Крупнейший частный банк Украины национализирован

То, что так долго опровергали украинские СМИ, наконец, случилось. Судьба крупнейшего частного (и вообще) банка решена, он переходит в руки государства. Владелец финучреждения олигарх Игорь Коломойский уже написал вместе с акционерами письмо в адрес кабинета министров и в нём выразил согласие с принятым решением о национализации «Привата». Прилагаются огромные усилия для недопущения паники среди рядовых вкладчиков - их уже несколько раз призвали к спокойствию высшие руководители государства. А что, собственно, случилось? Почему столько шума вокруг такого события, как национализация банка, пусть даже и крупного? Да есть причины…

Приватбанк

Официальная трактовка события

Переход «Приватбанка» в собственность государства необходим не только для благополучия этого конкретного финансово-кредитного учреждения. Эта мера призвана спасти всю банковскую систему страны. Об этом в своём видеообращении к народу 19 декабря сказал президент Украины Порошенко. При этом вся ответственность за сохранность клиентских вкладов теперь возлагается на государство, гарантирующее соблюдение интересов народа всеми своими активами и ресурсами. Проблем у «Приватбанка» накопилось много, а особенно они обострились по причине войны (АТО) и системного мирового финансового кризиса. Требовалась срочная докапитализация, то есть привлечение дополнительных средств, что гарантировало бы возвратность депозитов, но у акционеров этих денег не нашлось. Исчерпала себя эта бизнес-модель. Вот так примерно описал ситуацию украинский президент. Дескать, ещё чуть-чуть помедлить, и случилась бы катастрофа. Лопнул бы «Приватбанк», и тогда жуткие последствия были бы неизбежны. Но государство вовремя вмешалось и спасло ситуацию.

Приватбанк

Что такое «Приватбанк»?

Назвать эту кредитно-финансовую структуру просто большим банком было бы не совсем корректно. Он соизмерим по своей мощи с государственным «Ощадбанком», сумевшим привлечь 15% всех депозитов в стране, и безнадёжно оставил позади всех своих конкурентов, многократно превзойдя их по объёмам операций. С «Приватом» не в состоянии соперничать зарубежные, в том числе европейские конкуренты, от которых ожидали чуда. Итак, достижения таковы:

- 26% кредитов, выданных в Украине. Для сравнения – «Ощадбанк» - 10%, «Укрэксимбанк» - 6%.

- 36% депозитов физлиц. «Ощадбанку» доверено населением только 15%.

Приватбанк

- Доля безнадёжных кредитов – 13%. Опять же «Ощабанк» - 57%, «Укрэксимбанк» - 72% (данные на 01.07.16). Это означает, что на бюджет он создаёт наименьшее давление в плане обеспечения гарантий и покрытия убытков.

Приватбанк

- «Приватбанк» эмитировал 56% от всего количества платёжных и кредитных карт в Украине. Аналогичный показатель у «Ощадбанка» - 15%.

Приватбанк

- Его операции обслуживают 59% платёжно-приёмных терминалов и 61% всех банкоматов в стране. У «Ощадбанка» 14% и 7% соответственно.

Приватбанк

- Внедрение новейших технологий обслуживания на украинском финансовом рынке беспрецедентно. Клиенты могут совершать онлайн-платежи и другие трансакции, не выходя из дома.

Трудно даже представить, что произойдёт, если этот гигант рухнет.

национализация

Об эффективности менеджмента

Исходя из анализа вышеперечисленных показателей, можно прийти к выводу о том, что государственные финансовые структуры управляются менее эффективно, чем частный «Приватбанк». Фактически государственный «Ощадбанк» и наиболее близкий к нему по мощи «Укрэксимбанк» находятся на грани банкротства, если ещё не переступили её. Гигантское детище Коломойского превратилось в становой хребет украинской национальной экономики, а его крах ознаменовал бы деструкцию всей платёжно-кредитной системы. Вместе с тем рассчитывать на улучшение работы «Привата» после его огосударствления не приходится. Если хотя бы в какой-то мере верить тому, что говорит Порошенко и повторяющий его мысли Гройсман, речь в настоящее время идет о каких-то срочных и неотложных мерах по спасению страны.

национализация,

Что означает докапитализация

По сведениям портала «Апостроф», «Приватбанк» по состоянию на конец минувшего года задолжал Национальному банку Украины 26 млрд. грн. Для того чтобы устранить эту прореху, НБУ издал секретное постановление, в котором предоставил льготы на погашение этой суммы. Требовалось, однако, пополнение уставного капитала (то есть докапитализация) на 10 млрд. грн. за 3 года, на что акционеры не пошли. Эта мера была обусловлена необходимостью повышения возможностей гарантии финансовой стабильности на случай разных форс-мажоров, к примеру панического снятия населением больших средств со счетов. Проведенные госрегулятором стресс-тесты показали, что реальный объём требуемой докапитализации десятикратно превышает указанную НБУ сумму и составляет более 100 млрд. грн., причём прямо сейчас. Иначе банк не выстоит.

национализация,

Действия государства

На латание гигантской по размерам дыры в срочном порядке потребуется соответствующее извлечение средств из бюджета. Чтобы избежать денежной эмиссии, государство выпустит облигации, представляющие собой платёжный суррогат, но общей ситуации это принципиально не меняет. Следует учитывать, что национализация - это не конфискация и не ликвидация. Коломойский и другие акционеры получат стоимость выкупаемого у них имущества за вычетом накопившихся долгов, а государству достанутся обязательства, в том числе и по докапитализации.

национализация,

Роль МВФ

Отношения Украины с МВФ регламентируются «Меморандумом о сотрудничестве», в котором прописаны, в том числе, и условия национализации банков. К этому документу есть приложения, согласно которым к концу текущего года необходимо эмитировать гособлигаций на общую сумму 166 млрд. грн., а в следующем намного меньше (12 млрд.) Эти средства, увеличивающие госдолг, предназначены для укрепления устойчивости банковской системы. Так, на докапитализацию «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» с 2014 года тратилось примерно 14-16 млрд. в год, из чего понятно, что оставшаяся сумма, намного большая 100 млрд., предназначена на поддержку приватизируемого «Привата». Это примерно 143 млрд. – четвёртая часть всего государственного бюджета Украины.

коломойский

Что произойдёт?

В том, что после такого удара национальная экономика «вздрогнет», ни у кого нет сомнений. При этом успокоительные заверения Гонтаревой, Гройсмана и Порошенко уже никого не вводят в заблуждение, и чем настойчивее они объясняют населению, что ничего страшного не произойдёт, и всё будет по-прежнему, а только сменится руководство «Приватбанка», тем большую панику вызывают. Звучат самые мрачные прогнозы о резком рывке курса доллара до 50 UAH/USD, оптимисты ограничиваются суммой «за 30», но в скорой девальвации не сомневается никто. Государственные чиновники, занимающие высокие посты, призывают народ не поддаваться панике и не снимать деньги со счетов, чтобы не «расшатать» экономику, но сами при этом, как явствует из их деклараций, хранят сбережения в валюте. Так надёжнее.

Приватбанк

Кто пострадает?

Сообщение о том, что Игорь Коломойский якобы выражал возмущение «рейдерским отчуждением собственности», оказалось неправдивым, и в нём даже некоторые обозреватели углядели в очередной раз «руку Москвы». На самом деле олигарх, славящийся своим цинизмом, вероятнее всего, совсем не возражал против продажи государству бизнеса, который, возможно, и в самом деле себя изжил. Любой банк в той или иной степени представляет собой финансовую пирамиду, а когда она становится слишком высокой, от неё пора избавляться. Вместе с тем в заложниках этой огромной системы оказалась вся страна. Крушение «Привата» сейчас могло бы полностью дезорганизовать управление и привести к анархии. Власти вынуждены спасать этот гипертрофированно разросшийся банк, чтобы не погибнуть. Насколько у них это получится? Это сейчас трудно прогнозировать. Нет сомнений только в одном – оплачивать всё будет население. Как всегда.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.