"Пожалуйста, прости меня!" 5 ошибок, которые люди совершают во время извинений (и способы их исправить)

Ошибки так или иначе наполняют нашу жизнь, влияя на отношения с окружающими. От них невозможно полностью застраховаться, но можно минимизировать ущерб путем извинения. И выясняется, что правильно просить прощение за содеянное способны далеко не все. Ведь недостаточно формально принести извинения, сказав одно лишь «прости». Важно, чтобы слова были соответствующим образом восприняты их адресатом. Добиться такого результата помогут следующие рекомендации.

1. Признание ошибки

Базовое условие, от которого можно отталкиваться в своих извинениях – это собственное признание вины. Необходимо утвердить для себя, была ли действительно совершена ошибка. Уже на этом этапе у многих людей начинаются сложности, что проявляется в поисках разного рода оправданий. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию, если окружение видит вину и не готово принимать факты, которые приводятся для объяснений совершенной ошибки. На самом же деле от виновника ждут не оправданий, а принятия его неправоты. И в этом нет никаких негативных последствий. Более того, человек, признающий ошибки, выигрывает в данном качестве, так как показывает свою объективность и способность трезво оценивать свои действия.

2. Правильная формулировка

Когда ошибка признана, можно приступать к следующему шагу – подбору слов, которые и отразят отношение к произошедшему. В этой части важен момент соответствия формулировки ожиданиям окружающих. В зависимости от ситуации, стиль послания может быть разным. К универсальным же правилам формулирования извинений можно отнести четкость, лаконичность и в то же время содержательность. Не должны оставаться скрытые аспекты и «подводные камни», о которых все знают, но в сообщении они умалчиваются. Главная цель виновника – полностью раскрыть причины ошибки и убедить окружение, что впредь подобных ситуаций не будет. При этом не стоит делать акценты на успокоение пострадавших из-за ошибки людей. Положение не изменилось, но им важно знать, что виновник искренне понимает глубину содеянного.

3. Однократное извинение

В целях усиления эффекта от извинений многие люди стараются регулярно напоминать окружающим, как они раскаиваются и считают себя виноватыми. Этого делать не стоит. Однократное послание окажет достаточное воздействие, а постоянное напоминание само собой снижает его ценность. Людям, которые хотели понять причины ошибки и готовность виновника их исправлять, не станет легче от регулярного повторения тех же слов. После извинения должны следовать реальные действия, подтверждающие сказанное. К тому же и для того, кто совершил ошибку, постоянное ощущение вины не приносит никакой пользы, а только угнетение.

4. Говорить правду

Еще один компонент искренности извинений – правдивое донесение смысла. Вполне может быть, что даже в рамках признания ошибки человек может смягчать определенные нюансы. Так поступают те, кто в действительности не готов к последствиям и старается выйти с максимальным комфортом из неприятной для него ситуации. Получается, что ошибка признана, но с некоторыми условиями и смягчающими обстоятельствами. Подобные тактики тоже не приносят пользы, поскольку внушают людям недоверие. При этом самые тяжелые и неблагоприятные последствия от правдивого изложения ситуации в любом случае будут более выигрышными. Как минимум, окружающие для себя зафиксируют, что человек готов к ответственности и не стремится от нее отступать. Для лидера в команде это обязательное качество, повышающее его авторитет.

5. Способ извинения

Форма, в которой выражено признание вины, не менее важна чем само содержание послания. Конечно, многое зависит от условий и обстоятельств, которые могут накладывать физические ограничения для коммуникации. Но в любой ситуации необходимо стремиться к максимально близкому и прямому способу извинений прямо в глаза. Если нет такой возможности, то можно использовать голосовую связь. Люди должны ощущать эмоциональное состояние виновника, которое и даст основания верить или не верить ему. Дрожь в голосе, растерянный взгляд и неуверенность – все это внушит доверие, но только в случае, если речь идет об искренних признаках, обусловленных внутренним психофизическим состоянием. В этом отношении стоит вовсе отказаться от текстовых сообщений, каким бы удобным этот способ донесения извинений не казался.

Пожалуй, единственный момент условной неискренности при выходе из подобных ситуаций может выражаться в самом факте подготовки обращения. Но это тот фактор, которым стоит пожертвовать, так как он же предполагает и процесс формулирования своего собственного отношения к проблеме. Больше того, перед непосредственным разговором по поводу извинения желательно отрепетировать текст с нейтральными людьми. При живой коммуникации многие формулировки звучат иначе, что позволит улучшить содержание заготовленного послания.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы используете изложенные советы при извинениях?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.