Что будет с Украиной, когда построят «Северный поток-2»?

На 2019 год запланирована сдача в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». История строительства первой нити этой магистрали доказывает, что срок этот будет соблюден, тем более что в проекте принимают участия помимо «Газпрома» еще полдесятка компаний, крайне заинтересованных в возможности прокачивать голубое топливо из России в Европу. Последствия этого события предсказуемы. Снабжение потребителей станет еще дешевле и надежнее, но есть и побочный эффект - пострадают страны-транзитеры, получающие сегодня гарантированный доход, и немалый. В частности, станет практически ненужной украинская газотранспортная система.

ЕС

История цены

Долгие годы Украина получала российский природный газ практически по символической цене, составлявшей примерно $50 за тысячу кубометров, что давало возможность стране пользоваться многими привилегиями. Себестоимость продукции энергоёмких отраслей выгодно выделяла ее на конкурентном рынке, а население платило по счетчикам мало, хотя и не понимало тогда своего счастья. Затем настали «оранжевые времена», и начались попытки цену сбавить, а плату за транзит наоборот, повысить, то есть привести хозяйственные отношения «к справедливым мировым нормам». При этом поражала несколько завышенная самоуверенность киевских начальников, требовавших то переводчика с русского на украинский, а то и просто скидки, безо всякой аргументации. Стоит ли уточнять, что каждая такая попытка приводила к повышению цены, обычно вдвое, до тех пор, пока Тимошенко не подписала прославивший ее контракт. С тех пор отношения у России с Украиной в части газоснабжения стали такими же, как и со всей остальной Европой, то есть абсолютно равноправными.

поток

Пропускная способность и загрузка украинской ГТС

Газотранспортная система Украине досталась так же, как и многое другое, по наследству от проклинаемого теперь властями советского прошлого. Ее главный показатель – пропускная способность, то есть то количество продукта, которое через «трубу» можно прокачать за год в западном направлении. Она составляет 288 млрд. куб. м в год, строилась система с советским размахом. На полную мощность ГТС давно не загружается, так в 2007 году через нее прошло 115, а в 1012 только 81 млрд куб. м. Недавно было торжественно объявлено о большом достижении, увеличении прокачки в 2015-м на 7,9% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В количественном выражении цифра составила 64,14 млрд. кубометров плюс еще 2,92 млрд. для Молдовы (и, очевидно, Приднестровья тоже). Эта цифра важна для оценки возможностей «Северного потока-2».

транзит

Труба как оружие

Киев часто упрекал Москву, и, надо отдать должное, не только после Майдана, но и задолго до него, в том, что она использует природный газ в качестве оружия. Конечно же, речь шла не о сжигании патриотов заживо в бушующем синем углеводородном пламени, это выражение имело фигуральный смысл. Дескать, тем странам, которые к России относятся хорошо, топливо отпускается по низкой цене, а другим, стремящимся всячески досадить соседу, то есть вставшим на путь западной демократии, таких преференций не предоставляется. Эта практика называлась порочной, и многие европейские политики (не говоря уже об американских сенаторах и президентах) призывали Москву поступать по-другому, а лучше всего делать наоборот. Но и трубу, как выяснилось, тоже можно использовать как оружие. Как явствует из заявления директора по развитию НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Витренко от 30 декабря 2015 года, он считает, что «Газпром» недоплачивает за транзит, а потому тариф следует поднять. Втрое. Киевский начальник назвал это решение «достойным ответом» на «многолетние усилия» российского концерна обойти Украину.

Впрочем, проблемы были и раньше, и при Ющенко, и при Кучме.

ЕС

«Горячая зона»

В принципе, и Европе, и России не нравится наличие на пути газа промежуточного звена, тем более если на этом участке становится горячо. Газ – товар взрывоопасный, его прокачка требует спокойствия и правильного температурного режима. Если вокруг трубы стреляют, то это вызывает некоторое беспокойство, как отправителя, так и получателя. На этом нерадостном фоне и возникла идея строить первый «Северный поток» в стороне от рискованной зоны. Сначала этот проект на Украине почему-то посчитали блефом, но трубопровод построили быстро. Теперь вот и вторая ветка планируется, и не просто на словах. Была мысль и «Южный поток» проложить под водами Черного моря, но пока не срослось. С Турцией отношения испортились, без нее тут не обойтись, да и ладно. Важно оценить цифру, опять же пропускной способности.

поток

Проектная производительность

Для строительства «Северного потока-2» образована акционерная компания New European Pipeline AG, в которой участвуют фирмы BASF/Wintershall, Shell, E.ON, OMV (с десятипроцентными пакетами каждая), ENGIE (9 %), а контроль принадлежит «Газпрому» (оставшиеся 51%). Объем вкладываемых средств – 9 млрд. 900 млн. евро. Соглашение об участии подписано во Владивостоке 4 сентября прошлого года в ходе Восточного экономического форума. Пропускная способность газопровода (2 нитки) составит 55 млрд. куб. м в год, это 28,7 % от всего объема поставок концерна «Газпром» в Европу на настоящий момент. Самое время вспомнить цифру объема прокачки ГТС Украины в 2015 году, это чуть более 67 млн. куб. м. Ничего, еще останется миллионов двенадцать, даже больше.

транзит

Газовая незалежность

Перед уходом с поста премьера Яценюк перечислил свои победы («пэремогы»), одной из которых стал уход от газовой зависимости. Во лжи его на этот раз упрекнуть нельзя, и хотя в России топливо еще закупается, но действительно намного меньше. Достигнут этот потрясающий результата двумя способами, и оба очень простые. Во-первых, поставки теперь «реверсные», то есть идут они обратно, назад. Это означает, что купленный ЕС, но не израсходованный газ поступает опять на территорию Украины, а скорее всего даже просто выкачивается из украинских хранилищ (зачем его гонять туда-сюда?). При этом «бирок нет» (опять же Яценюк автор афоризма), и вроде бы определить страну происхождения уже нельзя, хотя всем и так ясно, откуда топливо. А во-вторых, потребление сильно снизилось. Но радоваться этому не стоит.

ЕС

Сокращение украинского потребления

Если года три назад Украиной потреблялось 70 млрд. куб. м газа в год, то теперь раза в два меньше. Нет, это не результат внедрения энергосберегающих технологий или применения экологичных «зеленых» методов производства (хотя отдельные случаи есть). Все намного проще. Снижение индустриальных потребностей в энергии вызвано экономическим кризисом и повальной стагнацией реального сектора. Да еще и с зимами повезло, они были теплыми. Это действительно можно считать реальной независимостью. Если чего-то не надо, то это хорошо. Пока человек здоров, молод и пышет энергией, ему все нужно, - рестораны, автомобили, путешествия, вкусная, хоть и не очень диетическая еда и даже спиртные напитки, а некоторые еще и подарки любимым делают. А если кто-то состарится или заболеет, или и то и другое, то все, в чем у него есть потребность, стоит недорого: немного манной каши на воде да жиденький чаек. Экономия!

поток

Немного футурологии

А теперь можно попытаться мысленно перенестись подобно писателям-фантастам в будущее, недалекое, впрочем, в 2019 год, то есть во время, когда окончится строительство газопровода «Северный поток-2». Аграрная супердержава Украина топит кизяками, дрова уже закончились, а промышленности больше нет. Последний источник доходов, а именно транзит, исчерпан. На оставшуюся дюжину миллионов кубометров можно поднять тариф еще втрое, но от этого легче не станет. Из Европы газ не идет, там уже перестали давать в долг, а платить нечем. Сумрачная картина дополняется горящими на Крещатике покрышками, которые тоже заканчиваются. Хотелось бы, чтобы кто-то обнадежил…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.