Израильский сержант, убивший террориста: герой или преступник?

Редко когда судьба военнослужащего, и даже не офицера, а простого сержанта, вызывает такой масштабный общественный резонанс. Солдата судят, проходят многолюдные демонстрации, сам премьер-министр выступает за его помилование, министр обороны поддерживает обвинение, трибунал выносит обвинительный вердикт... Происходит это в Израиле, стране, которая на протяжении практически всей своей истории борется за право на существование. Народ еврейского государства расколот, неравнодушных граждан почти нет. Что же произошло?

Азария

Результаты судебных слушаний

4 января военный суд Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) признал сержанта Эльора Азарию виновным в совершении непредумышленного убийства. Приговора пока нет, но за такое правонарушение обвиняемому грозит наказание в виде тюремного заключения вплоть до 20 лет. Признание вины военнослужащего далось председателю трибунала Майе Элер нелегко. Она думала над решением 2 часа 40 минут, взвешивала все pro и contra, понимая, очевидно, какую бурю возмущения этот вердикт вызовет в обществе. Победил, однако, закон. Преступление признано тяжким, мнение представителя военной прокуратуры полковника Надава Вайсмана подтверждает решение суда. Адвокаты Азарии выразили намерение апеллировать в высшие инстанции, тем более что свои доводы они изложат 15 января.

убийство

Суть дела

Сухие факты бесспорны хотя бы потому, что всё происходившее 24 марта в Хевроне зафиксировано на видеозаписи. Место действия - перекресток Джильбер (район Тель-Румейда). На пост Армии обороны Израиля совершено нападение, двое террористов нанесли одному из солдат удары ножами и ранили его. Ответные действия не заставили себя ждать, бойцы открыли огонь. В результате палестинец Рамзи аль-Касрауи был убит, а его подельник Абд аль-Фаттах аш-Шариф ранен. Эта мера защиты, безусловно, признана оправданной, иначе действовать и нельзя.

террорист

Прибыли машины «Маген Давид Адом» (вместо красного креста в Израиле опознавательным знаком «неотложки» служит шестиконечная звезда, тоже красная). Далее произошло то, что суд счёл преступлением. Съёмки, которыми располагали члены правозащитной организации «Бецелем», зафиксировали, как сержант Эльор Азария подходит к лежащему на асфальте раненому террористу и добивает его выстрелом в голову. Продолжительность записи – три минуты, неоднозначность трактовки событий просто исключена. Есть и другие видеоматериалы, подтверждающие версию хладнокровного убийства беспомощного человека.

Азария

Версия обвиняемого

Эльор Азария по военной специальности медик, служит в пехотной бригаде «Кфир» (в переводе с иврита «львёнок»), ему 19 лет. Он объясняет свои действия подозрением о наличии на теле террориста пояса смертника-шахида, который тот, как он полагал, собирается взорвать. На одной из записей можно различить слова, возможно, произнесённые Азарией, и он в самом деле высказывает такое предположение. В подобных ситуациях военнослужащие ЦАХАЛ обычно следуют разработанным для зоны Иудеи и Самарии инструкциям.

Азария

Подозреваемых следует раздеть и убедиться в отсутствии на них взрывных устройств, а если это сделать невозможно, то необходимо изолировать предполагаемого террориста до прибытия сапёрного подразделения. Огонь открывается в особо критических ситуациях. Кстати, два командира роты и комбриг, не обеспечившие исполнения этих требований, получили дисциплинарные взыскания. Вместе с тем из видео ясно, что угрозы лежащий на земле палестинец не представлял. Так гласит обвинительное заключение, переданное военному суду в Яффо.

убийство

Причина смерти

Аш-Шариф в ходе инцидента получил шесть пулевых ранений, но был ещё жив. Вместе с тем профессор Иегуда Гис, выступавший на стороне защиты Азарии, утверждал, что террорист уже был мёртв, то есть солдат стрелял в труп. Таким образом, адвокаты совершили логическую ошибку, пытаясь оправдать действия военнослужащего двумя взаимно противоречащими версиями его мотивации. Медицинская экспертиза установила, что смертельной стала седьмая пуля, попавшая в голову и не оставившая шансов на выживание. Фактически это был контрольный выстрел. Был убит уже нейтрализованный террорист. Обвиняемый действовал сознательно, исходя из мстительных мотивов.

Азария

Общественная реакция

В тот же день, когда прозвучал роковой выстрел, сержант Азария был задержан и взят под стражу. Большая часть населения Израиля, как показали опросы, восприняла это действие властей неодобрительно. В апреле по стране прокатилась волна протестных акций, митингов и демонстраций. В поддержку солдата проводились концерты с участием эстрадных звёзд и деятелей искусства.

Азария

Общий мотив этих выступлений выражал мнение о том, что коль скоро государство посылает своих защитников в зону боевых действий и даёт им в руки оружие, то ожидать от них милосердного отношения к террористам оно не имеет права. В обществе и сейчас преобладают воинственные настроения, суть которых выражается требованием оправдать и освободить Азарию, который ни в чём не виноват, а просто выполнял свой воинский долг.

Азария

Непопулярное высказывание министра обороны

Интересно то, что одним из первых, кто осудил расправу, стал Моше Яалон, занимавший тогда пост министра обороны Израиля. Руководитель оборонного ведомства не считает действия сержанта правомочными. Слова Азарии о том, что смерть террористом заслужена, возможно, в каком-то смысле и оправданы, но в данном контексте неуместны. Одно дело - убить врага в бою, а совсем другое - хладнокровно пристрелить его, беспомощного и раненого. Яалон убеждён, что такие поступки недостойны еврейских солдат, и тем более недопустимо опускаться до мстительности. Это высказывание стало поводом для осуждения министра. Его называли «трусом, идиотом и старым дураком». Впрочем, для того чтобы выступить против «мудрости толпы», наверное, требуется немалая смелость.

Азария

Мнения политиков

Радикализм, близкий и понятный широким массам, поддержали многие израильские политики. Премьер Биньямин Нетаньяху, сначала согласившийся с министром Яалоном, вскоре, сверившись с общественными настроениями, значительно смягчил свою позицию, лишь призвав граждан к уважению судебной системы. Вместе с тем бывший замначальника Генерального штаба генерал Узи Даян считает, что подобные дела должны рассматриваться в дисциплинарном, а отнюдь не уголовном порядке. Обвинять солдата в убийстве террориста абсурдно, - его для этого и призвали в армию. Биньямин Нетаньяху высказал своё личное мнение: Азарию нужно помиловать. Однако израильский суд, в том числе и военный, премьер-министрам и отставным генералам не подчиняется.

Азария

Суд

Вердикт, оглашённый в зале заседаний, вызвал там ту же реакцию, что и во всей стране. Кто-то аплодировал, другие протестовали, несколько родственников Азарии были удалены охраной из помещения за нарушение порядка. Пикеты на улице тоже не произвели эффекта. Массовые беспорядки возникли, но были подавлены полицией с применением силовых методов, а наиболее активных демонстрантов правоохранительные органы задержали. Даже трудно представить, что было бы, если бы кому-то пришла в голову мысль о поджоге автомобильных покрышек, как это случалось в подобных случаях в некоторых украинских городах. Вместе с тем оппозиция указывает, что такая поддержка скорее навредит Азарии (да и всей армии тоже), чем поможет ему. Суд не приемлет давления, а убийство есть убийство. Впрочем, приговор, вероятно, будет хоть и справедливым, но не самым строгим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.