Одесский припортовый завод никто не хочет покупать

Припортовый завод, расположенный неподалёку от села Григорьевка, в тридцати километрах от городской черты Одессы, так и не смогли никому продать. Не нашлось покупателя – ни одной заявки. Может быть, это предприятие и в самом деле никудышное, а оттого никому не нужное? Формально так и есть: завод не даёт прибыли, от него одни убытки. Но ведь раньше же оно было очень выгодным, и его хотели прибрать к рукам многие. Как же так вышло, что рентабельность вдруг стала отрицательной? На самом деле ситуация вокруг приватизации ОПЗ сложна и проста одновременно.

опз

Зачем нужна приватизация?

Приватизация бывает нужной и даже необходимой тогда, когда какая-то государственная собственность становится, что называется, «токсичным активом». Неумелый менеджмент, неправильное рыночное позиционирование, неверная ценовая политика и прочие губительные факторы не позволяют получать прибыли или, что ещё хуже, влекут за собой убытки, которые приходится покрывать из бюджета. Следует помнить о том, что любое подобное действие воспринимается населением, представляющим собой электорат, в штыки. Сразу же раздаются возмущённые возгласы оппозиционеров о том, что власти «распродают родину», особенно если покупатель - иностранец. В независимой Украине таких примеров было два: электросети и «Криворожсталь». Торги велись по аукционному принципу, руководители государства держали процесс под контролем и проявляли заинтересованность в результате. Сейчас, после «революции достоинства», остался только один крупный промышленный объект, подлежащий продаже в частные руки, - ОПЗ.

приватизация

Технократический аспект

С формально-технократической точки зрения Одесский припортовый завод действительно нужно продавать, и чем скорее, тем лучше. Для этого есть две весомые причины: во-первых, бюджету хронически не хватает денег и сейчас каждая копейка на счету, а во-вторых, каждый день работы предприятия приносит убытки. К примеру, за первые шесть месяцев текущего года они превысили 250 млн грн. И проблема состоит в том, что просто взять и остановить завод до лучших времён нельзя, таковы особенности технологии этого химического производства. То есть, конечно, можно, но повторный запуск обойдётся дополнительно в сто миллионов гривен при нынешнем уровне цен. И дорогое оборудование от простоя портится, оно может совсем выйти из строя.

убытки

А финансировать дотационное производство становится всё труднее. Таким образом, у Фонда госимущества и Кабинета министров есть все основания требовать срочных мер по продаже ОПЗ в частные руки. Тогда государству достанутся, во-первых, деньги в виде выручки, а во-вторых, регулярные налоги. И никаких хлопот. Но почему-то из этого ничего не получается.

опз

Первая причина убыточности - газ

Для оценки предприятия, которое почему-то никто не хочет покупать, следует для начала перестать рассматривать его как «чёрный ящик», на входе у которого - бюджетные деньги, а на выходе - одни убытки. Нужно залезть в него немного поглубже и разобраться, почему же так происходит. Например, определить, из чего складывается результирующая рентабельность. Это на самом деле не так сложно, как кажется, и понятно даже старушке, торгующей семечками в Одессе на углу улиц Канатной и Малой Арнаутской. Для того чтобы завод давал прибыль, нужно, чтобы доходы превышали издержки, - это раз. Какова главная статья расходов? Сырьё. Это природный газ. Остаётся лишь посчитать, по какой цене он приобретается ОПЗ. И вдруг выясняется, что по очень высокой! Причём так было последние четверть века.

убытки

Ветер перемен

До Майдана ОПЗ покупал природный газ у компании Ostchem. Выбора у руководства предприятия не было: ему просто указывали из столицы, почём платить и кому. Схема справедливо признана коррупционной, но владелец фирмы-поставщика углеводородного сырья Дмитрий Фирташ как-то сумел доказать, что государство в лице ОПЗ ему должно $250 млн за ранее поставленный товар. Юристы у него оказались квалифицированными. Ну да ладно, то дела прошлые. А вот теперь-то, после «революции достоинства», всё, наверное, изменилось? Да. Когда премьером стал А. Яценюк, а президентом - Порошенко, руководить ОПЗ стали другие люди, из их окружения. Поставлять газ, добытый «Укрнафтой» (он дешевле обходится), начала фирма «Энергоальянс». Но цена при этом ниже не опустилась.

убытки

Схема №2

Но не только в манипуляциях с тарифами на газ дело. Теоретически можно, даже закупая дорогое сырьё, продавать продукцию по высоким ценам и компенсировать убытки, оседающие в чьих-то чиновничьих карманах. В конце концов, идеального ничего не бывает, а кому-то же нужно покупать недвижимость, автомобили и прочие атрибуты солидных людей. Но при реализации этой идеи неизбежно возникают две проблемы. Во-первых, международная конъюнктура складывается неблагоприятно, что выражается в снижении мировых цен на минеральные удобрения и карбамид, производящиеся на ОПЗ. Во-вторых, и на этом кому-то хочется заработать, а потому товар отпускается со скидкой, а разница тоже частично уходит в чиновничьи карманы. Это и есть схема №2.

опз

Государственно-частное предприятие

Итак, первый вывод, который можно сделать из приведенных фактов, состоит в том, что приватизация ОПЗ невыгодна тем, кто имеет возможность реализовать обе описанные схемы, то есть лицам, близким к государственному руководству. Не может же какой-то неведомый частный предприниматель договориться о продаже газа заводу по нереально высокой цене или купить удобрения по заведомо низкой. Имеет место нарушение всех правил бизнеса: издержки искусственно увеличиваются, а выручка уменьшается. Формально этот промышленный монстр находится в руках государства, которое вынуждено гасить бюджетными средствами его убытки, а на деле он даёт прибыль, оседающую на офшорных счетах вполне конкретных частных лиц. Такая система слишком удобна для того, чтобы вот так просто взять её и разрушить, продав ОПЗ какому-то инвестору. Но и это ещё не всё.

опз

Цена

Начало конкурса, то есть торгов, долго затягивалось кабмином и ФГИ. Начальная цена, обозначенная летом, составляла солидную сумму, исчисляемую сотнями миллионов, теперь же её «округлили» до $100 млн, уменьшив в несколько раз. Но всё равно международные стейкхолдеры так и не заинтересовались столь интересным на первый взгляд предложением. Вероятных покупателей отпугивает долг Фирташу ($250 млн), которого теоретически ещё могут посадить в тюрьму, и вообще вся эта ситуация с былыми поставками газа. Общая политическая обстановка в стране непростая, и стабильностью не отличается. Что будет с такой собственностью, если власть снова сменится? Прогнозы на будущее строить очень затруднительно. Солидный инвестор такого не любит.

опз

Ближайшее будущее

Правительство Украины волюнтаристски принудило «Нафтогаз» снабжать сырьём ОПЗ до конца этого года в долг (то есть практически бесплатно), но всем понятно, что так вечно продолжаться не может. Всё последнее время завод работал в планово-убыточном режиме, и в ближайшей перспективе ничего не изменится. Тем временем только газом проблемы не исчерпываются. Происходит износ технологического оборудования, что отрицательно влияет на многие критерии функционирования, в том числе и на безопасность. ОПЗ находится совсем близко от Одессы, его аммиачные хранилища хорошо видны в ясную погоду с пляжей, Приморского бульвара и морвокзала. Ресурс предприятия, запущенного в эксплуатацию в 1978 году, быстро исчерпывается. Продать его не получается, да и желания особого у тех, кто этим вопросом занимается, нет. На агонизирующем ОПЗ и сейчас питаются паразитировать. Его неизбежно придётся останавливать без возможности реанимации. Новой украинской реальности Одесский припортовый завод не перенесёт.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.