Перспективы израильского экспорта природного газа

До недавнего времени Израиль не считался страной, обладающей серьезными энергетическими ресурсами. Все изменилось в 2009 году, когда у его побережья были открыты крупные месторождения природного газа. Теперь решается вопрос о том, как правильно распорядиться богатством, неожиданно оказавшимся в распоряжении еврейского государства. А россиян вполне может волновать возможное влияние на экономику страны появления на рынке углеводородов еще одного серьезного игрока, тем более что многие аналитики на Западе, в первую очередь в США, прогнозируют вытеснение «Газпрома» из привычных для него сегментов сбыта. Обоснованы ли эти прогнозы?

Где есть газ?

Месторождений четыре, «Мари-Б», «Далит», «Левиафан» и «Тамар», причем два последних из указанных считаются крупнейшими, суммарные запасы в них оцениваются, примерно, в восемьсот миллиардов кубометров. Этого более чем достаточно не только для удовлетворения всех внутренних потребностей Израиля, но и для выхода на внешние рынки.

израиль

Претенденты

Сразу же после открытия месторождений к их разработке проявила огромный интерес американская компания Noble Energy, имеющая опыт шельфовой добычи, и с ней даже был подписан контракт, однако решением Верховного суда Израиля он был признан ничтожным (то есть недействительным). Промысловая фирма из США настаивала на фиксированной налоговой ставке, что противоречило Конституции еврейского государства. Но и помимо американцев на израильский газ обратили внимание соседние страны, желавшие получить право на совместную работу. Трубопровода пока нет, а мощности по сжижению есть у Иордании и Египта. И Турция рядом, но с ней отношения не очень хорошие.

трубопровод

Трубопровод или газовозы?

Уже в конце минувшего года в прессе появилась информация про израильско-турецкие консультации по поводу возможного строительства трубопровода через Средиземное море. Назывался даже срок, 2019 год, когда по нему пойдет газ в количестве 30 млрд. куб. м в год, из которых 10 миллиардов будет закупать Анкара, а остальные 20 млрд. должны перенаправляться в Южную Европу. Вопрос состоял в инвестициях, для чего Тель-Авив предлагал заинтересованным странам создать консорциум. Альтернативный проект предполагал прокладку трубы до Кипра, а через него на Грецию и Италию. Оба варианта пока не реализованы. Время оказалось очень неудачным, цены на углеводороды падали, вкладывать в инфраструктуру отрасли никто не хотел, и возникли объективные экономические трудности. С точки зрения дальней стратегической перспективы трубопровод предпочтительнее, но его строительство требует больших затрат. Сбыт СПГ наладить проще, но его себестоимость повышает сжижение и дорогая транспортировка танкерами-газовозами.

газ

Турецкие трудности

В Европе многие считают, что максимальная диверсификация поставок природного газа крайне важна, и под этим термином понимается желание снизить потребление российского голубого топлива. В такой позиции заинтересованы производители американского СПГ, им хочется, что вполне естественно, сбывать свою продукцию, достаточно, кстати, дорогую. Израилю свои интересы ближе, чем европейские, эта страна хочет экспортировать газ, по возможности не вкладываясь в дорогостоящие проекты. Это возможно, если покупатели найдутся где-то поблизости, на Ближнем Востоке или в Северо-Восточной Африке. Вполне приемлемым партером могла бы стать Турция, но в Тель-Авиве есть опасения насчет возможных обострений в двусторонних отношениях. Пример неадекватного поведения руководства этой страны на фоне очень выгодного, но сорванного, соглашения с Россией о «Южном потоке» пугает. А если уже после начала строительства трубопровода к берегам Израиля опять подплывет какая-нибудь «Флотилия свободы», или самолет ЦАХАЛа собьет Ф-16 турецких ВВС? Что тогда делать?

Террористическая угроза

Газодобыча в открытом море, да и на суше тоже, опасна сама по себе, по технологическим причинам. Израиль много десятилетий живет в обстановке постоянной угрозы. Главные силы, стремящиеся всемерно усложнить любые процессы государственной деятельности, - это террористические группировки: палестинская «Хамас» и ливанская «Хезболла». Нет никаких сомнений, что эти организации сделают все, что смогут, для того, чтобы нанести ущерб газовым платформам и отраслевой инфраструктуре. Для этого могут использоваться самые разные средства, в том числе ракеты. Кроме этого, как считает глава отдела планирования ВМС Израиля Илан Лави, террористы могут применять беспилотные аппараты. Не исключены атаки подводных лодок и быстроходных катеров, управляемых смертниками-шахидами. Таким образом, требуется надежная система безопасности, и она обойдется не менее чем в $700 млн. единоразово с ежегодными затратами в $100 млн. Для этого, в частности, Израилю нужны четыре новых фрегата.

израиль

Опасен ли для «Газпрома» израильский газ?

Проблемы, обрушившиеся на Израиль в связи с неожиданным счастьем обретения газовых богатств, эта страна, несомненно, решит, в этом даже можно не сомневаться. Перед руководством «Газпрома» стоит другой вопрос, и он заключается в оценке вероятного влияния новых объемов товара, поступающего на европейский рынок. Сможет ли израильское топливо подорвать могущество российского концерна, отнять у него часть сбытового сегмента или сбить цену? Насчет стоимости можно быть абсолютно спокойным. Мало того, что газовые биржевые котировки напрямую связаны особым механизмом с нефтяными, дело еще и в том, что сжиженное сырье, перевозимое в газовозах, заведомо дороже. Что касается объемов, то они носят, скорее, компенсационный характер. Добыча североафриканских поставщиков, среди которых главными являются Алжир и Ливия, падает по различным причинам. «Газпром» обеспечивает треть европейского потребления, четверть приходится на Норвегию, а все остальное до сих пор поступало именно оттуда. Боле того, Алжир, Ливия и Египет постепенно переориентируют собственную инфраструктуру с экспорта на импорт. По мнению директора Центра изучения мировых энергетических рынков Российской Академии наук Вячеслава Кулагина, израильский газ просто заместит возникающий дефицит, и будет очень хорошо, если его на это хватит.

израиль

Сроки начала поставок

Строительство трубопровода - дело дорогое и долгое, а до его завершения говорить о том, что израильское топливо начнет мешать на европейском рынке российскому концерну, не приходится. К тому же поставка СПГ для Тель-Авива пока является вполне приемлемым вариантом, обеспечивающим гибкость рыночной политики: не купят здесь, так повезем в другое место. Правда, предложение сжиженного газа с каждым годом растет, соответственно, и конкуренция увеличивается, так что вопрос о трубе рано или поздно встанет остро. При самом благоприятном варианте развития событий, наличии надежных инвесторов и хорошей рыночной конъюнктуре проект может быть завершен к 2022 году.

израиль

Текущая ситуация и политика

Осенью 2015 года компаниями Nobel Energy Inc. и Delek Group Ltd. был подписан пятнадцатилетний контракт на поставку израильского природного газа в Иорданию на общую сумму 15 миллиардов долларов, который в настоящее время действует и выполняется. Этот важный торгово-дипломатический прорыв, несомненно, послужит делу улучшения политических отношений между двумя странами. Проблемы разночтения в оценках международной обстановки в ближневосточном регионе существуют и с Европой. Израиль, теперь главный поставщик газа в Иорданию, напоминает, что на палестинский вопрос в Тель-Авиве смотрят иначе, чем в Брюсселе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.