Финал дела Бурякова: срок за шпионаж против США - 30 месяцев

Шпионские скандалы в США нередки, обычно они завершаются громкими процессами и строгими приговорами. Иностранные агенты получают за свою вредительскую деятельность огромные сроки, были случаи и казней (достаточно вспомнить чету Розенбергов), и при этом формальной стороне соблюдения законодательных норм, как правило, много внимания не уделяется. И вот еще одно сенсационное дело. «Русский шпион» Евгений Бураков осужден на тридцать месяцев тюремного заключения. Приговор, по американским (да, собственно, и по российским тоже) понятиям, очень мягкий. Это вызывает удивление, впрочем, на этот раз приятное. Могли ведь и на электрический стул посадить.

бураков

Кто такой Буряков?

В каком-то смысле любой сотрудник иностранной организации или финансового учреждения может называться разведчиком. В ходе своей деятельности каждый работник постоянно сталкивается с необходимостью получать информацию, при этом, чем активнее он это делает, тем продуктивнее его труд. Евгений Буряков, как стало известно представителям СМИ, имеет опыт длительных зарубежных командировок. В столицу он приехал в 1999 году из Краснодарского края, устроился работать в налоговые органы, затем, набравшись полезных знаний и навыков, перешёл на работу во Внешэкономбанк. Его квалификация была оценена, и способного сотрудника отправили в ЮАР, город Йоханнесбург, где он выполнял обязанности представителя ВЭБ. Сейчас Бурякову сорок лет, до момента ареста он проживал в Нью-Йорке, занимал должность заместителя представителя того же банка. Вместе с ним в Америке жили его двое детей и жена. В общем-то, обычный россиянин, добившийся в жизни многого и сделавший хорошую карьеру.

шпионаж

Метаморфозы обвинительного заключения

В прошлом году защита подавала прошение о временном освобождении Евгения Бурякова, разумеется, под залог, но в этом суд отказал, аргументируя слишком серьезным обвинением. В документе, ставшем основанием для лишения свободы, указывалось, что банковский работник – сотрудник экономического отдела Службы внешней разведки России. Бумага содержала два десятка абзацев печатного текста (аббревиатура «СВР» употреблялась 15 раз), которые доказывали обоснованность такого предположения. Несколько позже суду было представлено другое обвинительное заключение. В нем три страшных буквы и шпионаж уже вообще не упоминаются. Страниц становилось все меньше, сначала восемь, потом дошло до пяти. Свидетельствовать эта метаморфоза может лишь о слабости доказательной базы. Иными словами, следственным органам просто стыдно предоставлять суду Манхэттена, а конкретно федеральному судье Ричарду Берману, такие улики. Да еще и жена подсудимого, Марина, изъявила готовность приехать в Нью-Йорк и дать показания в пользу мужа. После ареста супруга она утратила право жить в США и вернулась с детьми в Россию.

суд

Суть обвинения

Первоначально Бурякова обвиняли в изощренном шпионаже, приводя в качестве доказательства его обмен якобы кодированными сообщениями, в которых он предлагал другим членам резидентуры то «книги», то «билеты», а под этими словами вроде бы понимались другие предметы, очевидно, носители разведывательной информации. Адвокату Скотту Гершману удалось, тем не менее, доказать отсутствие каких бы то ни было двусмысленностей и шифрования. Книги действительно оказались книгами, как и билеты, сохранились даже корешки и некоторые квитанции. В конечном счете, по состоянию на 17 февраля в обвинительном заключении остался практически один пункт, который гласил, что Е. Буряков был агентом иностранного правительства, но не зарегистрировался в качестве такового в Министерстве юстиции США. Надо было пойти туда и честно сказать, что, дескать, я – разведчик из России. И все, тогда шпионь себе на здоровье.

бураков

На чем попался Буряков?

Улики действительно были, основную их часть составляли аудиозаписи телефонных разговоров с двумя российским гражданами, как утверждают представители американских спецслужб, агентами СВР РФ. Одним из них был Игорь Спорышев, работник торгпредства, а заодно связной, а второй, предположительно, числился в информационном агентстве (не названо, очевидно, ТАСС). Ранее ФБР внедрило своего сотрудника, работавшего под видом аналитика энергетической компании, в качестве «инициативщика», якобы готового предоставлять российской разведке конфиденциальную информацию. Произошло это во время конференции, посвященной вопросам нефтегазовой отрасли. Спорышев и его коллега Подобный (они покинули США) консультировались с Буряковым о том, какие сведения представляют наибольшую ценность. Он посоветовал больше разузнать о механизмах дестабилизации нефтяного рынка в связи с российскими интересами. Многие «жучки», с помощью которых американские спецслужбы подслушивали эти разговоры, были спрятаны в папках с документами, предоставляемыми на короткое время «завербованным» американцем. Тот получал взамен подарки и деньги.

шпионаж

Сделка с обвинением

В шпионаже Буряков не признавался долго, но в марте в обмен на обещание смягчения наказания сделал заявление, в котором было сказано о его сотрудничестве с Игорем Спорышевым, про которого ему было известно, что он агент иностранного государства (Российской Федерации), и при этом не зарегистрировался в минюсте США. Он также согласился с предполагаемой суммой штрафа в $100 тыс. Взамен прокуратура пообещала снять все остальные обвинения и учесть финансовые возможности при определении конечной суммы компенсации.

суд

Ходатайства защиты

С просьбой о снисхождении к Евгению Бурякову обратились многие люди, знавшие его на протяжении жизни, в том числе жена Марина, родители и даже священник о. Иоанн, служивший в 2004 году настоятелем православного храма Сергия Радонежского в Йоханнесбурге, где и познакомился с обвиняемым. Заслуги перед церковью отмечены орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени. Все ходатаи отмечали редкие душевные качества подсудимого, его заботливость, вспомнили и о том, как ему довелось стать донором для своей бывшей учительницы, сдав для нее кровь. Трогательны были и письменные просьбы о снисхождении детей Павла и Полины, которым сейчас 7 и 9 лет соответственно. Очевидно, суд учел все эти обстоятельства.

бураков

Наказание

В США суд отличается от российского - приговоры выносят судьи, а прокуроры лишь дают необязательные к исполнению рекомендации. Однако в большинстве случаев мнения совпадают, так практически вышло и в этот раз. Учитывая то, что Буряков из Внешэкономбанка уволен по причине ареста, а находясь в тюрьме, лишен иных возможностей получать доходы, адвокат Гершман просил не назначать подсудимому денежный штраф, несмотря на обязательство последнего. Он перечислил все ликвидные активы обвиняемого, в их числе четвертая часть московской квартиры (примерно $50 тыс.), автомобиль стоимостью $17 тыс., и денежные средства на счетах (по состоянию на момент ареста $20 тыс., однако значительная часть средств уже истрачена на проживание жены и детей в условиях отсутствия доходов). Впрочем, обвинение настояло на выплате $10 тыс.(в течение полугода после освобождения), указывая на оклад Бурякова во время его работы в США (17 тыс. в мес.). И плюс тюремный срок, 30 месяцев.

суд

Что дальше?

От последнего слова Буряков отказался, в нем не было нужды. Срок следствия автоматически засчитывается как отбытый, а по причине примерного поведения еще и сокращается на 15%. Оставшиеся несколько месяцев сидеть придется, скорее всего, в тюрьме Форт-Дикс (об этом просила защита) среди русскоязычных заключенных. Сразу же после отбытия срока Бурякова депортируют. Как его встретят на Родине? Конечно, это был провал, но не Буряков в нем виновен, он просто пытался действовать в интересах России. Мягкость приговора объясняется тем, что Америке он ущерба не нанес. Остается надеяться на то, что и дома к нему отнесутся с участием.

Фото из открытых источников

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.