Оцениваем эффективность фирмы через рентабельность оборотных активов и другие показатели

Подписаться Редактировать статью

Пожалуй, если спросить любого человека о том, какой показатель он мог бы назвать в качестве главного индикатора эффективности работы той или иной фирмы, этим показателем оказалась бы прибыль. Это понятно, ведь прибыльность во многом определяет то, будет ли предприятие вообще существовать в будущем. Однако разные организации могут быть по-разному прибыльны, но их все равно необходимо каким-либо образом сравнивать. С этой целью производят расчет показателей рентабельности. Иными словами, рентабельность – это определенный уровень прибыльности.

Методика расчета уровней рентабельности чрезвычайно проста, поэтому, запомнив одно соотношение, вы сможете рассчитать любой показатель. Суть расчета заключается в отношении полученной прибыли к величине того, рентабельность чего вы хотите установить. Так, например, совершенно очевидно, как рассчитать рентабельность активов: достаточно разделить чистую прибыль или прибыль до налогообложения на итог баланса. Обычно рентабельность выражают в процентах. В данном случае она позволяет судить об эффективности использования имущества, которое находится собственности организации. Как вы могли заметить, в числителе может стоять разная прибыль, что представляет собой особенность данной группы показателей. В зависимости от вашего выбора показатели могут меняться, что позволяет расценивать их как в достаточной мере субъективные.

Помимо рентабельности всего имущества можно определить рентабельность оборотных активов и внеоборотных. Очевидно, что для этого необходимо разделить прибыль на итог соответствующего раздела баланса, а затем выразить в процентах. Рентабельность оборотных активов показывает их способность приносить прибыль, а также эффективность их использования. Смысл рентабельности внеоборотных активов аналогичен.

Сравнивать прибыль можно не только с активами, но и с пассивами. Наибольший интерес представляет рентабельность собственного капитала организации, то есть величина прибыли, приходящаяся на единицу капитала владельца. С помощью этого критерия можно проводить сравнение различных предприятий с точки зрения собственника, например, с целью выбора наиболее привлекательного объекта инвестиций.

Когда мы рассчитываем рентабельность оборотных активов, то в знаменателе стоит сумма этих активов. Одним из их слагаемых является готовая продукция, то есть ее себестоимость. Рассчитать рентабельность продукции также может быть весьма полезно. Данный показатель будет характеризовать то, сколько прибыли приносят денежные средства, сформировавшие затраты. Для его расчета традиционно используется показатель прибыли от продаж.

Прибыль от продаж также используется при определении рентабельности продаж, что логично. Смысл этой рентабельности заключен в том, какую долю в выручке фирмы составляет прибыль.

Определение всех описанных выше показателей за один период может оказаться недостаточным. Дело в том, что нормативных значений у них нет, поэтому сравнивать их можно только между собой. Для подобного сравнения можно использовать либо среднеотраслевые показатели, либо показатели предприятий-аналогов. Гораздо больший практический интерес представляет сравнение в динамике, то есть сопоставление с уровнями предыдущих периодов и последующее определение тех или иных тенденций. Очевидно, снижение рентабельности требует выявления причин ухудшения, а ее рост – определения факторов, которые можно использовать и впредь.

Немалый интерес представляет и факторный анализ, позволяющий оценить изолированное и совокупное влияние тех или иных факторов на каждый из показателей рентабельности. Например, рентабельность оборотных активов зависит от рентабельности продаж и от оборачиваемости этой части активов. Путем использования методов цепных подстановок или абсолютных разниц без особого труда можно выявить факторы, влияние которых наиболее сильно, а затем использовать полученные результаты в целях принятия наиболее эффективных и обоснованных управленческих решений.