Японский самолет-невидимка: анализ на основе известных фактов

О японских самолетах современной реактивной эпохи давно ничего не было слышно. По разным причинам они просто не производились, на вооружении ВВС страны состояли в основном американские образцы, и эта ситуация до недавнего времени устраивала оборонное ведомство. Но вот в СМИ появилась информация, что в Стране восходящего солнца на завершающий этап вышел процесс создания нового истребителя ATD-X Shinshin, и сразу же пятого поколения. Этот самолет будет соответствовать всем современным требованиям, главным из которых считается малая заметность радиолокационными средствами вероятного противника. Известно о новой машине мало, она только что совершила первую пробную пробежку по взлетной полосе, а ее производство, очевидно, начнется не ранее тридцатых годов. Тем не менее, из информации доступных источников можно сделать некоторые выводы о ее примерных параметрах и общем конструкторском подходе.

Shinshin

Школа

Япония по праву считается технологически развитой страной, способной производить самые сложные промышленные изделия, однако школа авиастроения за послевоенные десятилетия здесь практически утеряна. Так же, как и в Германии, здесь был пропущен важный этап развития этой отрасли, произошедший в пятидесятые годы - эпоху стремительного развития реактивных летательных аппаратов. Во время Второй мировой войны японские ВВС иногда применяли немецкую, но все же в основном собственную авиатехнику, которая хоть и не отличалась какими-то особыми характеристиками, но в общем и целом удовлетворяла фронтовым требованиям. После разгрома оккупированная страна оказалась в бедственном состоянии, ей было не до самолетов, тем более что шел процесс демилитаризации экономики. Примерно такая же картина, кстати, сложилась и в Германии, одной из ведущих авиастроительных держав мира в период войны. В последние десятилетия обе эти страны, производящие, пожалуй, лучшие в мире автомобили, практически полностью утратили позиции в этой промышленной отрасли.

Shinshin

Особенности поверхностной технологии «Стеллс»

Для того чтобы сделать летательный аппарат невидимым для радаров, конструкторы применяют различные приемы, в числе которых главных два: использование поглощающих высокочастотные излучения поверхностей и особая форма планера. Существуют также методы электронного подавления активности вражеских РЛС, но это направление выделено в особую категорию - аппаратурой РЛС можно оснащать самолеты даже устаревших типов, что делает их малоуязвимыми для ПВО. Обшивка, выполненная по технологии «Стеллс», как правило, полимерная, она представляет собой набор панелей, изготовленных по ячеистому принципу со множеством внутренних перегородок, в которых радарный луч как бы «увязает», не имея возможности отразиться и вернуться на приемную антенну. Разработаны также специальные краски, выполняющие ту же функцию. Главная задача – снизить уровень отраженного сигнала, в этом случае пятно на экране радиолокатора становится почти невидимым.

истребитель

Форма корпуса

С той же целью придания малой заметности создаются обводы планера, то есть корпуса самолета, однако на этом пути существует множество подводных камней. Дело в том, что при выполнении проекта авиационные инженеры столкнулись с принципиальным внутренним конфликтом между требованиями аэродинамики и отражающей способностью объекта. Иными словами, угловатость форм играет положительную роль в небесной маскировке, но пагубно влияет на летные характеристики. Поиски оптимального соотношения между этими двумя качествами идут в разных странах, а примером удачного решения этой непростой задачи может служить российская платформа ПАК ФА Т-50, обеспечивающая прекрасную маневренность и высокую скорость в сочетании с малой заметностью. В США больше уповают на невидимость, что сказывается на достаточно скромных летных параметрах «Раптора» и F-35. Судя по внешнему виду японского истребителя Shinshin, его создатели в большей степени ориентируются на американский путь развития.

невидимка

Невидимые сложности

Угловатость форм не может в принципе стать универсальным инструментом достижения малой заметности хотя бы потому, что отражающая способность в данном случае зависит от угла, под которым луч РЛС падает. Эффект невидимости в этом случае можно сравнить с оптическим обманом, эксплуатируемым в аттракционе «говорящая голова». Тело, скрытое в зеркальном кубе как бы пропадает, но стоит отойти вбок, и все становится ясно. Очевидно, что в условиях воздушного боя истребитель не сможет все время находиться в выгодном для него положении и будет обнаружен. Экспериментально это уже было доказано во время бомбежек Югославии, когда даже устаревшие советские средства ПВО могли находить в небе и уничтожать американские самолеты–"невидимки".

Shinshin

Силовая установка

Отсутствие полноценной авиапромышленности замкнутого цикла проявляется и в том, что двигателей собственного производств, пригодных для установки на самолеты, просто нет. ATD-X Shinshin предполагается комплектовать двумя американскими General Electric F404, которые составляют силовую установку «Хорнета» F-18. При меньшей массе «японца» они смогут разгонять его довольно бодро, однако сам факт зависимости от импортных поставок говорит о половинчатости решения проблемы создания собственного национального перехватчика.

истребитель

Сверхманевренность

Это одно из важнейших требований к истребителям пятого поколения. От возможности разворачиваться почти на месте, зависать и выполнять фигуры высшего пилотажа зависит и жизнеспособность самолета в современном бою. Допплеровские радары теряют из вида неподвижные объекты, и такая способность современных российских перехватчиков обеспечивает им серьезные преимущества, даже учитывая, что эффективная поверхность отражения у образцов, разработанных в США, меньше. Что касается японского ATD-X, то, судя по опубликованным фотографиям, проблема перемены вектора тяги в нем конструктивно решается шторками-отражателями (лопатками), направляющими струю в ту или иную сторону. Такой подход ранее пытались применять американские инженеры, но отказались от него по причинам низкой эффективности и слабой надежности. Российские перехватчики четвертого и пятого поколений оснащены цельноповоротными соплами, чем и объясняется их потрясающая маневренность. Что касается рулей, то они вызывают ассоциации, скорее, с образцами давно ушедших поколений. Практически все современные самолеты оснащены цельноповоротными плоскостями, составляющими хвостовое управление, а не закрылками.

невидимка

Авионика

Эта часть самолетного оборудования вызывает особый оптимизм ввиду серьезных возможностей японской электронной промышленности, но именно о ней сегодня можно сказать менее всего. Несомненно, машина будет снабжена прекрасным радаром, навигационными средствами и приборами РЭБ. К тому же уже объявлено, что информационные каналы созданы на основе оптико-волоконных технологий и многократно дублированы во избежание потери управляемости даже при сильных повреждениях аппарата. Впрочем, превзойти достижения американских и российских КБ в этой отрасли японцы вряд ли смогут, опыта маловато.

Shinshin

Боевые возможности

Японский самолет-невидимка ATD-X Shinshin имеет очень скромные размеры (длина - 14,17 м, размах крыла - 9 м), и в этом у него есть некоторое преимущество, хотя здесь же и проявляются недостатки. Топлива во внутренние баки много не поместится, следовательно, боевой радиус ограничен, а дополнительные емкости сведут на нет всю малозаметность. Вооружения расположены внутри фюзеляжа, и это хорошо, а их скромный арсенал (4 ближние УР плюс две пушки) - это, несомненно, маловато. Задачи охраны воздушных рубежей над островами истребитель как-то решать сможет, но углубляться в более отдаленные части возможного ТВД вряд ли. Важно, однако, то, что стоить он будет дешевле американского самолета-«невидимки», в продаже которого своему союзнику США отказали.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.