Концепция перехватчика 5-го поколения признана ошибочной?

На Западе Россию традиционно считают технологически отсталой страной, распространяя это мнение даже на столь спорную область экономики, как военная промышленность. Даже факты, противоречащие этой теории, отвергаются, - на них просто не обращают внимания. Колоссальный размер военного бюджета должен был бы априорно гарантировать превосходство американской техники, в частности такой сложной, как авиация. Однако не только деньги определяют успех, но и эффективность их использования. В связи с этим большой интерес вызывает мнение аналитика Пьера Спрея, заявившего в своём интервью порталу «Би-Би-Си», что огромные средства, на протяжении длительного времени выделявшиеся на программу создания самолётов-невидимок, фактически истрачены впустую.

истребитель

Кто такой мистер Спрей?

В последнее время звание аналитика особенно ни к чему не обязывает. Любой человек, создав собственный блог, может так назвать себя независимо от того, насколько он посвящен в тонкости освещаемой проблемы. Порой обычный пользователь компьютерной игры считает себя достаточно квалифицированным для ведения дискуссии о перспективах мировой авиации. К Пьеру Спрею это не относится. Он был военным пилотом, а в 70-х годах стал соавтором официально утверждённой в Пентагоне «теории энерговооруженности и маневренности», обосновывающей оптимальное соотношение параметров технических заданий, предъявляемых фирмам-разработчикам новейших на тот момент перехватчиков. Именно математическая модель, ставшая плодом труда группы специалистов, в которую входил Пьер Спрей, позволила спроектировать столь удачные самолёты, как F-16 и A-10, относительно дешёвые и эффективные. Военные лётчики лучше всех знают, какой должна быть боевая машина. Теперь этот специалист обрушился на программу «истребителя пятого поколения» с поистине уничтожающей критикой.

истребитель

Новая старая концепция

Парадоксально, но корни ультрасовременной теории воздушного боя следует искать в 50-х годах XX века. Во времена появления сверхзвуковых перехватчиков возникло мнение о том, что в силу колоссальных скоростей пилоту только следует засечь самолёт противника, осуществить пуск ракеты - и всё, больше ничего не надо делать. Кто первый выстрелил, тот и победил. Никаких «собачьих схваток» в небе, характерных для Второй мировой. Что и говорить о том, что такая концепция вызвала полный восторг у руководителей лётных учебных заведений, и не только в США, но и во всём мире! Курсантов не нужно больше обучать премудростям высшего пилотажа, а значит, и аварийность снижается до минимума, и вообще проблем намного меньше. Достаточно научить взлетать, садиться, пользоваться радаром и кнопки пуска нажимать. Новейшие перехватчики того времени даже перестали снабжать пушечным и пулемётным вооружением (как F-4 Phantom II, например). Зачем? Ракеты есть. Вопрос маневренности отошёл на задний план. Самолёт должен быть очень быстрым, высотным и иметь мощную РЛС, а остальное неважно. Это отразилось и на внешнем облике машин: их крыло стало относительно небольшим, а силуэт - стремительным. Практически пилотируемая ракета. Но начались новые времена, и оказалось, что теория эта в корне неверна.

маневренность

Уроки Вьетнама

Собственно, тактика современного воздушного боя была скорректирована не только в небе над Вьетнамом, но и в ходе других вооружённых конфликтов второй половины XX века, в частности на Ближнем Востоке. Суть изменений в том, что, как оказалось, издалека противника поразить практически невозможно. Тогдашние радары затрудняли обнаружение цели на фоне поверхности, вражеский самолёт приближался, и начиналась маневренная схватка, в которой побеждал тот, кто был более вёртким.

маневренность

Вьетнамские пилоты навязывали бой на ближних дистанциях, в котором преимущества американцев в ракетах нивелировались, - просто не было возможности их использовать. На «Фантомы» подвесили пушечные контейнеры, но и это помогало мало. При этом американский самолёт обходился в несколько раз дороже, а при его потере гибли или попадали в плен два лётчика. Советский МиГ стоил дешевле, он был одноместным, а количество его побед превышало число утраченных машин. После этих малоутешительных результатов в 70-х и началась работа над «теорией энерговооруженности и маневренности», в которой принимал участие пилот Спрей.

F-35

Да что он понимает?

Теоретически Пьера Спрея можно было бы назвать ретроградом, мыслящим понятиями сорокалетней давности, но этому мешает тот факт, что самолёты, спроектированные на основе отстаиваемой им концепции, служат и поныне. F-16 и F-18 до сих пор составляют основу ВВС не только США, но и многих других стран, в то время как перспективы новейших образцов вроде F-22 и F-35 вызывают большие сомнения. «Невидимки» стоят очень дорого, а насколько они на самом деле незаметны, - это большой вопрос. Они создавались на основе совсем другой теории, не той, которую отстаивает Спрей, а, как казалось её авторам, более современной.

F-35

Вновь смена курса

Смысл новой концепции состоит в том, что новейшие машины станут невидимыми для противника. Они незаметно подкрадутся и нанесут внезапный сокрушающий удар. Именно на это их свойство и потрачены огромные (примерно по $60 млрд на F-22 и F-35) деньги. И вот тут-то у Пьера Спрея и возникают вопросы. Он не понаслышке знает, как проходят воздушные бои, в частности, и о том, что радары в них не играют первостепенной роли. Более того, РЛС, по его мнению, вообще в случае масштабного конфликта пилотами использоваться не будут.

истребитель

Как теперь ищут противника в небе?

Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как многим кажется. Даже самолёт-невидимка, летящий очень низко, наземными станциями будет обнаружен, и в этом нет никаких сомнений. Во время югославского конфликта это удалось даже устаревшей советской РЛС образца 60-х годов. Конечно, технологические достижения последних двух десятилетий, на которые были истрачены десятки миллиардов, дали какой-то эффект, но и средства ПВО тоже на месте не стояли. Главной целью сложных разработок было добиться того, чтобы истребитель противника не обнаружил F-22 или F-35. А как будет, к примеру, «Раптор» искать в небе врага? Включит бортовой радар? Его тут же самого увидят, так как излучения РЛС демаскируют. А если учесть, что в случае серьёзного конфликта на экранах операторов появятся сотни точек, и определить, кто из них свой, а кто чужой, будет практически невозможно, то остаётся одно – подлететь поближе и посмотреть. Всё вернулось к исходной ситуации, как сто лет назад, когда «Фарманы» и «Фоккеры» кружили над Галицией и Нормандией.

истребитель

Российский проект

Испытываемая сейчас российская авиационная платформа Т-50 (ПАК ФА) также конструктивно включает элементы обеспечения радарной малозаметности, но не это в ней главное. Даже в случае обнаружения этого самолёта у него останутся важные преимущества, а именно маневренность и другие прекрасные лётные характеристики, позволяющие уходить от ракетной атаки. Ранее почти одновременно с американским «Раптором» создававшийся проект МиГ-1.44 был свёрнут в 90-е по причине финансовых трудностей, и сейчас, возможно, следует отнести это последствие кризиса к немногим его положительным эффектам. Затраты России могли быть огромными, а эффект - минимальным.

истребитель

Трамп и «невидимки»

Новоизбранный президент США уже обратил внимание на несоразмерные бюджетные траты в отношении F-35, и только одно его замечание по этому поводу привело к резкому падению котировок акций фирмы Lockheed Martin. Закроют ли программу? Очень может быть. Самолёт летает плохо, он ненадёжен, главное его преимущество, как выясняется, мнимое, а в воздушном бою он уступит, по мнению многих специалистов, не только новейшим российским перехватчикам, но и более ранним образцам 4-го поколения. Его легко «возьмёт» F-18 или F-16. Даже сравнение со старым «Фантомом» может оказаться не в его пользу, хотя такого виртуального боя не проводили. Наверное, чтобы совсем уж не позориться…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.