Страсти вокруг OPAL. Будут ли суды?

Всего за два дня произошёл ряд событий, касающихся конфликта интересов Евросоюза и России в области путей доставки природного газа. Заключены договорённости, которые могут повлечь очень серьёзные финансовые потери для Польши и Украины. Варшава отреагировала мгновенно, подав в суд на Еврокомиссию. Киев пока выразил готовность поступить так же, но, по всей видимости, этим предупреждением не ограничится. С кем будут судиться Украина и Польша и чем эти разбирательства могут завершиться?

опал

Суть конфликта

В упрощенном виде схема хозяйственного спора такова: Польша и Украина предъявляют претензии германскому регулятору энергорынка Bundesnetzagentur, принявшему решение о расширении возможностей «Газпрома» по перекачке топлива в обход этих стран, а также Еврокомиссии, одобрившей его. В результате сухопутный транзит резко уменьшается, как и доходы от него. Киев и Варшава считают это несправедливым, к тому же имеет место нарушение Соглашения об ассоциации (ст. 234). Непосредственно страдают НАК «Нафтогаз» (Украина) и оператор PGNiG (Польша). Уже посчитано, что транзит перераспределится на 10 млрд. куб. м в пользу северного маршрута. Если взглянуть на карту, то всё становится понятно. Озабоченность Киева сильнее, потому что в обход страны будет построен ещё один газопровод, идущий в Турцию. Соглашение, ранее принятое парламентом, уже 6 декабря ратифицировал президент Эрдоган.

опал

О газопроводе OPAL

«Северный поток» обязательно должен был соединять точку отпуска топлива в России с пунктом приёма его в Евросоюзе. Так и есть. Nord Stream заканчивается в том месте, где начинается OPAL, то есть неподалёку от города Лубмина (Германия). Далее газ частично идёт в Чехию, а остальное направляется внутренним немецким потребителям. Европейское антимонопольное законодательство (Третий энергопакет, Директива 2009/73/ЕС) до недавнего времени позволяло российскому «Газпрому» заполнять «ОПАЛ» лишь наполовину. Оставшиеся 50% могут использоваться любыми другими поставщиками, если они победят на аукционных торгах.

газопровод

Это ограничение влияло на загрузку «Северного потока», который эксплуатировался примерно на 60% своей пропускной способности. В силу некоторых обстоятельств, в частности потому, что газопровод на 80% принадлежит «Газпрому» и германскому химическому гиганту BASF-Wintershall, в торгах никто не заинтересовался. Сложилась абсурдная ситуация, когда при наличии качественных и надёжных транзитных мощностей их использование ограничено законодательными нормами, что не выгодно ни Москве, ни Берлину, ни остальной Европе. Впрочем, до недавнего времени эта ситуация ЕС вполне устраивала.

газопровод

Немецкие ходатайства и положительное решение

Европейская концепция в вопросе использования ГП OPAL изменилась только сейчас, но попытки заинтересованной немецкой стороны увеличить квоты поставок российского газа предпринимались с июня 2009 года. Заявки отклонялись по формальным поводам (неправильное оформление и т. п.) или просто не рассматривались. Прорыв наступил в мае 2016 года, после очередного обращения регулятора Bundesnetzagentur в Еврокомиссию. В конце октября было принято положительное решение, полный текст которого пока не опубликован, что вызывает нескрываемое раздражение в Варшаве и Киеве. Получается, что Евросоюз по просьбе Германии отменил часть норм Третьего энергопакета практически за спиной двух стран-транзитёров. Обидно…

Газпром

Обоснование решения

Полный текст действительно пока не публиковался, но общие положения этого решения уже известны. Во-первых, оно мотивировано безопасностью поставок в Германию и Чехию, а также тем, что за последние пять лет ни один поставщик, кроме «Газпрома», не проявлял интереса к пропускным мощностям газопровода OPAL. Во-вторых, в сложившейся ситуации возможно предоставление права привлечения дополнительных 20% мощности владельцу господствующей доли собственности, а российский гигант таковым, безусловно, является. Комиссия ЕС также предложила ещё 20% «третьим сторонам», но так как таковых не нашлось, то этой квотой опять же может воспользоваться «Газпром». Всё это не противоречит Директиве 2009/73/ЕС (ст.36 п.1), которая предусматривает такие меры в случае введения «исключительного режима использования» газотранспортных мощностей при наличии потребности обеспечения безопасности поставок. Формально все законные нормы соблюдены.

Газпром

Очевидные риски

Формальное обоснование решения Еврокомиссии, столь сильно возмутившего Варшаву и Киев, содержит ключевое слово «безопасность». В краткосрочной перспективе возникла угроза недополучения Европой топлива по причине недостаточного объема запасов в украинских хранилищах в случае холодной зимы, которая уже началась. Риск несанкционированного отбора газа, предназначенного для ЕС, оценивается довольно высоко, к тому же платить за него нечем, и кто же лучше европейцев это знает. Но проблема эта не единственная.

опал

За что?

Упрекать Евросоюз в стремлении задушить молодую украинскую демократию, как всем известно, воцарившуюся после «революции достоинства», нет никаких оснований. Строительство второй нитки «Северного потока» встречает сопротивление, в первую очередь, со стороны Польши. Брюссель намного в большей степени устроил бы существующий вариант, то есть status quo, при котором и Киев, и Варшава, «сидя на трубе», тихо-мирно стригут транзитные купоны, получая гарантированный ежегодный доход. Украине всё равно нужна какая-то поддержка, так хотя бы меньше можно было тратиться, а Польша вообще член Евросоюза. Проблема в той самой упомянутой безопасности. ЕС не хочет остаться без газа, если что-то произойдёт неприятное и внезапное. А такое очень даже может случиться. Причём не только неожиданно, но и вполне предсказуемо.

газопровод

Старение

Судя по действиям руководства «Нафтогаза», в Украине отдают себе отчёт в скором, уже в 2019 году, неизбежном и неотвратимом исчерпании практически всех транзитных возможностей страны. Ряд объектов газотранспортной инфраструктуры больше не реконструируется, непонятно, правда, то ли по причине хронического безденежья, то ли исходя из осознания бесперспективности и бесполезности этого занятия. Поддерживающий работоспособность текущий ремонт 3-х компрессорных станций требует затрат $156 млн. Для полной модернизации нужно намного больше, до $5 млрд. Взять такие средства негде. Своих нет, а инвесторы не дадут. Они обоснованно боятся, что деньги в очередной раз разворуют. Тем временем ГТС ветшает, аварийность растёт, и совершенно не нужно быть Вольфом Мессингом, чтобы предсказать, чем это закончится. Даже вариантов быть не может. Любой водитель знает, что бывает со стареньким автомобилем, если за ним не ухаживать.

газопровод

Перспективы исков

Трудно предположить, что руководство и чиновники Еврокомиссии не просчитали заранее последствия принятия ими «непопулярного» решения. Недовольства Варшавы, а тем более Киева, наверняка ими относились к предсказуемым и неизбежным издержкам. Польский иск, вероятнее всего, будет рассмотрен в европейском арбитраже. Более того, возможно даже решение, предусматривающее какую-то частичную утешительную компенсацию стране, входящей в ЕС и потерявшей в результате действий немецкого регулятора и Еврокомиссии значительную прибыль. Однако и в Варшаве должны понимать, что, согласно принципам Евросоюза, иногда требуется идти на жертвы ради всеобщего благополучия. Как, например, в вопросах размещения беженцев, чего в Польше не очень-то хотят.

Украина

Что касается Украины, то здесь перспективы более чем туманны. Если бы интересы этой страны по-настоящему волновали Брюссель, то могли хотя бы заранее предупредить, согласовать что-то там или проконсультироваться. Ничего этого не было. Выводы каждый может сделать самостоятельно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.