Чем нас порадует 38-й Московский международный кинофестиваль?

38-й Московский международный кинофестиваль открыт. На нем представлены двести фильмов, и знатоки уже потирают в нетерпении руки, ожидая просмотра, который пройдет в течение недели (до 30 июня) в кинотеатре «Октябрь». Главных программ традиционно четыре, это «Фильмы, которых тут не было», «Эйфория», «8 ½ фильмов» и ещё одна, документальная «Свободная мысль». Председатель жюри - режиссер Ивайло Христов, заслуживший это право, взяв золото на прошлом фестивале в Москве. Председательствует на конкурсе Никита Михалков.

кинофестиваль

На любой вкус

Впрочем, организационные вопросы при всей своей важности вызывают интерес больше у специалистов-киноведов и журналистов, а вот рядового зрителя волнует другое: какой фильм интереснее? Это зависит от художественных и эстетических предпочтений, картины представлены на любой вкус, выбирать есть из чего. Некоторые работы уже демонстрировались на разных фестивалях, одни получили призы, другие нет. В Москве это не будет иметь значения, и хотя считается, что жюри ММКФ разбирается в киноискусстве не так серьёзно, как в Каннах, Берлине или Венеции (это, конечно, ещё вопрос), зато непредвзятость здесь гарантирована, а это уже кое-что, да значит. Основная программа представлена дюжиной фильмов, но есть смысл кое-что узнать о других картинах, в нее не вошедших. Закрытие ознаменует «Светская жизнь» Вуди Аллена, открывавшая Каннский кинофестиваль. О чем же эти фильмы?

жюри

О социальной отчужденности

В нью-йоркском районе Бруклин полвека назад, примерно, произошла трагедия. На глазах у довольно большой группы людей было совершено зверское преступление, изнасилование и убийство, при этом никто из свидетелей даже не сделал попытки вмешаться и предотвратить злодеяние. Этот социальный феномен, характерный для урбанистической цивилизации, стал сюжетной основой датско-американского фильма «37» (режиссер Пак Грастен). Картина выполнена в стиле мозаики, состоящей как бы из фрагментов, посвященных личностям каждого из пассивных участников драмы. Почему никто не вмешался? Это вопрос общий. Авторы фильма обращаются к каждому по отдельности.

О железной дороге

Совместный сербско-хорватский фильм (уже интересно), снятый Милошем Радовичем, выдержан в жанре черного юмора. Согласно статистике (выдуманной сценаристом или реальной, это в данном случае неважно), на каждого машиниста локомотива в среднем приходится до двух десятков задавленных людей. Сюжет вращается вокруг семейной династии железнодорожников. Отец всю жизнь водил локомотив, и за свою трудовую карьеру успел стать невольным виновником смерти 28 человек. Ему уже исполнилось 60, пора на пенсию, а сын только начинает карьеру, ему 19, и с ужасом думает о том, что тоже станет причиной чьей-то гибели. Ему пока везет, никто не попадает под колёса. Интересна реакция отца, он считает, что «настоящим железнодорожником» пора уже становиться, а для этого… Впрочем, что будет дальше, зритель сам узнает, незачем пересказывать весь фильм, называющийся «Дневник машиниста». Его нужно смотреть.

фильм

О тайнах курортной жизни

Эту французскую картину, снятую Брюно Дюмоном, можно условно тоже отнести к «черному» жанру. Дело происходит век назад на летнем курорте. Исчезают, причем бесследно, туристы, их поиском занимаются не очень умные детективные агенты, а в ходе киноповествования перед зрителем проходит целая галерея персонажей, которых принято называть фриками. Это воры, людоеды (в смысле европейские каннибалы), какие-то деградирующие буржуа и даже влюбленная юная пара, похожая на Ромео и Джульетту. В этой трансцендентальной феерии снимались настоящие звезды - Жюльет Бинош и Фабрис Лукини. Называется фильм «В тихом омуте».

жюри

О нелегальной миграции

Более злободневную тему для Европы сегодня и представить трудно. Режиссеру Джанфранко Рози придумывать что-то и нужды не было. Есть средиземноморский остров Лампедуза, он на полпути из Ливии в Италию, точнее Сицилию, и сюда попадают все беженцы, которым посчастливилось добраться до берега. Их все больше, и местные жители с удивлением наблюдают, как их разменянная и привычная европейская жизнь с её укладом разрушается. Трудно не найти аналогий с более масштабными процессами. Легко понять, что Лапедуза автором ленты воспринимается в качестве масштабной модели всего западного материка. Это фильм-пророчество, он лишен сентиментальности, в нем только полный реализм. Название - «Море в огне». Работа взяла «Золотого медведя» на Берлинском фестивале 2015 года.

кинофестиваль

Об американском образе жизни (иронично)

Из названия фильма Майкла Мура («Куда бы нам еще вторгнуться») можно сделать вывод о том, что он стал ещё одним обличительным памфлетом о стремлении США к мировому доминированию, главным образом военному. На самом деле режиссёр, что называется, «копает глубже». Не только в саркастической констатации скорбных последствий нелепых интервенций видит Мур повод для иронии. Он указывает на то, что кое-где есть опыт, который не вредно было бы перенять США, вместо того, чтобы упорно доказывать преимущества американского образа жизни. В некоторых странах лучше отдыхают, едят вкуснее, учат детей качественнее и, вообще, умеют жить счастливее. Особенно ценно то, что наблюдения и выводы эти сделал не европейский или азиатский режиссер, а самый настоящий янки.

фильм

О грехе и святости

Известный каждому старшекласснику Третий закон Ньютона провозглашает равенство сил действия и противодействия при разной их направленности. Если проводить аналогию применительно к жизни мужского православного монастыря, то можно прийти к выводу, что там, где сонмы ангелов обитают, там и лукавый не дремлет. Именно об этом снял новую картину Николай Досталь, которую назвал «Монах и бес». Удержаться от соблазна бывает трудно. Тема эта поднималась в другом фильме, «Остров», но эта лента смотрится веселее и оптимистичнее.

фильм

О заблудившемся чудаке

Французскому режиссеру Гийому Никлу пришла в голову смелая и необычная идея снять фильм с русским актером Жераром Депардье в главной роли. Это, конечно, шутка, но кино вышло на славу даже несмотря на то, что главным мотивом этой комедии абсурда стало телосложение персонажа, его живот, одышка и прочие досадные последствия излишней полноты. Актерское мастерство Депардье проявилось тоже во всей полноте, а сюжет очень занимателен, фильм рассказывает о необычайных приключениях заблудившегося в лесу охотника, потерявшего свою собаку, но нашедшего женщину, причем очень исхудавшую. Картина называется «Конец» и наглядно демонстрирует, каких высот могут добиваться актеры из Мордовии.

 жюри

О женском лицемерии

Режиссер Ким Джон Кван создал очень интересный фильм о том, как одна женщина вела себя с несколькими своими ухажерами, пытаясь изображать разные характеры. У нее, несомненно, наблюдаются редкие актёрские дарования, и каждый из претендентов на её сердце видит в ней то, что она ему пытается показать. Вот она насквозь положительная девушка, настолько состоящая из одних лишь достоинств, что становится скучно. В другом эпизоде героиня предстает в образе прожженной стервы, а в третьем – роковой «вамп». Всё бы ничего, но порой она путает ситуации, и это вызывает разную реакцию. Одних ухажеров неожиданная смена имиджа пугает, а другим она начинает нравиться ещё больше. Вот и пойми этих мужчин… «Худшая из женщин» (так называется фильм) им в помощь.

О старом Голливуде

Вуди Аллен уже стал классиком, но не устает восхищать и удивлять. Действия фильма «Светская жизнь» происходит в 30-е годы, но страсти персонажей вполне современны, потому что вечны. Актеры молоды (Блейк Лайвли, Кристен Стюарт и Джесси Айзенберг), оператор Витторио Стораро считается «богом светотени», история романтична, в ней есть всё, и любовь, и слава, и гонка за ними. Эта картина закроет 38-й Московский международный кинофестиваль, но будут на нем и многие другие работы, заслуживающие зрительского внимания.

Приятного просмотра!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.