Ученые нашли белок, который поможет узнать причины бесплодия у женщин

Эндометриоз – распространенное гинекологическое заболевание среди женщин репродуктивного возраста, причиняющее сильные боли. Официальной медициной на сегодняшний день не установлены причины его появления. Ученые из Калифорнийского университета опубликовали в Science Translational Medicine сообщение о том, что обнаружен белок, который может помочь объяснить, почему некоторые женщины с эндометриозом бесплодны.

Результаты исследования

Исследование показало, что в образцах слизистой оболочки матки бесплодные женщины с таким расстройством имели более низкое количество белка, называемого гистондеацетилазой 3 или HDAC3, по сравнению с фертильными женщинами без эндометриоза. Когда в опытах у мышей было понижено количество HDAC3 в матке, грызуны стали стерильными, сообщают исследователи.

«Новая работа приближает ученых к пониманию причины бесплодия у женщин с эндометриозом, – говорит Линда Джудис, репродуктивный эндокринолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, которая не участвовала в исследовании. – Такое исследование может потенциально предложить способы улучшить способность этих женщин забеременеть.»

Что такое эндометриоз?

Эндометриоз – заболевание, при котором ткань слизистой оболочки матки проникает в другие части тела, такие как яичники, слизистая оболочка таза и кишечника. Может вызвать сильную боль и бесплодие. Исследователи не знают, почему возникает эндометриоз. В группе с повышенным риском развития расстройства находятся женщины, у которых месячные начались до 10 лет, имели низкий вес при рождении или подвергались воздействию синтетического эстрогена (диэтилстилбестрол или DES) в утробе матери. Наличие членов семьи с этой болезнью также подвергает риску.

По оценкам медиков, расстройство затрагивает до 10% женщин детородного возраста. Среди женщин с бесплодием распространенность этого заболевания может достигать 50%.

Суть опытов

Репродуктивный биолог Дже Вук Чон из Мичиганского государственного университета в Гранд-Рапидсе и его коллеги хотели изучить, почему вероятность материнства может быть снижена при диагностировании эндометриоза.

У мышей с белком, названным HDAC3, эмбрион смог успешно прикрепиться к слизистой оболочке матки. Но у грызунов, у которых отсутствует HDAC3, эмбрион не может соединиться с выстилкой.

В новой работе Чон и его коллеги продемонстрировали, что мыши с достаточным количеством HDAC3 – который играет роль в увеличении или уменьшении активности других генов – оставались фертильными. У этих мышей в матке формировался эмбрион, который прижимается к ткани органа для защиты и питания во время развития. Но у грызунов, которым не хватает белка, матка и эмбрион не соединяются. Эмбрион «дрейфует» в пустом пространстве внутри органа, не прикрепляясь к стенке матки и делая невозможной беременность.

Потеря белка не только препятствовала восприимчивости матки к эмбриону. Исследователи также обнаружили, что у мышей без HDAC3 в матке содержится больше коллагена, структурного белка. Коллаген является компонентом патологических, волокнистых областей, которые развиваются при эндометриозе. По словам Чона, более подробное изучение роли HDAC3 в возникновении фиброзных зон может привести к новым методам лечения этой болезни.

Данное исследование многим женщинам дает надежду на материнство. Вы согласны?