Переедание во время беременности — риск развития ожирения у трех будущих поколений?

Ежедневный рацион беременной женщины, основанный на блюдах ресторанов быстрого питания, значительно увеличивает риск развития ожирения у трех следующих поколений. Причем потомки будут страдать даже в том случае, если сами будут придерживаться здорового рациона. Эту шокирующую новость поведали ученые из Вашингтонского университета, результаты исследования были опубликованы в журнале Cell Reports. Вот что говорит ведущий исследователь, доктор Келле Моли: «Наши выводы показывают, что переедание матери во время беременности приводит к ухудшению состояния здоровья у трех последующих поколений. Эта информация чрезвычайно важна, так как более двух третей женщин репродуктивного возраста в Соединенных Штатах Америки имеют избыточный вес».Заболевание

Предыдущие исследования в этой области предупреждали о менее долгосрочной угрозе. Ранее считалось, что беременность с осложнениями негативно влияет лишь на плод. Например, если женщина не борется с большой прибавкой в весе, это может привести к потенциальным проблемам с лишним весом у ребенка. Новое исследование вашингтонских ученых было одним из первых, выявивших негативное воздействие переедания беременных женщин не только на собственных детей, но и на внуков, а также на правнуков.

Эксперимент проводился на грызунах

В ходе лабораторного эксперимента исследователи кормили самок мышей высококалорийной пищей за шесть недель до зачатия потомства. Диета состояла из 60 процентов жира и 20 процентов сахара. Этот рацион сохранялся у подопытных грызунов и после того, как детеныши родились и были отняты от груди. Авторы исследования в точности сымитировали пропорции питательных веществ, которые превалируют в западной диете. Рестораны быстрого питания подают жирную пищу с большим количеством сахара, их блюда пользуются огромным спросом у населения.Переедание

Как кормили детенышей?

В отличие от самих подопытных мышей, ближайшие три поколения их потомков поедали стандартный корм для грызунов. В обычной пище мышей преобладает белок и сведены к минимуму сахар и жиры. Если взглянуть на баланс питательных веществ, такую диету можно смело причислить к здоровому рациону. Однако это не спасло потомство подопытных мышей от метаболических проблем. Так, к примеру, у них наблюдалась резистенстность к инсулину. Примечательно, что соответствующие изменения были обнаружены только у женских потомков пораженных мышей. К особям мужского пола метаболические изменения не имели никакого отношения.Беременность

Нездоровая пища повреждает митохондриальную ДНК

При проведении генетического анализа исследователи обнаружили аномальные митохондрии в клетках мышц и скелета у подопытных мышей, поедавших жирную пищу. Митохондрии, которые отвечают за подачу энергии к клеткам, имеют свою собственную ДНК, а различные аномалии в них наследуются только по материнской линии. Это заболевание именуется метаболическим синдромом. Теперь стало очевидно, что дисфункциональные митохондрии наследуются по женской линии в трех поколениях. Исследование обнаружило следующее: важная информация о поврежденной митохондрии содержится в самой яйцеклетке. По мере того как детеныш развивается, программа метаболической дисфункции передается всему организму.

Исследование подчеркивает важность здорового образа жизни

Авторы не сомневаются, что подобные генетические изменения могут происходить и в человеческом организме. Только вот последствия вредной диеты беременной женщины скажутся на ее детях еще более негативно: «Важно отметить: рацион детей в точности копирует рацион родителей. А это значит, помимо переданного по наследству метаболического синдрома, малыши будут перенимать у матерей и пристрастие к нездоровой диете». Теперь ученым предстоит определить, могут ли занятия спортом и здоровая диета полностью отменить наследственные метаболические изменения.Заболевание

Питание матерей имеет решающее значение

На протяжении многих десятилетий рацион беременных женщин ухудшал свое качество. В значительной степени это произошло из-за развития пищевой индустрии, засилья обработанных продуктов на полках супермаркетов и повсеместного роста сетей ресторанов быстрого питания. Последствия этих явлений можно наблюдать визуально. Людей, страдающих ожирением, встречается на улицах городов мира все больше и больше.

Мнение экспертов

Эксперты в области здорового питания предупреждают: не стоит преувеличивать результаты вашингтонского исследования. Несмотря на то что люди получили тревожное предупреждение относительно последствий переедания, на другой чаше весов по-прежнему стоит здоровый образ жизни. Генетическая предрасположенность в сторону нарушения обменных процессов влияет на возникновение ожирения и сахарного диабета второго типа. Тем не менее митохондриальная дисфункция не является приговором. Если вы будете соблюдать здоровую диету и заниматься спортом, вы сможете избежать серьезных заболеваний. С другой стороны, абсолютно здоровый человек не застрахован от недугов в том случае, если он откажется вести здоровый образ жизни.Переедание

Большинство медиков склоняются в пользу того, что митохондриальные дисфункции сами по себе не имеют решающего значения. Если человек привык к физическим нагрузкам и здоровой органической пище, ему не грозят ни ожирение, ни диабет. Но если генетическая предрасположенность подчеркивается неправильным образом жизни, развитие ожирения и сахарного диабета обеспечено в большинстве случаев. Кроме того, такой крепкий тандем способен вызывать и другие метаболические проблемы.

Эти выводы подтверждаются исследованием, проведенным в 2014 году

Исследование, результаты которого в 2014 году были опубликованы в еженедельном медицинском журнале PLOS Medicine, обнаружило, что воздействие здорового образа жизни полностью затмевает эффекты генетической предрасположенности. В ходе эксперимента ученые наблюдали за людьми, которые могут наследовать диабет второго типа, а также теми, кто не предрасположен к этому заболеванию. В результате выяснилось следующее: испытуемые, предпочитающие активный образ жизни и диету с низким содержанием жиров и сахара, смогли бросить вызов наследственности.Беременность

Ведущий исследователь Николас Варехам подытожил результаты своей работы: «Нет никаких доказательств того, что знание семейной медицинской истории помогает предсказать развитие тех или иных заболеваний у потомков. В настоящее время риск развития диабета в большей степени связан с плохой диетой и сидячим образом жизни. Улучшение рациона питания и повышение физической нагрузки вдвое сокращает риск развития диабета второго типа даже у генетически восприимчивых людей».