В Москве проходит выставка икон из коллекции Григория Лепса. Музыкант - о своем хобби и о себе

В Государственном историческом музее с 5.09.2018 по 14.01.2019 года проходит демонстрация экспонатов из собрания Григория Викторовича Лепса под названием «Предивное художество». Заслуженный артист РФ, продюсер и музыкант представил уникальную коллекцию. Стоит заметить, что его собрание пополнялось на протяжении 20 лет. Музыкант поделился своими мыслями о будущем и прошлом произведений искусства.

Как все начиналось?

Как у Григория появилась мысль собирать иконы? Возможно, решающую роль сыграла внутренняя мотивация? Он объясняет хобби повышенным интересом к истории великого Российского государства. Дело в том, что у него всегда было желание коллекционировать иконы, однако не было возможности: это дорогое удовольствие. Так, начал примерно лет в 30 с чем-то лет. Изначально имели место весьма слабые в плане художественной разработки предметы. Однако постепенно у коллекции появилось уникальное лицо. Тогда доход Григория стал несколько выше, благодаря чему он мог позволить себе «больше и лучше».

Каким образом развивалось дело?

25–30 лет назад на рынке нельзя было встретить большого количества икон. Даже сегодня отыскать предмет хорошего уровня сохранности и мастерства — существенная проблема. Кстати, сохранность – это очень важно! На рынке таких предметов становится все меньше и меньше. Тем не менее в частных коллекциях их можно встретить чаще. Люди никогда не продадут свои иконы – в этом и заключается принципиальное отличие. Такие экспонаты – определенный показатель уровня коллекции и ее статуса. Люди молятся на эти предметы искусства. В том числе и Григорий собственную коллекцию никогда не продаст.

Почему именно ниша XVIII–XIX века?

В начале пути Григорий не очень хорошо понимал такого рода творения и практически не разбирался в них. Да и сейчас представление весьма поверхностное: если всерьез углубиться, нужно посвятить этому делу всю жизнь. Однако он сотрудничает с правильными людьми. Получил помощь от Елены Юхименко (главного научного сотрудника отдела старопечатных книг и рукописей Государственного исторического музея) и Льва Вольфсона (соответствующего специалиста из аукционного дома под названием MacDougall’s). Александр Липницкий (коллекционер, музыкант) также время от времени радует музыканта добрым словом, советом. Они приучили Григория к определенным вкусовым предпочтениям, потому что приносили соответствующие предметы. Стоит заметить, что старых творений на выставке немного, однако все они имеют предельно высокий уровень.

Старые произведения искусства в коллекции тоже есть

Одно из них — «Спас Нерукотворный» (кстати, иногда его называют «Мокрая брада»). Речь идет об иконе из собрания известного коллекционера Виктора Бондаренко. Она считается одним из самых выдающихся экспонатов, которые когда-либо мог в жизни видеть Григорий. Существуют предметы и более высокого уровня, однако они недоступны для его кошелька.

В чем именно заключается уникальность произведения искусства?

Певец отмечает, что здесь в разговор лучше вступить искусствоведам. Он прекрасно понимает, глазами и нутром видит, что этот предмет великолепен. Он очень «иконистый», если можно так выразиться: блестящее исполнение, прекрасная сохранность, XVI век. Подобных произведений искусства на рынке почти нет. А если есть, то исключительно по заоблачным ценам. Если они имеются на руках у кого-то, то человек вряд ли решит расстаться с иконами. Как говорится в узких кругах, у антикварщиков-коллекционеров, экспонат не продается, однако есть цена расставания. Ситуацию сложно описать словами. Предмету 500 лет — а он так сохранился! Получается, за ним предельно качественно следили люди. Удивительно, что за свою лучшую икону музыкант нисколько не заплатил: это подарок.

Предметы, с которыми связаны эмоции и переживания

Григорий замечает, что абсолютно все свои произведения искусства в большей или меньшей степени любит. Был период, когда великолепная «Корсунская Божия Матерь» продавалась в Москве на Арбате в антикварном салоне. Так, он практически каждый день приходил на нее посмотреть. Консультанты замучили музыканта: «Григорий, купите!» А он отвечал: «Да не могу: $400 тыс. ведь!» Потом ее приобрел другой человек. Следует сказать, что российский исполнитель сильно сожалел: так и не получилось договориться с продавцами. Однако прошло практически 20 лет – и икона оказалась у него.

Как хранится коллекция музыканта?

В доме Григория есть мансарда. Цели постройки помещения были известны изначально. Он знал, что там будут находиться иконы. В мансарде сохраняются определенные показатели температуры, туда один раз в месячный период приходят реставраторы, осуществляют проверку и, если где-нибудь появляются, не дай Бог, какие-то маленькие скольчики или «вздутия», специалисты моментально приступают к исправлению ситуации. Все по-взрослому!

Есть ли разница между обычным и старообрядческим экспонатом?

В коллекции Григория множество старообрядческих икон. Однако, на его взгляд, разницы между этими и обычными произведениями искусства почти нет. Может, только по письму. Раскол церкви случился в основном по причине политических перипетий, существовавших на Руси. Отличия, в общем-то, заключаются не в вере, а именно в обрядах. Поэтому некоторые моменты в российской иконописи сохранились. Есть различные типы письма, а также письмо, которое соответствует тому или иному временному периоду. Эту разницу музыкант, естественно, видит.

Рыночная или научная ценность иконы — это прозрачно, однако есть ли предметы, с которыми музыкант «общается» чаще?

Григорий - верующий человек, поэтому общается со своей коллекцией все время. Любимая икона? Должно быть, это «Спас Нерукотворный». Кстати, еще имеется «Спас Эммануил с евангелистами и архангелами». Работу выполнял старообрядческий мастер начала XIX века.

История появления коллекции. В каких городах музыкант покупает творения?

Как правило, это Москва, Ярославль, Санкт-Петербург, Кострома. Кстати, даже в Нижнем Новгороде особо выдающихся произведений искусства Григорий никогда не встречал. Все памятники так или иначе стекаются в Москву.

Планы, относящиеся к будущему коллекции

Определенных планов Григорий не строил. Он будет стараться делать коллекцию лучше и больше – это определенно. Однако сегодня произведения искусства находятся в состоянии полной насыщенности. Конечно, есть предметы, которые он хотел бы купить, тем не менее это дорого – раз, и они труднодоступны – два. В действительности очень дорого.

Планирует ли Григорий завещать творения детям? Разделяется ли ими увлечение?

Музыкант, возможно, планирует завещать высокие работы детям, однако он не уверен, понимают ли они что-то в этом, ведь дети еще малы. По мнению музыканта, современная молодежь наделена определенным моральным обликом, поэтому ее достаточно сложно к чему-то, так скажем, привязать.

Изменило ли организованное мероприятие что-нибудь в отношении исполнителя к экспонатам?

Естественно, изменило, ведь до выставки творения видели лишь товарищи, друзья и гости, а сейчас ее оценило множество интересующихся людей. Григорий очень благодарен Елене Юхименко и остальным персонам, а также музею. Сюда приходило много староверов, таких, «большого плеча». Кстати, пришел и глава старообрядческой церкви митрополит Корнилий.

Планы на будущее. Вошел ли Григорий во вкус выставочного дела?

Музыкант отмечает, что эти вкусы весьма дорогостоящие. Любой коллекционер это в большей или меньшей степени ощущает вне зависимости от желания приобрести те или иные произведения искусства. Он предполагает, что коллекция не поедет куда-то дальше. Она вернется домой. Именно на этом показ будет завершен, скорее всего, навсегда. Люди посмотрели — и все. Кто не успел, тот, очевидно, опоздал.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.