Почему Пушкина после дуэли лечили, "как ребенка с запором"

Сердце величайшего поэта России навсегда остановилось 29 января (или, по старому стилю, 10 февраля) 1837 года. Пушкину было всего 37 лет, когда пулевое ранение в низ живота, полученное на дуэли с французом Жоржем Дантесом, привело его яркую жизнь к безвременному концу.

Неудивительно, что любители литературы до сих пор скорбят и оплакивают раннюю кончину поэта, ведь еще столько удивительных и прекрасных произведений могло бы быть написано.

Предсказуемо и то, что часто задают вопрос: можно ли было спасти Александра Сергеевича как от дуэли, так и от смерти? К сожалению, однозначных ответов нам не могут дать ни историки, ни биографы, ни современные доктора – мы можем тешить себя лишь домыслами и предположениями.

Можно ли было избежать дуэли?

Пушкин дважды вызывал Дантеса на дуэль, однако оба раза стрельбища удавалось избежать – вовремя вмешивались друзья и родственники молодых людей.

Чтобы избежать дуэли, приемный отец Дантеса, барон Геккерн, даже организовал свадьбу Дантеса и сестры Натальи Гончаровой – Екатерины. По планам Геккерна, породнив Пушкина и Дантеса, ему удастся избежать постоянных угроз дуэли, в результате которой Дантес был бы либо убит, либо выслан из России.

В итоге дуэль все равно состоялась и была организована очень быстро и тайно. Даже секундант Пушкина, его близкий друг Данзас, узнал о дуэли буквально за день до назначенной даты.

Данзас вспоминал, что по пути к Дантесу, сани Пушкина проезжали сани Натальи Гончаровой – его жены, которая, обрати она внимание, непременно остановила бы мужа и отговорила бы его от этой затеи. Однако Наталья была близорука и не увидела мужа, а попытки Данзаса привлечь ее внимание оказались безуспешными.

Мог бы Пушкин избежать ранения?

Пушкин давно ждал дуэли с Дантесом и потому готов был согласиться на любые условия. Окажись поэт немного хладнокровнее, он мог бы оценить, насколько жесткими были условия дуэли, и предварительно согласовать их смягчение. Однако дуэль организовывали по большей части секунданты Дантеса, и она проводилась на очень жестких условиях – уйти с места стрельбища без ранения было практически невозможно, поскольку расстояние для первого выстрела было минимальным – 10 шагов. Оба участника дуэли покинули место с ранениями. Даже истекая кровью от своей раны – поскольку Дантес выстрелил первым – Пушкин нанес рану Дантесу, но ему повезло, ранение француза оказалось легким, а его секунданты более подготовленными.

Что случилось на дуэли?

Во время дуэли Александра Сергеевича Пушкина с Жоржем Дантесом, прошедшей 8 февраля по старому стилю предположительно на Черной речке, Дантес выстрелил первым, и пуля, выпущенная им, раздробила Пушкину бедренную кость и попала в низ живота.

После выстрела Пушкина, который лишь задел Дантеса, истекавшего кровью поэта повезли домой. Спустя два дня, мучившийся сильными болями Пушкин скончался в своем доме на Мойке, так и не побывав в больнице.

Можно ли было спасти поэта? К сожалению, точного ответа на этот вопрос получить невозможно. Конечно, сегодня поэт получил бы необходимую и своевременную помощь и правильный уход и, вероятнее всего, прожил бы до глубокой старости, но не стоит забывать, что фатальная дуэль, унесшая жизнь Пушкина, состоялась почти 200 лет назад – в то время, когда не было вертолетов и точных хирургических процедур.

Несмотря на почти два века разницы, существует версия, согласно которой всего несколько действий, проведенных немного иначе окружением поэта, могли бы спасти ему жизнь. Что же это были за действия, и что именно повлекло за собой кончину Пушкина?

Несвоевременная первая помощь

То ли из-за высокой секретности дуэли, то ли из-за плохой подготовки секунданта Данзаса на дуэли, рядом с Пушкиным в критический момент не оказалось доктора. Мало того, секундант принес на дуэль пистолеты, но не догадался захватить минимум медицинских препаратов, чтобы хотя бы остановить кровь в случае ранения. В результате такой неподготовленности Пушкин потерял очень много крови. Удивительно, что он не скончался еще по пути домой.

Неправильная перевозка раненого

В книге «Дуэль и смерть А. С. Пушкина глазами современного хирурга» исследователь Михаил Давидов так описывает транспортировку раненного поэта: «Больного… волоком тащили к саням… и повезли по тряской, ухабистой дороге». Путь от места дуэли до дома Пушкина на Мойке по зимней дороге был нелегким и неблизким. На все ушло около двух часов. По некоторым данным раненого поэта по дороге пересадили из саней в карету, чтобы его не так сильно трясло.

По характеру ранения, отсутствию первой помощи и адекватной транспортировки современные медики подсчитывают, что поэт мог потерять около двух литров крови – почти половину всего объема, необходимого для правильной работы организма. В результате большой потери крови, долгой и травмирующей перевозки домой Пушкин приехал уже с сепсисом – то есть с заражением оставшейся в теле крови.

Пушкина не отвезли в больницу

Возможно, самая большая ошибка секундантов Пушкина заключалась в том, что поэта повезли сразу домой, а не прямиком в госпиталь, где ему могли бы оказать самую квалифицированную помощь. Многие биографы предполагают, что решение ехать стразу домой принадлежало самому Пушкину, и друзья его послушали, однако, что бы ни послужило причиной этой ошибки, именно она могла оказаться наиболее фатальной из всех, совершенных в тот день.

Неверная оценка сложности ранения

Сразу после приезда домой, даже до того, как поэта положили на кровать, в его прихожей раненого осмотрел первый медицинский профессионал, которого нашли поблизости друзья Пушкина. Им оказался случайно встреченный на улице профессор акушерства Б. В. Шольц.

Конечно, он мог знать о пулевых ранениях больше, чем друзья и родные поэта, однако он не был высококлассным хирургом, поэтому не мог сделать правильную оценку положения. После того как Шольц сделал раненому перевязку, он сказал, что не может давать ложных надежд, а рана настолько серьезна, что поэта ждет неминуемая и болезненная смерть. Возможно, именно этот первый удручающий диагноз и заставил поэта и его родных прекратить бороться за жизнь.

Консервативные методы лечения

Врачи назначили Пушкину самые привычные и консервативные лекарства и процедуры. Несмотря на то что в то время уже принимались попытки переливания крови, этой процедуры лечащие врачи поэта предпочли избегать, несмотря на сепсис. Пушкину прикладывали компрессы с припарками, давали ему белладонну и опий, когда боли становились невыносимыми.

Никто не принимал во внимание раздробленные пулей кости поэта, и ему назначили клизму, которая лишь усугубила ситуацию, увеличив давление в малом тазу. После того как консервативное и по большей части бесполезное лечение поэта не дало результатов, Пушкину стали ставить пиявок, которые высасывали и без того недостающую в организме раненого кровь.

Отсутствие хирургического вмешательства

Оперировать поэта никто не решался, поэтому пуля так и осталась в теле Пушкина. Кроме того, результаты вскрытия показали, что большая часть пищеварительного тракта поэта была сильно воспалена, были признаки гангрены и огромного количества запекшейся крови в брюшной полости.

Никто из докторов, лечивших раненого Пушкина, не решился прибегнуть к более радикальным мерам лечения, поскольку все боялись в какой-то степени быть причастными к гибели поэта. Однако наиболее вероятно, что именно эта нерешительность и стала причиной несвоевременной смерти великого русского поэта.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
и в современное (наше) время -с (современным) уровнем медицины ( к.т....рентген..узи )..вряд ли бы смогли спасти жизнь..при таком "особо-смертельном" ранении человеку..только -облегчить страдания -введением (наркозных) средств ..перед кончиной.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.