Знакомьтесь: МС-21, новый российский авиалайнер

Бизнес Промышленность

Мало кто теперь знает, что слово «самолет» ввел в обиход поэт-футурист Василий Каменский. Если бы не он, то мы и сейчас совершали воздушные путешествия, как все остальные жители планеты, на аэропланах, а вместе с тем, они давно ассоциируются у нас с «Ньюпорами» и «Фарманами» времен Первой мировой войны. Сегодня настало время вспомнить, что у России должно быть все свое, и слова, и дела. И пассажирские лайнеры тоже. 8 июня прошла презентация нового российского пассажирского самолета МС-21. В город Иркутск ради такого случая приехал премьер-министр.

МС-21

Российское небо вчера и сегодня

Советские самолеты Гражданской авиации (не говоря уже о военных) ничем не уступали западным аналогам, что подтверждается их весомой долей на мировом авиационном рынке. Она могла бы быть и большей, если бы не политические обстоятельства. Впрочем, от этого и сегодня никуда не деться, а задача состоит в том, чтобы обеспечить отечественной техникой, по крайней мере, российские авиакомпании и некоторые зарубежные. В настоящее же время в небе чаще можно увидеть «Боинг», «Аэробус», «Фоккер» или какой-нибудь канадский «Бомбардир», чем машины конструкторских бюро Туполева или Ильюшина. Разумеется, для каждого маршрута нужны самолеты своего типа, соответственно пассажиропотоку и протяженности, но МС-21 находится в очень востребованной во всем мире нише среднемагистральных лайнеров, обеспечивающих практически во всех развитых странах основной пассажиропоток. К тому же этот тип пригоден и для транспортных модификаций. Именно ему, по всей видимости, предстоит потеснить зарубежных производителей на отечественном (и не только) рынке.

авиалайнер

Характеристики и схема

За исключением высокой экономичности, обусловленной прекрасной аэродинамикой и примененными современнейшими технологиями, в том числе и материаловедческими, авиалайнер МС-21 соответствует главным современным и перспективным тенденциям мирового авиастроения. Он способен перемещаться с высокой дозвуковой скоростью, построен по классической схеме моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями, подвешенными на пилонах. Фюзеляж имеет круглое сечение, хвостовое оперение тоже обычное. Во внешнем облике самолета нет ничего революционного, компоновка похожа на ту, которая применялась многими фирмами ранее. Высота машины – 11,5 м, длина 42,3 м, максимальная дальность беспосадочного полета – 5,9-6 тыс. км. в зависимости от модификации

самолет

Модификации

Пока предусмотрена линейка моделей всего из двух типов. Самолет МС-21-200 вмещает от 135 до 176 пассажиров, окончательное решение по размещению кресел будет принимать заказчик, в зависимости от предпочтений в классности салона, который условно делится на зоны «бизнес» и «эконом». В любом случае комфорт обеспечен вполне приемлемый. Модификация МС-21-300 даже внешне отличается более габаритным фюзеляжем, в него поместится от 163 до 221 человек. Соответственно, продолжительность беспосадочного перелета у него на сто километров меньше. Все кресла очень удобны, а кроме того в спинки вмонтированы развлекательные центры, что сегодня является нормой. Модификации также отличаются бортовым радиоэлектронным, навигационным и прочим оборудованием.

самолет

Разработчик и производители

Лайнер разрабатывался в НПК «Иркут» в кооперации с КБ им. Яковлева, это второй в истории новой России проект (после Ту-204), полностью реализованный с 1991 года на уникальной основе, и первый в XXI веке. Что касается производственной базы, то она является продуктом плотной кооперации. Так, на Ульяновском авиазаводе после запуска в серию будет производиться интерьер салона, отделка и покраска машин и осуществляться непосредственная поставка заказчику. На заводе «Авиастар» планируется выпуск панелей обшивки фюзеляжа и сборочные операции. В общем цикле участвуют ООО «Васо», ЗАО «АэроКомпозит», ГНЦ НППП «Технология», ЗАО «Русавиаинтерьер» и другие отраслевые предприятия.

мс 21

Производственные планы

Первый экземпляр машины, выкатка которой уже состоялась, полностью изготовлен на Иркутском авиационном заводе. Первый полет планируется на конец текущего года, серийное производство начнется в следующем, после чего начнутся поставки заказчикам. По заверению президента корпорации «Иркут» Олега Демченко, конкуренция МС-21 не страшна, у него слишком много явных преимуществ, как технических, так и ценовых. Заказы на самолет есть, на 175 экземпляров (по другим данным уже на 186), они уже заавансированы, а к 2020 году план составит 40 экземпляров в год. Инновационная машина привлекла внимание многих авиакомпаний, в том числе, конечно же, «Аэрофлота».

авиалайнер

Кокпит

Кабина пилотов выполнена на современном уровне с использованием эргономичных дисплеев, обеспечивающих эффект «прозрачных стен», и с джойстиковым дублированным электродистанционным управлением. Экипаж состоит из двух человек, первого и второго пилота, не считая, конечно, бортпроводников, что повышает экономические эксплуатационные характеристики. Возможности навигационного оборудования весьма высоки, при этом большая часть приборной системы российского производства.

мс 21

Двигатели

Изначально планер самолета разрабатывался с учетом возможности комплектовать силовую установку двигателями двух типов, американским «Пратт и Уитни» PW1000G или отечественным ПД-14 производства ОАО «Авиадвигатель», доводка которого завершается в настоящее время. Российский мотор должен обеспечить такую экономичность, что это само по себе станет достижением авиастроительной отрасли. Речь идет о начале производства целой линейки силовых агрегатов с последующим применением на других самолетах, в том числе на «Суперджетах-100» КБ Сухого, в настоящее время комплектующихся российско-французскими PowerJet SaM146. На первый экземпляр установлены американские двигатели. Универсальность подхода улучшает конкурентные условия самолета МС-21.

МС-21

Конкуренция и преимущества

Теперь о главном, а именно о тех факторах, которые позволяют проявлять оптимизм руководителям «Иркута» в ближайшей исторической перспективе. Конкуренция на рынке авиационного производства в настоящее время велика, даже с учетом прогнозируемого роста вдвое потребности в ближайшее двадцатилетие сегмента узкофюзеляжных лайнеров с пассажировместимостью более ста человек. Свои разработки активно продвигают Bombardier (серия С), Airbus, Boeing и даже китайская фирма «Комак», хотя КНР никогда ранее не считалась ведущей самолетостроительной державой. К тому же «Иркут», по всей видимости, несколько опоздал со своей новинкой, дав возможность конкурентам несколько лет получать портфели заказов.

МС-21

При продвижении на мировые рынки «Суперджета» российская сторона допустила ряд ошибок, и теперь самое время их грамотно проанализировать, чтобы не повторять. Итак, в первую очередь это цена, она будет менее $ 30 млн., что соответствует сегодняшнему минимальному уровню. Достигнут этот результат за счет того, что более половины комплектующих изделий производятся в России. Во-вторых, в отличие от предыдущих неудачных случаев, будет налажена четкая система технической послепродажной поддержки эксплуатантов. В-третьих, обслуживание и расход топлива обойдутся покупателю или арендатору на правах лизинга как минимум на 15 % дешевле, чем в случае работы с другими поставщиками. К тому же сам процесс финансирования будет пересмотрен, к нему привлекут коммерческие банки. Все это позволяет рассчитывать на успех нового российского самолета не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Остается пожелать МС-21 чистого неба, красивых взлетов и мягких посадок.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать