Потерянный корабль Шеклтона найден через 107 лет на дне в Антарктике (фото)

На днях у берегов Западной Антарктиды командой ученых был обнаружен затонувший 107 лет назад корабль экспедиции англичанина Эрнеста Шеклтона. По словам исследователей, ушедшее на дно океана более ста лет назад судно сохранилось очень хорошо. Корабль выглядит практически так же, как и в 1914 г., когда он был зажат льдами, раздавлен ими и пошел ко дну.

Экспедиция Шеклтона

В 1914 г. сэр Эрнест Шеклтон с единомышленниками отправился в свою вторую экспедицию в Антарктиду. Целью исследователей было пересечение материка в самом узком месте. В общей сложности полярники предполагали преодолеть около 2900 км. Снаряжена экспедиция была на двух кораблях: «Эндьюрансе» и «Авроре». Экипаж «Эндьюранса» под командованием Шеклтона должен был перезимовать в заливе Фазеля и следующим летом выдвинуться к Южному полюсу. «Аврора» отправилась на остров Росса, чтобы заложить к возвращению основного отряда склады.

Судно «Эндьюранс» с поднятыми парусами, зажатое во льдах

Потеря корабля и долгое ожидание

Однако осуществиться планам исследователя было не суждено. «Эндьюранс» зажало льдами, после чего корабль лег в незапланированный дрейф на север. Шеклтон надеялся, что в более северных водах с приходом лета корабль освободится и попытку высадки в заливе Фазеля удастся повторить.

Зиму команда на пока остававшемся невредимым корабле провела неплохо. Члены экипажа развлекали себя в полярную ночь как могли: устраивали лыжные прогулки при лунном свете, отмечали праздники, ставили любительские спектакли. Однако надеждам Шеклтона сбыться было не суждено. Корабль дрейфовал на север очень медленно и летом ото льдов не освободился.

30 сентября «Эндьюранс» попал в зону сильнейшего ледового сжатия. Корпус корабля, по воспоминаниям участников экспедиции, после нескольких сжатий напоминал «волан, который перекинули дюжину раз». Дело довершил сильный напор льда, которое судно испытало 24 октября. Трое суток команда боролась за корабль, но в конечном итоге была вынуждена его покинуть.

Экипаж корабля состоял из 28 мужчин. Судно было построено специально для путешествий в полярных водах. Продержалось на плаву оно долго, но все же затонуло

Обломки судна в последующем еще несколько недель держались на плаву. Это позволило экипажу забрать с собой многие вещи, включая экспедиционные фотоснимки.

На шлюпке за помощью

«Авроре» в этой экспедиции также не повезло. Корабль сорвало с якоря в проливе Мак-Мердо. После продолжительного дрейфа судну удалось доплыть до Новой Зеландии. Команда Шеклтона, опираясь только на собственные силы, несмотря на отсутствие помощи, все же смогла спастись.

После того как льдина, на которую высадились исследователи, раскололась, Шеклтон приказал всем грузиться на шлюпки и плыть к о. Десепшен, где располагалась построенная китобоями деревянная церковь. Однако погодные условия этой цели достичь не позволили, и экспедиции пришлось плыть к бесплодному и необитаемому о. Элефант (Мордвинова). Надежд на то, что спасателям придет в голову сюда заглянуть, у команды практически не было. И тогда Шеклтон, взяв с собой несколько самых крепких людей, на одной шлюпке отправился за помощью.

Место, которого достиг корабль при дрейфе после того, как 18 января 1915 г. он был зажат льдами. Пошло на дно раздавленное судно 21 ноября 1915 г.

Спасательные операции и счастливый исход

Достигнув залива Короля Хокона, Шеклтон оставил на месте плохо перенесших путешествие друзей и всего лишь с двумя попутчиками перешел без карты через горный массив. На другой стороне гор исследователи достигли китобойной базы Стромнесс. В тот же день находившиеся на базе норвежцы отправили к шлюпке Шеклтона моторный катер и забрали оставленных там ослабленных людей.

Через три дня Шеклтон отплыл на китобойном судне к о. Элефант. К сожалению, льды не позволили кораблю доплыть до места на целых 110 км. Шеклтону пришлось отступить.

Сэр Эрнест Шеклтон на борту корабля Quest. На этом судне отважный исследователь отправился в последнюю в своей жизни полярную экспедицию в 1921 г. В ходе этого путешествия Quest посетил в том числе и о. Элефант. В 1922 г. полярники вернулись в Англию. Эта экспедиция стала концом золотого века полярных исследований перед переходом к технической эре антарктических поездок

Позднее Шеклтон на разных судах сделал еще две попытки приблизиться к острову Элефант, также окончившиеся неудачей. Благополучно завершилась лишь четвертая спасательная экспедиция на чилийском судне «Ельчо». Через три месяца после того, как Шеклтон с друзьями покинули о. Элефант, остававшиеся там и ожидавшие помощи люди перешли на борт спасательного корабля. Все члены экипажа «Эндьюранса» выжили.

Фото «Эндьюранса», сделанное членами экспедиции Шеклтона за несколько недель до того, как судно затонуло. «Выносливый» был одним из двух кораблей, используемых в Имперской трансатлантической экспедиции 1914-1917 гг.

«Эндьюранс» на дне океана

Затонувший «Эндьюранс» команда ученых обнаружила в 6 км от зафиксированного в 1915 г. места его крушения. Сохранился корабль настолько хорошо, что на фото, сделанных исследователями, отлично виден совершенно целый штурвал. По словам ученых, древесина корабля не была повреждена морскими моллюсками из-за Антарктического циркумполярного течения, ставшего для них непреодолимой преградой. Идеально на корабле видно и его название - «Эндьюранс».

Большинство кораблей на дне моря повреждают грунтовые моллюски, питающиеся древесиной. Помимо холодных морей Антарктиды их нет только в Черном и Балтийском морях.

На фото, сделанных командой ученых, хорошо виден даже отлично сохранившийся штурвал судна. Моллюски не повредили корабль, как другие суда на дне океана, благодаря холодному течению, ставшему для них барьером

Исследовательская экспедиция по поиску корабля Шеклтона

Обнаружили судно «Эндьюранс» члены экспедиции Endurance 22, в которую ученые отправились из Кейптауна, находящегося в Южной Африке, в феврале этого года. То есть снаряжена экспедиция была спустя месяц после 100-летней годовщины смерти Эрнеста Шеклтона.

Члены экспедиции Endurance 22 на льду океана в месте проведения исследований

«Эндьюранс», что в переводе означает «Выносливый», был найден исследователями достаточно быстро в районе запланированных ранее поисков. Руководитель Endurance 22 признался, что «Эндьюранс» стал самым неповрежденным затонувшим кораблем из всех, которые он видел в своей жизни. Ученые также отметили, что в поисках им очень помогли оставленные капитаном «Выносливого» Фрэнком Уорсли подробные записи о ходе и месте крушения.

Хорошо сохранившийся корабль Шеклтона был обнаружен на глубине 3008 метров в море Уэдделла

Зажаты во льдах, как Шеклтон

Как и судно Шеклтона, корабль Endurance 22 в ходе выполнения работ застрял во льдах. Однако в наше время развитых технологий подобные ситуации особой опасности обычно не представляют. С помощью мощного крана экипажу удалось освободить свое исследовательское судно.

В ходе исследований члены экспедиции Endurance 22 использовали самое современное оборудование. Найден корабль в короткие сроки был благодаря в том числе и хорошей оснащенности ученых. В ходе экспедиции полярники проводили и другие научные исследования

Научные изыскания

Помимо поисков «Эндьюранса» члены команды Endurance 22 в ходе своей экспедиции провели и несколько важных научных исследований. В большинстве своем работы у берегов Антарктиды велись ими на темы глобального потепления или были связаны с проблемами сохранения окружающей среды.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, нужно ли помнить о подвигах, совершенных полярниками-первопроходцами в XIX - начале XX века?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.