Русский Космос. Философия третьего тысячелетия

Есть направление человеческой мысли, которое не так, может быть, широко известно досужей публике, зато хорошо известно специалистам в области философии. Это русский космизм. Одна из трудностей введения его в общеупотребительный круг идей современного человека состоит в том, что он объединяет достаточно разнородных мыслителей с их достаточно разнородным мировоззрением. С «космизмом» в той или иной мере связаны и Вернадский, и Циолковский, и Достоевский, и Толстой, и Бердяева, и В. С. Соловьев, и Флоренский. В принципе, даже руководителя советской космической программы Сергея Королева не обошло увлечение соответствующими идеями. Другая трудность, не позволяющая принять идеи русского космизма безоглядно, состоит в его радикализме и необычности подхода к конечным вопросам бытия. Может быть, поэтому эта философия практически неизвестна на рационалистически-секулярном Западе. При этом русский космизм называют иногда «философией третьего тысячелетия».

Предтеча из Тамбовской губернии

Отец русского космизма

Среди вышеперечисленных фамилий не названа главная фамилия. Фамилия человека, благодаря которому и появилось, собственно, такое направление мысли, как русский космизм. Человек этот – Николай Федорович Федоров, родившийся в 1829 году в Тамбовской губернии. Личность интереснейшая. Самородок. Именно его идеи и дали начало поиска выхода из философского тупика, в который очевидно зашло человечество уже к концу позапрошлого века. Да и практические идеологии не давали понимания главного: как выжить человеку, как прекратить борьбу с самим собой, как выйти из порочного круга столкновения интересов, как примириться с природой? Ни либерализм, ни социализм, ни модный тогда марксизм не давали ответа на эти вопросы. Федоров осуществил попытку найти решение. Это был дерзкий и глобальный труд.

Внебрачный сын

Русский космизм из Тамбовской губернии

Как уже было сказано, родился Николай Федоров в 1829 году в Тамбовской губернии. А именно - в селе со сколь рядовым, столь и поэтичным наименованием Ключи. Но не было сказано, что Федоров… вовсе никакой не Федоров. Он Гагарин – внебрачный сын князя Павла Гагарина. Родовую фамилию ему, понятно, не дали. И стал он Федоровым. По фамилии крестного отца. Но и семья настоящего отца не оставляла его своими заботами. По крайней мере, он получил возможность учиться сначала в уездном училище и даже закончить Тамбовскую гимназию. После чего даже поступил в одесский Ришельевский лицей. Но по истечении двух лет учеба Федорова прервалась. По причине смерти Константина Гагарина – его дяди, который и оплачивал получение образования внебрачного сына своего брата.

Настоящий библиотекарь

Русский космизм зарождался в библиотеке

А далее… Далее, получив учительский аттестат, Федоров преподавал. Он учительствовал в Липецке и Боровске, Богородске и в Угличе. Давал частные уроки в Москве. Но главным делом его жизни, если не брать в расчет разработку фактически новой философии (хотя, как это можно не брать в расчет?), стало дело библиотечное. Библиотекам он предавал особенное значение в своем учении. В Румянцевском музее он служил библиотекарем двадцать пять лет. А когда музей закрывался, в его помещении работал дискуссионный клуб. Вообще, Федоров разрабатывал активное учение. Учение дела, а не только теории. И сам старался соответствовать своему мировоззрению. Современники отмечают, что он вел жизнь аскета. Из своего жалованья платил «стипендии» тем, кто, как он считал, в этом нуждался. Был чужд всякого вещизма. Имущество его было минимально. Даже передвигался он исключительно пешком. Некоторые считали его святым человеком. Кстати, он упорно отказывался фотографироваться. Есть его изображение авторства Леонида Пастернака. Но сделано оно было, как говорят, тайком.

Научное… христианство

Русский космизм - синтез науки и религии

Итак, что же за учение разрабатывал Федоров? Что так привлекало современников, да еще каких современников? Он пытался создать мировоззрение, которое могло бы стать универсальным. И при этом, в отличие от многих, кто двигался в этом же направлении, основываясь на восточных учениях и религиях или на оккультизме, Федоров брал за основу христианство. Просто потому, что был глубоко верующим человеком-христианином. По крайней мере, сам себя таковым считал. Хотя его учение во многом противоречило традиционным христианским взглядам. Главное новшество, и это действительно революционно для того времени, это синтез христианства и науки, предложенный Федоровым. Причем в самом, можно сказать, материалистическом ее понимании. Такой себе научный материализм, только наоборот.

Философия общего дела

Фундамент русского космизма

Как уже было сказано, Федоров вел жизнь аскетическую, считал себя православным христианином и жил в соответствии с этим. Он даже, чтобы не получать денег за свои философские труды, печатал их под псевдонимами. Или не печатал вовсе, отдавая для ознакомления рукописи. Поэтому в одну законченную концепцию эти труды при его жизни так и не превратились. Этим занялись уже после смерти философа его ученики. Именно они собрали его сочинения в некий единый корпус и дали ему наименование – «Философия общего дела».

Основные положения

Русский космизм как воскрешение

Так что же это за философия? Если попытаться выделить какие-то главные черты, то первое что надо отметить, так это именно «дело». Федоров настаивал на том, что философия сама по себе мертва, если не занимается практическим переустройством человека и космоса. Он мечтал соединить теорию (интеллигенцию) и практицизм простого народа. Религию (христианство) и науку. Основным для него был, судя по всему, вопрос о преодолении смерти и связанного с нею страдания. Это как раз не ново. Ново у Федорова то, что преодоление смерти, спасение он видел не только в личном плане каждого человека и даже не только в общем плане конкретного поколения, но во всем времени и пространстве. Природа, по Федорову, рождает сынов, вытесняя отцов. И в этом смысле сыны ответственны перед отцами. Как бы виновны. И должны искупить свою вину всеобщим воскресением. Пути к которому найдет само человечество, вооруженное достижениями синтеза религии и науки. Он проповедовал именно физическое, внешнее воскресение. И одухотворение всего космоса человеком. Он говорил, что спасение не может быть только личным, но может быть общим. Что город погряз в плотской любви, а нужна любовь сыновняя, сродни взаимоотношениям Святой Троицы. Он пытался найти третий путь, превосходящий как западный индивидуализм, так и восточное растворение индивидуального в общем.

Критические замечания

Русский космизм и буддизм

На самом деле, в работах Федорова можно найти немало поводов для критики, как с точки зрения религиозной, так и с точки зрения научной. И такая критика последовала. Причем последовала даже со стороны тех, кто был увлечен учением Федорова. Говорили, например, о том, что в христианстве победа над смертью достигается возвращением к Богу, духовной, прежде всего, практикой, а не внешним Воскрешением. Да мало того, возвращение в Эдем, который запечатан «мечом обращающимся», не только невозможно, но и не нужно, а нужно лишь общение с Богом, отвержение плодов с древа познания добра и зла, чтобы обнаружить совершенство божьего мира и бессмертие, разлитое в нем. Или, например, понимание Федоровым восточных учений, где будто бы спасением считается растворение индивидуальности во всеобщности. Однако в том же буддизме вопрос об этом вообще не ставится, поскольку там нет никакого отдельного «я», которое могло бы в чем-то раствориться. Даже с точки зрения идеологии учения Федорова можно напомнить, чем заканчивались попытки построения рая на земле и «улучшения» человеческой природы. Благими помыслами, как известно, устлана дорога в ад.

Русский космизм

Русский космизм

Однако все эти нестыковки в его учении легко преодолевались мыслителями, шедшими за Федоровым и воодушевленными его идеями. Русский космизм очень скоро вырос из коротких штанишек вульгарного позитивизма и превратился в широкое течение, в котором естественно-научная составляющая – лишь один из элементов. Наряду с духовной, метафизической, социальной, экологической, художественной. Главное провозвестие в нем – единство всего в космосе, соразмерность микрокосма и макрокосма, одухотворение космоса, превращения его в Космос, идея всечеловечности. Это действительно очень русские идеи, это очень русский космос. И, наверное, не зря Русский космизм называют философией третьего тысячелетия. Мы действительно видим снятие оппозиции науки и религии, мы видим, как эти две линии человеческого познания все теснее сотрудничают. И, возможно, на этом пути будет отыскан рецепт возвращения человечества в бессмертие.

Два Гагарина

Космизм и космос

Космизм и Гагарины

Кстати, о современности идей Федорова. Выше уже было сказано, что они, эти идеи, вдохновляли, в том числе, и позже создателей советской космонавтики. И это прекрасно понимали даже на Западе. Когда в космос впервые полетел человек, европейская пресса писала о двух Гагариных. Один, понятное дело, Юрий. А второй… внебрачный сын князя Гагарина Николай Федоров.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.