомой для него обстановке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.