Ликвидация "Антонова", или Конец украинского авиастроения

Правительственное постановление от 26 января утвердило ликвидацию авиастроительного концерна «Антонов». На многих жителей Украины и всего постсоветского пространства этот документ произвел удручающее впечатление, несмотря на многочисленные пояснения о том, что на самом деле практически ничего не изменилось. Реальную дату краха украинского самолетостроения определить трудно, но он точно произошел не в 2016 году, а намного раньше. Это происходило постепенно, шаг за шагом, а в последнее время процесс просто стал лавинообразным.

Былая слава

Концерн «Антонов» за последние пару десятилетий многократно менял свой статус и даже название. Фамилия Генерального конструктора, тем не менее, оставалась неизменной почти всегда. Олег Константинович стал киевлянином в начале пятидесятых годов двадцатого века, до того он жил и работал в Новосибирске, был первым заместителем Сергея Яковлева и создателем талантливого коллектива, первым достижением которого стала знаменитая «Аннушка» Ан-2 (1946). За время своего существования КБ под руководством О. К. Антонова разработало более ста моделей и модификаций различных пассажирских и транспортных самолетов, многие из которых бороздят и поныне небо всего мира. Эти аппараты разнообразны как по назначению, так и по физическим размерам, некоторые миниатюрны, другие огромны. Бюро обладало собственным стилем, его проекты символизируют потрясающую надежность и высокую экономичность. За время украинской независимости вся эта былая слава исчезла, словно развеянная ветром.

антонов

«Все по-прежнему!»

Как сейчас поясняют представители правительственных кругов, госпредприятие «Антонов» существует. Это не ликвидация, а реструктуризация. Более того, народ пытаются убедить, что реорганизация пошла на пользу самолетостроителям, они просто избавились он некой «надстройки», только тяготившей их. Теперь завод и КБ будут заниматься все тем же, чем и прежде. Правда, оптимистично настроенные аналитики уточняют, что производиться будет другая продукция, а именно какие-то противотанковые ракеты, а возможно, даже беспилотные летательные аппараты. Конструкторы «Антонова» этими проектами, насколько известно, ранее не занимались, это для них дело новое, поэтому речь может идти об отверточной сборке или выполнении зарубежных заказов, и не очень масштабных (не отнимать же работу у собственных фирм). О строительстве отечественных самолетов речь даже не идет.

Когда был убит «Антонов»?

По официальной версии концерн «Антонов» расформирован по причине отсутствия участников. Все правильно, на то он и концерн, чтобы включать в себя несколько предприятий одного профиля. Они до недавнего времени были, производственное объединение состояло из самого госпредприятия ГП «Антонов», Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) и Завода № 410 Гражданской авиации. Дела концерна обстояли не очень хорошо, но поводы для сдержанного оптимизма все же были. Надежды возлагались на совместное производство военно-транспортных и пассажирских самолетов в кооперации с российскими фирмами и заводами. Они рухнули вскоре после «революции достоинства», называемой в просторечье Майданом. Все три завода были переданы "Укроборонпрому" в 2015 году. Собственно, именно тогда «Антонов» и прекратил свое существование фактически, а юридически это оформили только теперь.

концерн

Украинские концерны

Разрушительные процессы в украинском авиапроме начали происходить уже в 1991 году, но тогда на них никто внимания не обращал. Кризис был системным, после распада страны самолеты перестали строить практически на всей территории бывшего СССР, и сравнивать было не с чем. Концерны на Украине начали создаваться в 2004 году и, по замыслу, призваны были повысить качество управления, сделать предприятия, входящие в них, более эффективными. Идея эта продемонстрировала на практике нежизнеспособность. Как поясняют сегодняшние украинские аналитики, все дело было в кадрах, старых, еще советских. Директора концернов обладали характером, расчетливостью и проявляли амбициозность. Они хотели сами распределять бюджет и вести переговоры. Какой ужас! Им, конечно же, этого не позволили.

Сотрудничество с Россией

Вторая по значению после кадровой беда состояла в недостатке денег. Концерн «Антонов» обеспечивал валютную выручку от экспортных контрактов, но, увы, поставки шли не в «нормальные» страны вроде США или Бенилюкса, а опять же в Россию. Боле того, продукция частично производилась там же, в Казани. Эту зависимость терпели долго, но ей положила конец «революция достоинства», хотя и ранее сотрудничество испытывало кризисы. По различным, в том числе и политическим, но чаще все же техническим причинам российское Министерство обороны то отказывалось от проектируемых в Киеве "Анов", то требовало их доработки согласно своим требованиям. Нет, чтобы брать, что дают, смотрят-перебирают… В конечном счете, армия РФ остановила свой выбор на «Ильюшиных» 76МД-90А и 112. Так надежнее. Контракт на семьдесят миллиардов, которые можно было получить за большую партию самолетов "Ан-70", сорвался. Виновата, конечно же, Москва. Но совместные работы продолжались, и было ясно, что кроме как России, украинские аэропланы никому не были нужны. Более того, они представляли потенциальную конкуренцию западным авиапроизводителям, а потому даже само существование «Антонова» для них стало нежелательным.

ликвидация

Новые кадры

Интересны и кадровые перестановки, предшествовавшие ликвидации концерна. Заявление «по собственному желанию» написал заместитель министра экономразвития Р. Корж, занимавшийся авиапромом. Это было 20 января, а за день до этого ГП «Антонов» возглавил некий М. Гвоздев. Он руководил в Хмельницкой области избирательным штабом блока Петра Порошенко. В общем, человек проверенный, сознательный и настоящий патриот. Примерно такой же, как Олег Свинарчук (он же Гладковский), возглавивший тогда же Межведомственную комиссию по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю, бывший ранее деловым партнером нынешнего президента по кондитерской части. Ну а по поводу политических убеждений руководителя "Укроборонпрома" Романа Романова вообще никаких сомнений быть не может, у него «до революции» был небольшой автосалон.

Конец

После разрыва всех видов технического сотрудничества с Российской Федерацией концерн «Антонов» был обречен на практически немедленное усечение головы. Не помогли никакие пикеты рабочих, пытавшихся отстоять своего директора, как и экономические выкладки, доказывающие пагубность взятого руководством страны внешнеполитического курса. Сколь бы то ни было технологически сложной продукции в Украине не может остаться в принципе, Западу конкуренция не нужна. Оставшиеся производственные мощности могут быть использованы в интересах транснациональных корпораций и авиапроизводителей. Иными словами, какие-то резиновые шланги или прокладки для топливных систем «Боингов» и «Аэробусов», может быть, и разрешат делать, кое-кого из лучших инженеров возьмут на работу, а все остальное вряд ли. С испытательных полос опытных аэродромов больше не взлетит ни один «Ан».

антонов

И еще…

Развал украинского авиапрома был бы не столь сокрушительным, если бы у Запада оставалась надежда на окончательную и бесповоротную переориентацию экономики этой страны в его сторону. Однако неспособность Киева решить свои проблемы, несмотря на оказываемую ему масштабную политическую и экономическую поддержку, не дает стопроцентной гарантии в этом. Недовольство народа проводимыми реформами может вылиться в очередной Майдан, после которого граждане опять наутро проснутся в совсем другой стране. В какой именно? Никто не знает… Остается только одно - рушить все. А там реальные руководители страны посмотрят…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Везде у вас виновата Москва. А сами-то что сделали? Продаёте технологии китайцам?,-это последнее, что можно продать. Врать-то было зачем про заказ Индии на постройку 100 военно-транспортных самолётов? А кто лишил Хорватию истребительной авиации? Кто вам после этого поверит? Да и вот ещё что, Укроборонпром назначен командовать "ввиду отсутствия состава участников" концерна, и лицом этот орган развёрнут исключительно в сторону дальнейшей распродажи имущества предприятия. Вот и всё. Успехов.
Копировать ссылку
0
Жаль.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.