Схема кредитного мошенничества в банке «Восточный»

16 февраля ведущие СМИ, в том числе зарубежные, сообщили об аресте на полтора месяца Майкла Калви, учредителя и управляющего партнера инвестфонда Baring Vostok. Ему и его подельникам вменяется в вину хищение двух с половиной миллиардов рублей. Как удалась американцу столь масштабная афера? И не совершил ли ошибку Басманный суд города Москвы?

Фигуранты

Согласно сообщению ТАСС, досудебное следствие, инициированное по заявлению сотрудника банка «Восточный» (имя не разглашается), вело ФСБ. Ранее были арестованы пять фигурантов, занимающих руководящие посты в трех организациях. Вот их список:

  • «Первое коллекторское бюро» (ПКБ) – Максим Владимиров (генеральный директор).
  • Банк «Восточный» – Алексей Кордичев (бывший глава правления).
  • Baring Vostok – И. Зюзин (директор по инвестициям), В. Абгарян (партнер по СМИ) и гражданин Французской Республики Ф. Дельпаль.

Теперь к ним добавился Майкл Калви, родившийся в штате Висконсин, гражданин США. Поиск соучастников, по заявлению следствия, продолжается.

Кто вы, мистер Калви?

Майкл Калви родился в США в 1967 году. Первый бизнес начал делать в пятнадцатилетнем возрасте, а доходы тратил на обучение. Перепробовал много профессий в юности – работал в "Макдональдсе", на нефтяных вышках и чернорабочим.

Степень бакалавра получил в Университете штата Оклахома. Выпускник Лондонской школы экономики, магистр финансов. Жил будущий учредитель фонда Baring Vostok в британской столице и Нью-Йорке, возглавлял в банке Salomon Brothers отдел M&A. Затем занял должность в Европейском банке реконструкции и развития, после чего стал заниматься инвестициями. Участвовал в управлении «Первым региональным фондом независимых государств».

Дела основанного Майклом Калви в 1994 году инвестиционного фонда Baring Vostok развивались успешно. Средства пайщиков вкладывались в перспективные направления – информатика, добывающая промышленность, розничная торговля, финансовые услуги. Наиболее успешные проекты: «Тинькофф Банк», «Яндекс», сеть супермаркетов «Вкусвилл», компания Volga Gas и многие другие, включая «Восточный».

Майкл Калви давал телевизионные интервью, в ходе которых с обаятельным акцентом охотно делился секретами своего бизнеса. На экране возникал образ идеального инвестора, целеустремленного, симпатичного, грамотного и думающего о России хорошо.

Схема

Все началось с серии кредитов, выданных банком «Восточный» «Первому коллекторскому бюро» на общую сумму 2,5 миллиарда рублей. Дело было в 2015 году.

Вместо уплаты по долгу руководство ПКБ предложило финансовому учреждению принять около 60% акций люксембургской компании International Financial Technology Group». Дельпаль, Абгарян и Зюзин, а возможно, и Калви утверждали, что этот пакет ценных бумаг стоит три миллиарда. При этом они были настолько убедительными, что председатель правления банка «Восточный» Алексей Кордичев им поверил. Наверное, по наивности.

Совет акционеров поддержал решение о принятии отступного, но, как теперь стало известно, не весь. У кого-то возникли подозрения.

Состав преступления обозначился тогда, когда внезапно выяснилась реальная цена акций люксембургской «Международной финансово-технологической группы». Она оказалась печально низкой – 600 тыс. руб. за все вместе. Банк фактически полностью потерял сумму выданного им кредита плюс набежавшие проценты.

Почему у топ-менеджера такое грустное лицо?

На первом заседании суда Калви вел себя спокойно и даже весело, улыбался и шутил. 16 февраля его лицо погрустнело. Причина этих физиогномических метаморфоз проста.

В описанной схеме отсутствует принадлежащий ему инвестиционный фонд Baring Vostok, поэтому позиции американца казались неуязвимыми. Но за пять дней следствие сумело доказать аффилированность двух организаций. «Первое коллекторское бюро» тоже принадлежит, полностью или частично, Майклу Калви. Настаивать на полной непричастности не получается.

Француз Филипп Дельпаль заявил, что ни в чем не виновен, так как никаких бумаг не подписывал (особенно на странице 25). Он просто работает в Baring Vostok и ничего не знает.

И, возможно, для них бы все обошлось, но председателя правления «Вятки», что называется, «раскололи». Алексей Кордичев, по словам его адвоката, во всем признался и теперь дает показания, подробно описывая схему аферы. Он сотрудничает со следствием, причем добровольно. Вот почему погрустнел, очевидно, Майкл Калви.

Аргументы защиты

Позиции адвокатов не очень хороши, но и небезнадежны. По всей видимости, они действительно не ставили подписи под договором отступного – это сделали Кордичев и Владимиров. Если показания главы правления банка не будут подкреплены документами, дело может развалиться в суде.

Заявление о мошенничестве подал сотрудник, а не руководитель или учредитель. По этой причине банк «Восточный» не признан потерпевшей стороной и продолжает работу, как и инвестиционный фонд «Бэринг-Восток». Акционеры банка дали согласие на проведение операции по зачету задолженности.

Калви пока по-прежнему настаивает на своей полной невиновности. Против него, конечно, свидетельствует А. Кордичев, да и аффилированность «Первого коллекторского бюро» тоже не в пользу, но…

Перспективы уголовного дела туманны. Не исключено, что и обойдется. Чему-то же учат в Лондонской школе экономики? Впрочем, и российские следователи свое дело знают.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы что думаете по поводу ареста Майкла Калви?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
нам нужен "враг" чтобы объяснять людям почему все разворовали и мы так живем.
Копировать ссылку
0
Не мешало бы и за Кудрина взяться, как за его корешка Калви.
Копировать ссылку
3
Я думаю "весьма вероятно"американец может быть причастен (как наш Бут и другие сидельцы американских тюрем) к "нанесению нашей стране экономического урона или диверсии" и лет так на20-30 в южный магадан на прииски ,вот это было бы по уму !!!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.