"Там тихо": ученые три года искали жизнь на других планетах и наконец опубликовали результаты исследования

Живут ли в космосе другие разумные существа? Человечество с древности ищет ответ на этот вопрос. Раньше он лежал скорее в сфере мистического, но сейчас мы точно знаем - ответить сможет лишь официальная наука.

Крупнейшая программа поиска внеземной жизни

Breakthrough Listen – международный проект, начатый в 2016 году и направленный на изучение электромагнитных волн в близлежащем (по космическим меркам) пространстве. В ходе его реализации за 10 лет будет просканирован миллион звезд Млечного пути и соседних галактик.

Это наиболее всесторонняя и масштабная работа в истории космического поиска. В ней задействованы сотни ученых, а время, проведенное за телескопами, исчисляется тысячами часов.

Астрономы пытаются засечь так называемые техносигнатуры – радио- и оптические сигналы, природа которых отличается от естественной. При сканировании используются миллиарды частот доступного диапазона. Если в зоне наблюдения находится технологически развитая цивилизация, она не может не оставлять в космосе «следы»: отголоски переговоров, излучения от приборов, выбросы промышленных газов, вспышки света. Мы сможем их «увидеть» или «услышать».

Поймать сигнал с другой планеты пока не удалось

Промежуточные итоги сотрудники Breakthrough Listen подвели в середине июня этого года. Они просканировали 1 300 звезд в радиусе 160 световых лет от нас. Результаты выложены в открытый доступ в виде двух научных работ и архива с данными размером в 1 Пбайт.

Это самый большой объем информации, полученный за время существования SETI1. Однако записи разговоров инопланетян он, видимо, не содержит. Ее не смогли обнаружить ни исследователи, ни подключившиеся энтузиасты. «Там тихо», – сказал в своем интервью доктор Дэнни Прайс, астроном Калифорнийского университета в Беркли.

Может показаться, что в этих словах содержится разочаровывающий вывод: там никого нет. Но...

Ученые смотрят с оптимизмом

«Мы не нашли ничего, но я определенно не теряю надежды. Еще так много объектов, которые нужно посмотреть, так много подходов и возможностей, которые мы не использовали», – продолжает Прайс. Ведущий системный администратор BSRC2 Мэтт Лебофски полностью с ним солидарен: «Мы с радостью и гордостью представляем всю собранную нами информацию с инструкциями, чтобы каждый мог подключиться и помочь нам. И это только начало!»

Большинство коллег разделяет их энтузиазм. И дело не только в воодушевлении от процесса познания, присущем людям науки. Объективно просканирована ничтожно малая часть наблюдаемой Вселенной. В будущем команда BL планирует подключить дополнительные телескопы, активно сотрудничать с астрономами-любителями и разрабатывать новые методы исследования.

Это предприятие может занять несколько десятилетий. А может, уже завтра повезет, и, направив радиоприборы на очередную звезду, мы, наконец, получим долгожданное: «Привет, кто вы?»

1собирательное название мероприятий, цель которых - найти жизнь за пределами Земли

2исследовательский центр SETI

Когда представляю себе это инопланетное «Привет, кто вы?», возникают смешанные чувства. С одной стороны - ееей, как здорово, а с другой - жуть как страшно. Представляли ли вы нечто подобное? И что при этом чувствовали?