19 марта 1898 года был открыт Государственный Русский музей: история создания

Государственный Русский музей, носивший до революции имя Александра III, в 2018 году отпраздновал 120 лет со дня открытия. Тема его создания занимала умы русской интеллигенции на всем протяжении XIX века. В публичных обсуждениях насущности этой проблемы участвовали знаменитые писатели, художники, ученые. Понимали важность этого вопроса и при императорском дворе.

Что послужило причиной открытия?

В истории создания русского музея в Петербурге много интересных моментов, связанных с событиями страны, с ее культурным развитием. Открытие в Петербурге 17-й выставки передвижников, представлявшей самых значительных художников России , произвело настоящий фурор и стало событием в культурной жизни столицы.

Посетил ее и сам император Александр III, который коллекционировал произведения русских художников. Экспозиция выставки оставила у него положительные эмоции, но больше всего произвела на него впечатление картина И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Он приобрел ее.

Находясь под впечатлением от работ выдающихся русских художников Репина, Сурикова, Левитана, Мясоедова, Саврасова, Шишкина, Васнецова, Поленова, Перова, Крамского, Брюллова и других, выступающих за признание русского изобразительного творчества, он открыто заявляет о том, что назрела необходимость открытия в столице народного музея.

Создание музея

В начале 1895 г. подписывается указ о создании и для его размещения передается приобретенный в казну Михайловский дворец. Через два года подписывается положение, согласно которому, прежде чем произведение будет размещено в Русском музее, оно должно находиться пять лет в музее Академии художеств.

Все выставляемые в нем предметы – собственность музея. Они не могут отчуждаться, передаваться. Также были еще условия, которые нужно строго соблюдать. Руководил им управляющий, назначающийся самим императором из числа членов Императорского дома. Сын Александра III, Николай II, особо подчеркнул, что музей создается в память об отце.

Открытие его намечалось на 1898 год. Первым управляющим был назначен Георгий Михайлович – великий князь. Готовились к открытию более года. В штат сотрудников вошли просвещенные люди страны, такие как граф Д. Толстой – искусствовед, Александр Бенуа – знаменитый художник, историк, П. Брюллов – художник-передвижник, М. Боткин – археолог и коллекционер.

Открытие музея

Это было особым событием для Петербурга, в нем участвовали известные люди города – меценаты, коллекционеры, художники и просто не равнодушные люди. Произведения искусства, которые принадлежали императорской семье, знатным фамилиям страны, и до этого находящиеся в закрытых коллекциях, стали доступны для общего обозрения.

В марте 1898 г. переступили порог Михайловского дворца, переоборудованного под музей, первые посетители. Экспозиция, посвященная открытию, была размещена в 37 залах, 21 из которых находился на первом этаже и 16 на втором.

Состав первой экспозиции

В четырех залах были размещены экспонаты, объединенные общим названием «Христианские древности». Здесь была представлена «Плащаница» Васнецова, переданные музею работы из частных коллекций: собрание акварелей от княгини Тенишевой и гравюр от коллекционера князя Лобанова-Ростовского. Фонд этой экспозиции насчитывал около 5 тысяч экспонатов. На момент открытия в распоряжении музея было 445 картин, 111 скульптур, 981 произведений графики.

Работы поступили из Эрмитажа, Художественной академии, из императорских дворцов и коллекции Александра III. Это были картины русских художников Поленова, Сурикова, Маковского, Семирадского. Под картины, доставленные из царской коллекции, был предоставлен самый большой зал дворца, в котором раньше находился театр. Здесь же были выставлены полотна Репина «Садко», «Запорожцы», «Святой Николай»; «Парижские балаганы» Васнецова и «Перенесение ковра» Маковского.

Экспонатов было много и организаторы проявили излишнюю старательность, желая их все показать, что, по словам Бенуа, создавало пестрое и не очень утешительное впечатление. В самом начале музей располагал отделами этнографии, художественно-промышленного и художественного направления. По плану должен быть и четвертый, посвященный памяти Александра III, но из-за всяческих проволочек он так и не был открыт.

Музей сегодня

На сегодня это самый полномасштабный музей русского искусства, по сути, музейный комплекс, являющийся украшением Петербурга и его гордостью. Основная экспозиция размещена в пяти зданиях, которые сами по себе имеют большую архитектурную ценность - Михайловские замок и дворец, дворцы Мраморный, Строгановский и Летний Петра I.

В его составе три сада: Михайловский, Летний и сад Михайловского замка, отдельная экспозиция «Домик Петра I» и целый ряд других зданий. В музее сегодня зарегистрированы 410 945 экспонатов, сюда относятся живописные полотна, произведения графики, скульптуры, большая коллекция орденов и монет, предметов прикладного и народного творчества.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Если вы бывали в Русском музее, то каково ваше впечатление о нем?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.