Возможные последствия антироссийских банковских санкций в Украине

Итак, случилось то, чего следовало ожидать, исходя из общей логики, движущей действующими в Украине властями. 15 марта Национальный банк передал свои предложения СНБО, а на следующий же день санкции, они же ограничительные меры в отношении российских банков с учредительным государственным российским капиталом были введены президентом страны. В том, что случится именно так, мало кто сомневался. Другой вопрос состоит в том, какие последствия повлечёт за собой это действие. Пострадает ли Россия, будут ли трудности у вкладчиков и как всё это отразится на экономике самой Украины?

санкции

Повод

7 марта российские банки начали обслуживание клиентов, предъявляющих документы непризнанных народных республик ДНР и ЛНР. Относился новый порядок к отделениям, работающим исключительно на территории РФ, и продиктована эта мера гуманитарными соображениями. У многих жителей отделившихся от Украины регионов просто нет других паспортов, а так как вынужденных переселенцев много, то лишать их возможности пользования услугами финансовых учреждений было более нельзя. Украинские власти восприняли это решение как враждебное и подрывающее национальный суверенитет. При этом иностранные отделения «Сбербанка», VS Bank (его дочерняя структура), ВТБ, БМ и Проминвестбанка, как и положено, продолжали соблюдать местные законодательства государств, в которых они работают. 15 марта пакет санкций уже был разработан НБУ, и в течение считанных часов он был утверждён Советом национальной обороны и безопасности.

санкции

Что за санкции?

По замыслу ограничительные меры должны предотвратить отток капитала из страны в Россию. Запрещена выплата дивидендов, возврат депозитов банкам-учредителям украинских отделений и депозитных процентов по ним, перечисление субординированного долга и другие трансакции, связанные с переводом средств из Украины в РФ. Кроме этого государственные предприятия и учреждения больше не могут работать со своими расчётными счетами и открывать их в финучреждениях, входящих в санкционный список. Срок действия ограничительных мер – пока 12 месяцев, но, вполне возможно, они будут продлены.

российские банки

Санкционный список

Не на все российские банки распространяются ограничительные меры, а лишь на принадлежащие государству. Вот их список:

  • «Сбербанк России».
  • VS Bank (принадлежит тому же «Сбербанку».
  • «ВТБ».
  • «БМ».
  • «Проминвестбанк» (собственность российского «Внешэкономбанка»).

Санкции не распространяются на частные финансовые учреждения, такие, как «Альфа-Банк» и «Форвард Банк».

российские банки

Насколько санкции обещают быть болезненными?

Так как пакет ограничительных мер принимался в спешке, ни его инициаторы, ни члены СНБО не обладали достаточным временем для объективной оценки их предполагаемой эффективности. На самом деле куда больший ущерб наносят не санкции, а бесчинства активистов, портящих банковское оборудование, препятствующих нормальной работе и создающих общую шумиху, отпугивающую клиентов и побуждающую некоторых их них в панике забирать свои вклады. Вся работа учреждений продолжается в прежнем режиме, кредиты выдаются и даже получаются от НБУ, а обязательства по депозитам выполняются. Что касается запрета на вывод дивидендов, то мера эта полностью лишена смысла, так как вот уже второй год прибыли банки не дают. В силу понятных обстоятельств банковский сектор экономики страны терпит убытки, в том числе и «российские дочки», потерявшие в сумме за прошлый год 15 миллиардов гривен. Что касается вреда, который украинские политики надеялись нанести России, то он вряд ли будет ощутимым. Все активы банков, подпадающих под санкции, оцениваются в 110 миллиардов гривен, что значительно меньше девятимесячной прибыли «Сбербанка» (400 млрд руб. или 180 млрд грн.). Но, опять же, речь пока не идёт о потере всей собственности.

Сбербанк России

Пострадают ли клиенты?

В настоящий момент физические лица, владельцы кредитных карт «Сбербанка» не могут осуществлять с них платежи. Введены ограничения на снятие наличных денег, но лимиты весьма велики для обычных граждан – 20 тыс. грн. в день (примерно $750 или €700), так что широкие массы вкладчиков вряд ли серьёзно пострадают. К тому же эти меры временные, и, вероятно, их скоро отменят. Отделение в Днепре (бывшем Днепропетровске) закрыто по техническим причинам. Такова же судьба и «Сбербанка» в Киеве до тех пор, пока стенка из пеноблоков, построенная активистами, не будет снесена. Депозитные операции по-прежнему доступны, деньги можно снять.

Лимитированы расчёты юридических лиц – предел обналичивания и межбанковских безналичных перечислений составляет три миллиона гривен. Остальные категории клиентов, такие, как ФЛП, адвокаты, нотариусы и самозанятые лица не могут оперировать суммами, превышающими 300 тысяч гривен в день.

Сбербанк России

Будут ли работать банки из России в Украине?

Так как финансовые учреждения работают с 2015 года с убытками, вопрос их ликвидации стоит давно, и санкции в данном случае совершенно не при чём. Идёт планомерное сворачивание работы на украинском рынке, причём первыми не выдержали западные банки, а доля российских активов уменьшилась до 8,8% по сравнению с 10,3% на 2015 год. Задача продажи непроста. Возможно, что часть «Проминвестбанка-Украина» захочет купить OTP Group (Венгрия), но пока, несмотря на проявляемый интерес, до реальных действий дело не дошло. Предлагаются к продаже также активы ВТБ и БМ. Конечно же, инвесторы заинтересованы в приобретении прибыльных предприятий, а сделать их таковыми в сложившихся условиях не так-то просто. «Сбербанк» из Украины пока уходить не хочет, по крайней мере, так утверждает его глава Герман Греф. У него самые крупные активы (48,4 млрд грн.) и депозитный портфель (18,8 млрд грн.)

санкции

Будет ли национализация?

На конфискацию российской собственности руководство Украины явно не готово решиться по причине уязвимости собственных позиций, тем более что даже формальных претензий к работе перечисленных в секционном списке банков нет. Они капитализированы на достаточном уровне, гарантирующем возвратность вкладов даже при одномоментном закрытии всех счетов. Выкупить активы государство не может, - это потребует слишком больших затрат, не предусмотренных бюджетом. Остаётся терпеливо ожидать, пока сами банки «дозреют» и уйдут из Украины добровольно, что, вероятно, произошло бы со временем и без всяких санкций.

санкции

Риски девальвации национальной валюты

Любые потрясения на финансовом рынке чреваты разбалансировкой всей банковской системы. Что конкретно произойдёт в результате принятия санкций по отношению к «Сбербанку» и другим учреждениям с российским капиталом, пока неизвестно, но пример достаточно спокойно прошедшей национализации «Привата» показывает, что одномоментный отток нескольких миллиардов гривен бесследно не проходит. Гривна тогда ослабла, хотя для этого были и другие причины (они и сейчас есть), а затем частично восстановилась у отметки 27 UAH/USD. Пока валютный рынок на вести о санкциях не отреагировал, и курс не изменился. Впрочем, и с банками на настоящий момент тоже ничего особенного не произошло. Украинские эксперты оптимистичны, и их надежды связаны с некими высокими ценами на экспортируемое из страны сырьё. Вместе с тем, нет оснований уповать на мощный приток валюты, способный в случае сильной паники стабилизировать курс, «задавив» его рост интервенциями. Особенную тревогу вызывают последствия разрыва торговых отношений с Донбассом, что в совокупности с созданием трудностей для российских банков может привести к проблемам макроуровня.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.