Почему украинцам не рассказывают об условиях кредита МВФ?

Новости и общество Экономика

Украина обречена на дефолт без очередного кредитного транша МВФ. В следующие два года, как сообщил Нацбанк, условия обслуживания внешней и внутренней задолженности предполагают неизбежную выплату астрономической для страны суммы $12 млрд 500 млн, а взять эти деньги негде. Собственно, и вероятный транш в $600 млн этой проблемы не решает, но государственное руководство прилагает титанические усилия для того, чтобы оттянуть неизбежный крах. Международный валютный фонд ставит свои условия, но население о них не знает практически ничего.

мвф

Успокоительные меры Нацбанка и Минфина

Обрисовывая мрачные реалии, руководители Национального банка Украины отнюдь не стремятся посеять панику, а лишь заостряют внимание населения на крайней необходимости сотрудничества с МВФ. Очередной транш финансовой макроэкономической помощи ожидается 20 марта. Для его получения требуется выполнить ряд неких условий, и вот именно в отношении них наблюдается некоторая неопределённость.

мораторий

Дело в том, что самого меморандума почти никто не читал. Текст его широкой публике неизвестен, и потому появилась плодородная почва для слухов, которые тщетно пытается развеять министр финансов Данилюк, утверждая, что в этом документе никаких сюрпризов нет, и вообще там нет ничего интересного. А не публикуется он потому, что такова процедура. Вот решит Совет директоров МВФ вопрос положительно на заседании 20 марта, тогда и можно будет в Украине напечатать. А пока нельзя. Но страшного в меморандуме нет ничего – ни о повышении пенсионного возраста, ни об отмене жилищных субсидий. Успокоительные речи члена правительства пугают больше его молчания.

транш

И всё же опубликовали

Отсутствие желания говорить на какую-то тему обычно свидетельствует о стремлении что-то скрыть. Очевидно, это нехитрое жизненное наблюдение и побудило фракцию «Батькивщина» опубликовать текст документа, который обнародовать, согласно процедуре, пока нельзя. Меморандум с МВФ предстал перед народом во всём своём сомнительном великолепии. Он длинный, тридцатистраничный, и разобраться в нём непросто, но за сухими строками читается шокирующая правда, определяющая перспективы дальнейшего развития Украины на годы вперёд, уровень жизни граждан, положения собственности и многое другое. И всё это выглядит весьма печально.

транш

Что уже получено

Выбрав МВФ своим кредитором, пришедшее после Майдана руководство Украины чётко обозначило дальнейший прозападный курс. В долг можно было брать и у России, что означало бы развитие двусторонних связей и производственной кооперации, и первые три миллиарда страна успела получить ещё при Януковиче, но потом по понятным причинам произошла переориентация. За четыре года Украине пообещали $17,5 млрд, из которых почти половина ($7,7 млрд) уже получена, тремя порциями: $5 млрд (2014), $1,7 млрд (2015) и 2 млрд (2016). К развитию экономики эти заимствования не привели, но в предыдущие разы деньги давали в расчёте на некие реформы, которые так и не были проведены. Теперь же условия стали носить ультимативный характер. Чего же требует МВФ в обмен на четвёртый транш?

мораторий

Разрешение на продажу сельскохозяйственных земель с 2018 года

Верховной Раде в срок до начала июня 2017 года предстоит нелёгкое голосование по законопроекту о земельном обороте. Пока продавать главный оставшийся ресурс Украины запрещает действующий мораторий, срок которого истекает в конце 2017 года. Безусловно, большую часть плодородных почв в короткое время скупят крупные европейские и американские агрохолдинги. О каком-то национальном и государственном суверенитете после этого говорить будет бесполезно.

транш

Реформа пенсионной системы

До начала мая от Верховной рады Украины требуется принятие комплексной пенсионной реформы с тем, чтобы она начала действовать 1 января 2018 года. В тексте действительно нет ни слова о том, что на заслуженный отдых граждане страны станут уходить в более зрелом возрасте, чем теперь, но даже из общих декларативных лозунгов это само собой логически вытекает. И, несмотря на заявление вице-премьера Павла Розенко об отсутствии единства понимания предстоящих изменений в правительстве, понятно, что другого способа балансирования пенсионного фонда, кроме как повышение возраста, просто не существует. Военнослужащих МВФ разрешает отправлять на пенсию по существующим ныне законам.

мвф

Социальные пособия и субсидии

Доходы граждан, получающих социальную помощь от государства, должны тщательно проверяться на предмет соответствия критериям. Закон о том, как это будет производиться, должен быть принят в срок до 30 июня. Если информация о степени бедственности положения не будет подтверждена, выплата социальной помощи прекратится. Предусматривается создание единого централизованного банка данных всех получателей помощи. Субсидии должны быть монетизированы, то есть переведены из скидок на тарифы ЖКХ в денежную форму. Так их легче контролировать.

транш

Сокращение госслужащих

Прошедшее после Нового года повышение вдвое (до 3200 гривен) минимальной зарплаты предлагаемый к подписанию меморандум требует не распространять на государственных служащих, для которых сохраняется понятие «базового» оклада. Кроме этого, число работников, занятых в государственной сфере, требуется сократить согласно выработанной программе на 4% в текущем году, и ещё каждого десятого - в последующие два года. Из этих цифр следует, что сокращению подвергнутся в ближайшие месяцы 14 тысяч человек, а до конца 2019 года - ещё 35 тысяч. Военнослужащих увольнять не будут.

транш

Сокращение прав наемных работников

От Верховной рады МВФ требует пересмотра Кодекса законов о труде. Изменения, как декларируется в меморандуме, призваны смягчить существующую жесткость и привести нормативные акты в соответствие с потребностями современного рынка. Предлагается ограничить возможность коррекции занятости в зависимости от условий труда и уменьшить количество категорий работников, «защищенных» от увольнения. Достаточно вспомнить перечень лиц, с которыми сейчас нельзя расторгнуть договор о трудоустройстве в одностороннем порядке, и станет ясно, по кому ударят эти изменения.

мвф

Тарифы

Расценки за пользование услугами ЖКХ должны пересматриваться в автоматическом режиме в случае превышения 10-процентного предела отклонения от уровня покрытия себестоимости. Сейчас действует норма, позволяющая домохозяйствам, не получающим субсидии, оплачивать задолженность в рассрочку на 12 месяцев. Теперь этот щадящий режим нужно отменить.

транш

Принудительное взыскание долга

Эту законодательную норму Верховная Рада должна принять до сентября включительно. Требуется усиление положений Гражданского и Хозяйственного процессуальных кодексов и связанных с ними законов, касающихся порядка взыскания сборов (приказных платежей) в случае банкротства субъектов хозяйствования в автоматическом режиме. Государство окончательно превратится в бездушную машину, выколачивающую долги.

мвф

Другие моменты

В меморандуме есть множество других пунктов, и некоторые из них можно даже признать справедливыми, как, к примеру, требование поиска украденного чиновниками имущества в любой точке земного шара. Малому бизнесу Украины, и так переживающему не лучшие времена, грозит ужесточение проверок, повышение штрафов, особенно за «теневое» трудоустройство, к которому частные предприниматели вынуждены прибегать, дабы избежать полного разорения. Упрощенной системы налогообложения, очевидно, больше не будет. Нелёгкие годы ждут и банковский сектор. Появится финансовая полиция. Ни о каком улучшении стандартов качества жизни «в ближайшие несколько лет» и речи быть не может.

Интересно, а что же будет дальше, когда кончатся оставшиеся транши МВФ?

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать