Кто с чем приехал на Мюнхенскую конференцию по безопасности

Конференция по безопасности в немецком городе Мюнхене проходит почти ежегодно в течение вот уже 55 лет. Очередное заседание представителей стран, заинтересованных в снижении международной напряжённости, началось 17-го, а завершилось 19 февраля. На это мероприятие возлагались определённые надежды, из которых сбылись не все. Тем не менее в любом случае эта встреча была полезной. Она, возможно, дала кому-то повод задуматься и по-новому оценить складывающуюся реальность.

конференция

Участники

На конференцию приехали лидеры стран, входящих в Евросоюз и НАТО, а также постоянные члены ООН на уровне министров иностранных дел (Россия, Великобритания, Франция, КНР, Нидерланды, Саудовская Аравия, Иран, Турция, Израиль) и президентов (Польша, Афганистан и Украина). Прибыли и несколько руководителей корпораций, финансовые обороты которых соизмеримы с размером валового внутреннего продукта многих государств, а часто и превосходят их, в том числе Билл Гейтс. Нашёл повод посетить политическое мероприятие и Боно, лидер группы U2, и даже выступил на полях саммита. Музыкант считает угрозой безопасности положение людей, а в особенности детей, в беднейших странах, относящихся к третьему миру. И, наверное, он прав, - экстремизм бурно развивается в невежестве и нищете. Но Боно слушали мало, его речь не вписывалась в формат встречи. Политиков волновали другие вопросы, более для них насущные.

Пенс

Главные вопросы

Так как в Мюнхен приехали многие руководители стран НАТО, то их беспокоила судьба их военного блока, весьма неясная после избрания президентом США Трампа. И вообще, дальнейшие отношения с Америкой представляются туманными. Далее – Россия, а вернее, методы влияния на самую большую в мире страну. Уже всё испробовали, и санкции, и другие виды давления, а всё без толку. Делают, что считают нужным, без спроса. Вот в Украине идёт война, а Москва никак не признается в своём участии в донбасском конфликте. В Сирии тоже обстановка сложная, но винить во всём Россию уже как-то неприлично. И Китай на Тихом океане ведёт себя слишком активно. Ну и, само собой, терроризм. Вот и все темы, запланированные к обсуждению в ходе 53-й Мюнхенской конференции. Выступили многие политики. Наиболее яркие из них, но далеко не все, перечислены ниже.

Пенс

Какие вести привёз Майкл Пенс, новый вице-президент США

Раньше, совсем недавно, всё было ясно. Америка – основа Североатлантического альянса, и если какая-то страна в нём состоит, то она может быть спокойна. Если Россия нападёт, то армия США тут же вступится, начнёт запускать свои ракеты и всё такое прочее. Трамп же ещё до выборов начал говорить странно, - в том смысле, что если кто-то не вносит оговоренной суммы в общую копилку НАТО, то и на защиту может рассчитывать соответствующую. Американский президент повёл себя как хозяин какого-то частного охранного предприятия, не получивший вовремя предоплаты по договору. И ещё он называл весь военный блок устаревшим, изжившим себя и утратившим значение. Тревоги, вызванные этими высказываниями, должен был развеять Пенс, но у него это получилось лишь частично. Он подтвердил американскую приверженность НАТО, но опять напомнил о деньгах. А вместо громогласных обвинений в адрес России лишь заметил, что за свои действия нужно отвечать. Создалось впечатление о приоритетной важности совместной борьбы против ИГИЛ, даже в ущерб некоторым европейским интересам. Впрочем, кто что хотел, тот то и услышал. Теперь в НАТО почти все уверены, что Америка с ними. Только нужно платить.

Пенс

Как отреагировал Столтенберг

Генсек НАТО наверняка заранее знал, о чём будет говорить Пенс, а потому подготовился. Оборонные расходы будут увеличены, и меры принимаются. Некоторые страны уже платят 2% от ВВП, и их уже пять. Усилия США, Великобритании, Польши, Греции и Эстонии вот-вот подхватят и другие члены альянса. Но Столтенберг в пику американской расточительности напомнил о традиционной европейской экономии, в том смысле, что тратить деньги следует с умом, иначе никаких взносов не хватит.

конференция

Германская позиция

Европейские страны тратят на оборону меньше, чем США, но всё равно во много раз больше своего вероятного противника. В сумме – сотни миллиардов евро. Расходы Германии - €37 млрд, что, конечно, вдвое меньше 2% ВВП ФРГ, но если этого правила строго придерживаться, то сложится абсурдная ситуация, когда только одна из стран НАТО будет иметь военный бюджет величиной в €70 млрд, то есть превышающий российский. Может возникнуть закономерный вопрос: кто на кого вообще нападать собрался? Однако возражений у министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляйен, в общем-то, особых нет. Если надо наращивать, то так тому и быть. Но тут Зигмар Габриэль вмешался, министр иностранных дел, и напомнил о немецких затратах на гуманитарные цели и беженцев. Это что, безопасности не касается? И вообще, если вспомнить о том, кто проводил «неудачные военные интервенции» в Северной Африке и Ближней Азии… И что, за всё немцам платить?

порошенко

Порошенко о наболевшем

Украинский президент говорил о том же, что и в предыдущие разы, а потому большого внимания аудитории не снискал. Он опять вспоминал о «Мюнхенском сговоре», намекая на какие-то одному ему понятные параллели, упрекал российскую сторону в традиционной нелюбви и даже ненависти к его стране. Кроме этого, он призывал европейцев, с одной стороны, давать жесткий отпор, а с другой, посмотреть на мудрых (но бедных) граждан Украины, чтобы оценить, как они любят Европу, борются за европейские ценности и реформируют свою страну. Речь была признана провальной даже киевскими СМИ. Наверное, европейцы сами разберутся, как им любить свои страны, без помощи Порошенко. А что касается реформ… В общем, лучше взять какой-то другой образец.

конференция

Лавров, Россия

На этот раз к российскому представителю была проявлена вежливость, его слушали внимательно, тем более что полученный ранее опыт не давал надежд на эффективное воздействие хамства. Ничего нового по отношению к украинскому и сирийскому кризисам Лавров не сказал, а вот по поводу ответных санкций заметил, что они будут отменены после того, как их прекратит применять Запад. Министр иностранных дел РФ призвал к «прагматизму и взаимному уважению». Опять же, в речи Лаврова каждый услышал то, к чему внутренне готовился. С высказанной им концепцией изменившегося в сторону многополярности мира многие из присутствовавших, вероятно, хотели бы поспорить, но почему-то не стали.

конференция

Меркель, Германия

Госпожа канцлер опять говорила об усилении восточного фланга НАТО для противодействия России. Нормализация возможна, когда позволит ситуация. О Минских соглашениях Ангела Меркель упомянула как бы вскользь и неуверенно, в том смысле, что за неимением лучшего их всё-таки нужно выполнять. Но возможно и «проведение параллельного политического процесса», однако какого именно, она не уточняла.

конференция

Дж. Мэттис, Пентагон

Джеймс Мэттис, «Бешеный пёс», продолжил линию, начатую Пенсом, и всячески успокаивал лидеров Европы по поводу участия США в НАТО, но снабдил свою речь штабным термином, очевидно, пришедшим ему на ум при рассмотрении карты возможного театра военных действий. По его словам, возникла «дуга нестабильности», и проходит эта топографическая фигура, по странному совпадению, как раз в районе окраин (восточных) Североатлантического альянса. Что с этой дугой делать, генерал не стал конкретизировать. Вообще-то, в подобных случаях что-то надо отодвинуть, и явно не Россию. Её - некуда и очень тяжело. Мэттис призвал развивать НАТО ради достижения соответствия блока сложившимся стратегическим реалиям.

Такая вот конференция по безопасности прошла в Мюнхене.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.