Каким был Хусейн? Воспоминания агента ЦРУ

Бывшего властителя Ирака диктатора Саддама Хусейна казнили десть лет назад, за день до наступления нового 2007 года. Ему даже не дали помолиться перед смертью. Вёл себя приговорённый достойно, пощады не просил, палачей своих презирал. Жизнь его в годы правления освещалась широко, но, как это чаще всего бывает в случаях с государственными лидерами, несколько искажённо из соображений пропаганды. Более полное представление о личности Хусейна можно получить, прочитав книгу агента ЦРУ Джона Никсона «Допрос президента» или ознакомившись с его же интервью порталу «Би-Би-Си», данному по поводу десятилетней годовщины смерти диктатора.

хуссейн

Запоздалость правды и её причины

Сотрудники спецслужб чаще всего «прозревают», уже выйдя на пенсию. Пребывая на заслуженном отдыхе, они порой рассказывают о страницах своей биографии, не всегда приглядных, но очень секретных в прежние времена. Теперь эти воспоминания не могут нанести ущерба интересам страны, а обывателям они интересны. Впрочем, оправдания этой запоздалости могут быть и другими, в том числе и материальными. Правда бывает очень ходовым товаром. Мистер Никсон утверждает, что и ранее докладывал руководству о том, что он узнал от Хусейна, но эти сведения, такие как, например, отсутствие у Ирака оружия массового поражения, большого интереса не вызывали. Возможно, разведчики понимают, что даже если они станут на всех перекрёстках выкрикивать какие-то государственные секреты, то и это ничего не изменит. Люди, принимающие решения, и так всё знают, а остальные не поверят. Но лучше поздно, чем никогда. Теперь бывший агент ЦРУ Никсон рассказывает о своём личном общении с Саддамом Хусейном. Это интересно.

никсон

Об авторе

Биография разведчика очень часто засекречена не только на протяжении всей его жизни, но и после смерти. Об авторе книги известно лишь то, что он сам счёл нужным сообщить. Кадровый сотрудник ЦРУ с 1998 года Джон Никсон стал «хусейноведом» потому, что таковы были его обязанности. В ЦРУ он специализировался на изучении психологических портретов и других мировых лидеров. Эта работа его по-настоящему увлекала, а её результаты могли стать основой рекомендаций, составляемых для Государственного департамента, и влиять на успешность внешней политики. Времена, однако, были таковы, что психология друзей и врагов не очень интересовала администрацию. Требовалось, скорее, подгонять делаемые выводы под уже готовую схему. Но профессионализм и здоровый интерес к предмету своего труда не позволяли Никсону халтурить. Тот момент, когда возникла возможность познакомиться лично с одним из субъектов его обучения, стал очень важным в его биографии.

хуссейн

Приказ: опознать

Первое задание Никсона состояло в том, чтобы достоверно подтвердить личность задержанного в каком-то подвале заросшего густой шевелюрой и бородой мужчины. Это было не так просто, как сейчас кажется. У ЦРУ имелись сведения (недостоверные) о многочисленных двойниках диктатора, якобы странствующих по стране с целью дезориентации поисков. Джон Никсон много времени провёл, просматривая фотографии и видеохроники, на которых был запечатлён Саддам Хуссейн, а книга с его портретом на обложке давно стала его настольным чтивом. Только взглянув в глаза задержанного человека, он понял: да, это тот, кого так долго искали американские войска, спецслужбы и представители оккупационной администрации. Ошибки быть не могло. К тому же шрам, татуировка, мимика, жесты – всё было на месте.

цру

Долгие разговоры

Наладить психологический контакт с Хусейном было делом непростым, но Никсону помогли два немаловажных фактора. Во-первых, он прошёл специальную подготовку по методикам, позволяющим разговорить даже враждебно настроенного собеседника, а учился он, вероятнее всего, очень хорошо, и по этой дисциплине успевал. Во-вторых, сам Хусейн устал от вынужденного длительного молчания, пока прятался, и ему было приятно найти, наконец, интересного собеседника. И всё равно успех был переменным. Пойманный экс-диктатор то охотно и даже весело делился своими воспоминаниями и соображениями, то вдруг замыкался и проявлял недружелюбие. Картер не мог отказать Хусейну в определённом личном обаянии и харизме. Человеком он был в высшей степени интересным.

хуссейн

Об ОМП

Общеизвестно, что вторжение в Ирак было предпринято после того, как Колин Пауэлл потряс стеклянной пробиркой, в которой трепыхалось какая-то белая субстанция, по виду напоминающая уже подзабытый многими зубной порошок. Естественно, Джон Никсон спрашивал у Хусейна об оружии массового поражения. Диктатор отвечал, что ничего такого он не замышлял, никакого оружия массового поражения в Ираке не разрабатывалось, а все программы его создания давно свёрнуты. Обученный специальным методам агент ЦРУ тщательно следил за невербальными признаками и пришёл к выводу о том, что Хусейн говорит правду, коими и поделился с руководством, но его за это назвали «лузером». В 2008 году руководство спецслужб пришло к выводу о правоте Никсона и правдивости Хусейна. Кто бы мог подумать?

Причастность к терактам

Достоверность показаний Хусейна проверялась не только методически-интуитивно, но и с помощью полиграфа. Свою причастность к террористическим атакам 11 сентября он отрицал, успешно подчеркивая нелепость обвинений. По его словам, нет никаких признаков этого, как и заинтересованности Багдада в трагедии, унёсшей многие жизни. Ни один гражданин Ирака не был уличён в терроризме. Вот саудиты были, но на Саудовскую Аравию никто не напал. Лидер террористов – египтянин, и тоже никакой реакции. Напротив, Ирак многое мог бы сделать для борьбы с фундаментализмом и экстремизмом, а его разгромили. Абсурд...

хуссейн

Страницы биографии

Картер был удивлён тем, что Хусейн очень тепло отзывался о своём отчиме, хотя биографы из спецслужб объясняли жёсткость характера диктатора издевательствами, которым тот якобы подвергся в детстве. Трогательным было отношение к обеим дочерям правителя. Зато одного из своих сыновей Хусейн достаточно жестоко наказал за любовь к роскоши и велел сжечь три престижных автомобиля, купленных без его ведома. И дело даже не в деньгах, а в том, что народ не понял бы «барских замашек».

хуссейн

О физической форме

Бестолковость и неэффективность работы ЦРУ в Ираке проявилась и в том, что, согласно разведданным, здоровье Хусейна было слабым. Резидентура сообщала о его вегетарианской диете, отказе от курения, постоянных болях в спине и прочих недугах. Всё это оказалось неправдой. Диктатор не отказывал себе в удовольствии выкурить сигару, а без мяса свой рацион не представлял. На здоровье, как говорится, не жаловался.

хуссейн

Предсказание

Хусейн наверняка понимал, что ему жить оставалось недолго, поэтому его прогноз о дальнейших перспективах американского военного присутствия в Ираке можно считать проявлением истинного дружественного отношения к собеседнику. Картер услышал много неприятных, но, как выяснилось в дальнейшем, правдивых речей. Не зная страны, её языка, обычаев и нравов, управлять ею невозможно. США постигнет неудача.

цру

Никсон о Буше

Если представить ситуацию, при которой бывший следователь ЦРУ должен был бы выбрать попутчика в дальний путь, или, как говорят в России, «пойти в разведку», то, по собственному признанию, он скорее предпочёл бы остаться с глазу на глаз с Хусейном, чем с президентом Бушем-младшим. Докладывая о результатах работы в Белом доме, Джон Никсон был вынужден говорить то, что хотел услышать «хозяин». Четыре тысячи американских солдат погибли за то, чтобы в стране воцарился кровавый хаос. О том, что будет в Ираке после свержения диктатора, никто даже не удосужился подумать. Никсон не скрывает, что ему стыдно. Он не идеализирует Хусейна, но считает, что лучше бы всей этой войны не было.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.