Почему Литва не закупает украинские БТР-4?

Об этой новости россияне, вероятно, даже не узнали бы, но её сообщил британский официальный портал «Би-би-си». Если кратко, то суть истории состоит в том, что литовское Министерство обороны отдало предпочтение германской боевой машине пехоты, а украинскому производителю, «Конструкторскому бюро машиностроения» (г. Харьков) отказало. Вроде бы, ничего особенного не произошло, а отечественный читатель даже не удивится, ведь всем давно известно, что немецкие машины лучшие как бы в мире. Но всё несколько сложнее. Во-первых, потому, что БТР - это не «Мерседес», а во-вторых, есть и другие обстоятельства, повлиявшие на это решение.

бтр-4

Традиции дружбы

Вообще-то, литовско-украинской дружбе против России посвящается в обеих странах множество речей, официальных встреч и каких-то коммюнике, её демонстрируют всему миру и ею гордятся. Иногда создаётся какой-то совместный батальон, офицеры обмениваются опытом, в общем, оборонная политика ведётся так, чтобы у агрессивного соседа и мысли не возникало о возможности покорения вольнолюбивых народов. И тут такой случай происходит.

Официальная позиция

Несмотря на видимую заурядность события, объяснение на украинском телеканале «112» давал сам Юозас Олекас, занимающий пост не кого-нибудь, а министра обороны Литвы, хотя он и не обязан был комментировать своё решение иностранцам. Главная причина неблагоприятного для Киева решения состоит в несоответствии образца неким стандартам НАТО, а так как страна, за безопасность которой он отвечает, входит в этот военный блок, то ясное дело, БТР-4 не годится. А так, вообще, он за сотрудничество и даже готов помочь, чем может. Боевые машины должны в бою действовать согласованно, а этого добиться нельзя, если они будут разными. И задачи у армии Литвы своеобразные, для их выполнения больше подходят немецкие машины, или голландские, ну, в крайнем случае, британские, но никак не украинские. Доктрина военная такая. А сами по себе БТР-4 хорошие, но если завтра война, то они не будут, наверное, достаточно эффективны. Голос министра звучал убедительно, доверчивые телезрители, возможно, поверили г-ну Олекасу и не взяли в руки калькуляторы. Кроме этого, они в своём большинстве ничего не знают об украинских и немецких БТР, им это не интересно. Иначе доверия бы поубавилось.

бтр-4

БТР-4

Это новейший образец украинской оборонной промышленности, он производится с 2008 года, на вооружение ВСУ принят всего пять лет назад. Машина способна плавать, при этом скорость её на воде – 10 км/ч. В конструкции учтены в основном все слабые черты аналогичной советской техники, улучшена защита, применён модульный принцип комплектации, позволяющий менять вооружения. Мощность дизеля – 500 л. с.

бтр-4

Кто-то может возразить, что Украина – страна слабая в техническом отношении, и производить полноценные современные бронетранспортёры не может. Да, на вооружении ВСУ таких машин мало, но в плачевное состояние национальный ОПК пришёл относительно недавно, а в более благополучные времена он работал неплохо и даже выходил на серьёзные международные позиции, экспортируя продукцию. Например, те же БТР-4 закупали Нигерия и Ирак, а им такие штуки нужны не для парадов, между прочим. Правда, потом оказалось, что броня польская трескается, но это произошло по причине разрыва отношений с Россией, где её делают хорошо. Так ведь тем более, поддержать нужно страну, выбравшую путь в Европу и НАТО, помочь ей, а то совсем загнётся. Ну да ладно, наверное, немецкая машина всё же намного лучше.

Boxer

Немецкий бронетранспортёр Boxer почти в полтора раза тяжелее БТР-4 (33 против 21,9 тонны), и это отнюдь не достоинство подобной боевой машины. Плавать она не может. Утверждать, что германская машина лучше вооружена, нельзя хотя бы потому, что боевые модули можно заказывать по желанию. Ходовые характеристики отличаются мало, бронирование тоже. Есть некоторые преимущества у каждого образца, наличествуют и недостатки, но в общем и целом машины можно условно назвать почти равноценными. По возрасту разработки они ровесники и по боевым возможностям аналогичны. Кроме того, что украинский БТР может плавать, а немецкий нет. При этом Boxer обладает существенным недостатком - он в боевых условиях пока не испытан.

Boxer

Цена вопроса

Теперь о важном, о том, для чего был бы нужен калькулятор. Итак, известна сумма контракта, за который Украина вела безуспешную борьбу, это 385,6 млн. евро. Приличные деньги для такого не очень процветающего государства, как маленькая прибалтийская страна с населением в три миллиона человек, ВВП в $43 млрд. и военным бюджетом в 2% от этой цифры. Для Украины валютное поступление в 385 млн. сейчас было бы вообще колоссальной внешнеторговой победой. Итак, что остаётся сделать? Поделить 385,6 млн. евро на количество закупаемых единиц техники, то есть на 88. Получается 4,38 млн., это цена одного немецкого «Боксёра». Украинский БТР-4, по данным BBC, стоит почти втрое меньше, примерно 1,5 млн.

нато

Унификация

Единообразие и понятие «основного образца» не только служат главной причиной остроты конкурентной борьбы производителей оружия во всём мире, они действительно важны для военных. Подвоз разнообразных запасных частей, расходных материалов и изделий и даже порой ГСМ, особенно в условиях реального боя, - задача непростая. Чем больше типов танков, автомобилей, бронемашин и всего прочего, тем хуже. Возможно, что Литва отдала предпочтение немецкой машине из этих соображений? Отнюдь нет! На вооружении небольшой армии этой маленькой страны состоит потрясающий разношёрстностью набор самых экзотических образцов, не всегда хороших и даже не новых, но непременно произведенных на Западе. И это не только сейчас, так будет и впредь.

нато

К примеру, Британия поставит в Литву 123 гусеничных БТР типа CVR(T), уже эксплуатировавшихся в Королевской армии Её Величества много лет, на сумму почти в четверть миллиарда евро. По два миллиона за штуку приблизительно. Из Нидерландов прибудут старые колёсные бронетранспортёры Patria Pasi, 40 штук. Ещё шведские б/у боевые машины пехоты CV90 из Норвегии, правда, не целиком, а только шасси, которые нужно доделать, а так как своих производственных мощностей нет, то заказ разместят за границей и, что характерно, тоже почему-то не в Украине.

нато

Первосортные и второсортные европейцы

И какой враг не убоится, когда всё это железо со скрежетом начнёт движение? Но может быть подобная политика технического обновления и модернизации под стандарты НАТО характерна только для Литвы и, вообще, стран Балтии? И опять нет! В Румынии и Польше развёрнуты абсолютно аналогичные программы, там тоже переделывают старые бронетранспортёры и прочие грозные машины, приходящие из Германии, Голландии, Великобритании и реже США. Складывается впечатление, что общая линия такова: сначала технику эксплуатируют в вооружённых силах Старой Европы, а потом, когда она уже поизносится, её передают (и не задаром, а за хорошие деньги) «братьям меньшим», непосредственно примыкающим к вероятному противнику и врагу номер один, то есть к России. Если что произойдёт, то первый эшелон всё равно обречён, так какая разница, в каких машинах будут гореть все эти поляки-литовцы-румыны и прочие второсортные защитники западных ценностей?

нато

О боевых задачах

На эту деталь сделки, вскользь упомянутую литовским министром, мало кто обратил внимание, хотя она и важна. Речь шла о неких задачах, для выполнения которых немецкий БТР пригоден в большей степени, чем украинский. Вот к примеру, плавать литовскому бронетранспортёру не нужно. Страна маленькая - какие-такие водные преграды? Однако, хотя рек в Литве немного, но они есть. Если и в самом деле страна готовится к нападению, да ещё и такого противника, как Россия, то ожидать, что он даст возможность спокойно передвигаться войскам по хорошим дорогам, как-то не приходится. Да и большой вес «Боксера» - это его слабое место. И вообще непонятно, зачем армии Литвы столько БТРов. Может быть, их планируют вместо танков использовать? Это вряд ли получится, замена плохая. Наверное, оборонные задачи Литвы вообще не в Вильнюсе решают…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.