Насколько точна реконструкция лиц исторических фигур? Ученые делятся мнением

В последние годы было проведено довольно много исторических реконструкций внешности людей прошлого. Часто это приводит к вопросу о том, действительно ли полученное изображение соответствует внешности воспроизведенного человека. Но каким бы противоречивым ни был этот вопрос, реконструкция лиц наших предков – популярный способ очеловечить прошлое, а также привлечь интерес людей.

Зачем она нужна

Реконструкция всегда высоко ценилась в судебной деятельности как способ, помогающий идентифицировать личность человека. Но в последнее время это направление привлекло к себе внимание археологов и историков. Начиная с Тутанхамона и заканчивая австралопитеком Люси, реконструкция помогает нам понять, что те, о ком мы читали в учебниках истории, - это не миф, они действительно существовали. Так мы больше способны проявлять интерес и симпатию к их образу жизни. Но насколько мы можем быть уверены, что полученное изображение соответствует историческому прототипу?

Недавние противоречия

2018 год подарил нам ряд интересных реконструкций. Например, создателей образа Нефертити обвинили в том, что ей придали слишком светлый оттенок кожи, едва ли возможный для египтянки. А вот чеддарского человека, напротив, нашли чересчур смуглым. Девушку-подростка по прозвищу Авги сделали предметом насмешек из-за ее слишком сурового, почти мужеподобного вида (впрочем, если древние греки тоже дразнили ее за маскулинность, то неудивительно, что она смотрит так недовольно).

Искусство или наука?

«Воскрешение» людей путем реконструкции требует совмещения техник науки и искусства. И не всегда можно сказать с уверенностью, что из этого доминирует в каждом конкретном случае. Одно дело – восстановить анонимную женщину, прозванную Авги, и совсем другое – реконструировать такую значимую фигуру, как, например, Клеопатра, которую ее современники описывали в деталях и чье изображение в профиль сохранилось на старинных монетах.

Каждая реконструкция – это особая задача, требующая творческого вклада.

Необходимо решить, какие из великолепных украшений Елизаветы I, изображенных на портретах придворными льстецами, соответствуют истине, чтобы корректно реконструировать ее. Но немалое воображение требуется и для того, чтобы понять, в каком стиле носили прически девушки бронзового века.

В обоих случаях образ строится на чертах лица, которые определены научным способом – с помощью остеометрических данных и точных измерений черепа. Там, где от него откололись кусочки, используются сложные формулы для восстановления.

Критика с обеих сторон

К несчастью для мастеров, которые посвящают себя восстановлению внешности предков из далекого и недавнего прошлого, их искусство подвергается критике со стороны и ученых, и художников. Ученые заявляют, что реконструкция – слишком субъективная вещь, зависящая от художественного таланта человека, ее осуществляющего, а ведь лучшие в мире антропологи едва ли являются заодно великолепными художниками. А вот сами художники утверждают, что поле деятельности слишком зависит от данных и усредненных показателей, а сходство будет скорее общего характера, но без учета подлинных характерных черт.

Помощь современных технологий

Первые реконструкции лиц появились еще в викторианскую эру, но с тех пор они определенно претерпели ряд усовершенствований. Сегодняшние репродукции пользуются преимуществом технологий, помогающих достичь большей точности. Цифровые реконструкции означают, что легко и быстро можно изменить прическу, цвет глаз и другие данные, если исследователи предоставят новые подробности.

Более того, противоречивое решение придать чеддарскому человеку темную кожу было основано на анализе ДНК. До недавнего времени было невозможно определить внешность таким способом. Данный прорыв позволяет избежать многих неточностей в репродукциях.

Препятствия на пути прогресса

Цвет волос и глаз обычно открыт для массы интерпретаций. Реконструкция женщины бронзового века, прозванной Авой, была сделана в 2016 году. Художник наградил Аву светлыми волосами и голубыми глазами. Благодаря анализу ДНК, репродукция была усовершенствована в 2018, так как выяснилось, что у нее были темные прямые волосы и карие глаза.

Но анализ ДНК – процесс дорогостоящий. К тому же не всегда представляется возможным проанализировать кости человека, который подвергается реконструкции. Так что похоже, что художественные интерпретации в обозримом будущем по-прежнему будут частью работы по исторической реконструкции внешности людей. Но главное, что этот вид деятельности продолжает вдохновлять, а также помогать людям устанавливать связь с прошлым. Так что даже с некоторыми погрешностями тренд реконструкции лиц продолжает набирать обороты.

Отзвук далекого прошлого

Какие выводы можно сделать о данном направлении научно-художественной деятельности? Реконструкции внешности наших далеких предков позволяют нам прикоснуться к истории, услышать эхо прошлого. Мы не только узнаем новое о том, как жили эти люди и как они выглядели; нет, мы узнаем новое и о самих себе. Потому что история человечества – это совокупность историй каждого отдельно взятого человека.

Самое поразительное – это то, что сегодня мы обладаем куда большим количеством знаний о наших предках, чем люди, которые жили раньше нас, ближе к тому периоду. Современные технологии идут в ногу со временем, постоянно развиваясь и давая нам все больше бесценных знаний о тех людях, о наших очень дальних родственниках и тем самым – о самих себе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к идее подобных реконструкций? Считаете ли вы это интересным и перспективным направлением?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Было бы интересно восстановить черты императоров, фараонов, чтобы пронаблюдать возможную эволюцию человека во внешности.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.