Гуськов чуть не погиб, актеры голодали: за кулисами "Границы. Таежного романа"

28 марта режиссеру, сценаристу Александру Митте исполнилось уже 86 лет. Но он все так же бодр и настроен больше снимать кино, нежели его смотреть. Именно благодаря ему зрители увидели «Экипаж», «Сказку странствий», «Граница. Таежный роман» и много других интересных картин. Каждая работа Митты – тонкое понимание ситуации и исключительно честное повествование о происходящем. Вспомним о сериале «Граница. Таежный роман», который в свое время открыл зрителям много новых имен.

Папа хорошего кино

Александр Митта не только пишет сценарии к фильмам, он еще и прекрасно рисует. А начиналось все довольно давно. Хотел стать архитектором и начал рисовать карикатуры для журнала «Крокодил». Чуть позже он легко стал студентом ВГИКа. И в этом он не находит ничего странного или особенного, ведь, по его мнению, профессия режиссера включает в себя много специальностей.

Учился Митта у Михаила Ромма и Александра Довженко. Преподаватели, исходя из его способностей, предлагали ему снимать сказки, которые, возможно, будут не хуже, нежели у Александра Роу. Но Митта решил, что пробовать надо все, поэтому старательно перемешивал жанры.

О звездах. И не только

Когда-то он работал над абсолютно безобидной по теперешним временам картиной «Гори, гори, моя звезда». В фильм он пригласил Олега Табакова. Всем зрителям понравилась режиссура, сценарий, подобранные актеры. А вот начальство было недовольно. Утверждало, что все показанное на экране – настоящий бред, ведь непонятно: нужно пускать слезу или искриться улыбкой. Молодой режиссер пытался спорить, доказывая, что все снято в жанре трагикомедии, но ему отвечали, что такого жанра не существует.

Митта любит быть во многом первым. Именно из его рук вышли первая советская волшебная притча-фэнтези «Сказка странствий», он снял первый фильм-катастрофу «Экипаж» (хотя задумывалось все как сказка) и первый романтический сериал «Граница. Таежный роман». Последний задумывался как обычная история о троих неудачниках, которых постоянно преследуют какие-то проблемы. Но когда наступает катастрофическая ситуация, они сумели объединиться, как три сказочных богатыря. Благодаря этому фильму режиссер стал невероятно популярен. Зрители, пытаясь купить билеты, простаивали в очередях по несколько часов. Ожидалось, что в прокате картина будет только две недели, но задержалась она там на полгода…

История появления

Мысль о том, что надо снять свой хороший сериал в противовес бразильским, возникла у Александра Митты еще в 1997 году. Поэтому он придумал сценарий и, написав его, отнес на один из телеканалов. В производство эту историю приняли сразу, только попросив добавить еще героев и немного расширить сюжетные линии. Но на тот момент не хватало финансирования, поэтому пришлось ожидать три года, пока съемки все-таки начнутся. В итоге из получившегося материала смонтировали приключенческую мелодраму из восьми серий и двухчасовой фильм.

Съемки в спартанской обстановке

На проект был выделен достаточно скромный бюджет, поэтому и актеры, и съемочная группа старательно жертвовали собственным комфортом, идя на разные ухищрения. Снимали в Брянской и Калужской областях. Какие именно места выбрать, помог решить брат одной из сценаристок. Как военный человек, он подсказал, где в лесу расположена воинская часть, которую уже расформировали. На ней и поселились.

Помещения были пустыми. Съемочная группа привезла реквизит и построила несколько декораций. Актерам можно было выбирать любые квартиры, но вся обстановка была спартанская – кровать, стол и стулья. Когда не хватало продуктов, некоторые актеры – Ольга Будина, Марат Башаров и другие – собирали в лесу грибы и ловили рыбу. Никто не жаловался: такая «гарнизонная» атмосфера пришлась всем по вкусу.

Для получения более достоверного пейзажа в нескольких зоопарках попросили птиц и животных, которые играли живность тайги.

Песня и исполнитель

Наверное, все помнят популярную песню из этой картины – «Ты неси меня, река». Оказывается, ее автором был Александр Митта, а исполнил ее Игорь Матвиенко – композитор. Именно он написал музыку к предложенным стихам, слегка напел, обработал, дал послушать Митте и предложил, чтобы для фильма ее исполнил Николай Расторгуев со своей группой.

Но из-за того, что было очень мало времени для записи, режиссеру пришлось включить уже готовую демоверсию в саундтрек. А Расторгуев спел ее немного позже.

«Утоплю тебя в болоте!»

Довольно долго пришлось снимать сцену, в которой герои Алексея Гуськова и Марата Башарова попали в болото. В округе болот было довольно много, и можно было выбрать подходящее. Но, понимая, что настоящая трясина таит много опасностей, могут пострадать и актеры, и оборудование, подготовленное для съемок, приняли решение подготовить болото самодельное.

Рядом с болотистой местностью довольно быстро была выкопана глубокая яма, на дно поставили большой ящик, в который налили воду, забросав ее ветками, мхом и ряской. Те несколько дней, в которые проходила съемка этого эпизода, актерам пришлось сидеть в этом ящике.

Башаров позже вспоминал, как ему трудно было «тонуть» в этом болоте, ведь воды там было только по колено. Когда он начал делать вид, что тонет, постепенно сгибая ноги, оказалось, что полностью утонуть не получится: яма получилась, видимо, небольшой. Поэтому, когда Марат прятал голову, вылезали колени. Съемки приостановили, пригнали экскаватор, ковш которого сделал яму несколько глубже.

Сильно досталось Алексею Гуськову. В этой яме он чуть не захлебнулся жижей. Благодаря слаженным действиям операторов актер был спасен. Кстати, в сериальной версии истории в болоте оказывалась и Альбина, персонаж Ренаты Литвиновой.

Лесной зверь и капитан Голощекин

Схватка Голощекина с волчицей была одной из наиболее остросюжетных сцен сериала. Вот только с первого и даже со второго раза снять ее никак не удавалось. Оказывается, хищницу играла очень добрая собака породы хаски, которую звали Метель. Ее никак не удавалось вывести из себя, поэтому все «страшные» сцены, где картинный волк рычит и скалится, приходилось монтировать из маленьких эпизодов. А разозлить Метель можно было только одним способом: ее привязывали к дереву и перед ее носом из ее мисочки кормили маленьких волчат. Только в этом случае она могла оскалить зубы и зарычать.

Немного позже для подобных сцен была привезена дублерша – хаски Ася. Она оказалась более серьезной собакой. Чтобы визуально обе дамы были больше похожи на волков, приходилось их гримировать – смешивали золу с растворимым кофе и наносили на шерсть, «украшая» ее еще и болотной жижей. Но подобный «макияж» был недолговечен, поэтому поправлять его приходилось часто.

Как зажигались новые звезды…

Именно с этой картины у многих молодых актеров началась достаточно успешная кинокарьера. Капитан Голощекин прославил Алексея Гуськова. Актеру начали предлагать много интересных ролей разные режиссеры. Марина Голощекина оказала такую же поддержку и Ольге Будиной. Она буквально проснулась знаменитой. Ольгу стали узнавать на улицах и долго ассоциировали с нежной и заботливой героиней сериала - Мариной.

Для Елены Пановой подарком оказалась роль Галины Жгут, подруги Марины и Альбины. Ее персонажем была смелая женщина, которая ради мужа-раздолбая оказалась готовой на неожиданный для себя поступок.

Рената Литвинова сыграла Альбину Ворон, утонченную барышню голубых кровей, которая непонятно как оказалась в этом гарнизоне с нелюбимым мужем. Эта роль сценаристке и актрисе удалась просто отлично.

Всем исполнителям главных ролей была вручена Госпремия РФ.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели сериал "Граница. Таежный роман"? Какое впечатление произвела на вас эта история?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.