Как подставные пациенты обманывали психиатров: эксперимент, который поставил под сомнение всю систему психиатрической диагностики

Прежде чем приступить к рассказу об эксперименте, поставившем под сомнение всю систему психиатрической диагностики, давайте изучим несколько комментариев реальных свидетелей событий интересующей нас темы:

В 90-е я работала медсестрой в психиатрической больнице в Южной Австралии. Однажды я случайно прочитала книгу, в которой говорилось о магнитных линиях, проходящих через землю, и о многом другом. Через несколько недель в одной из палат больницы мне попался пациент, говоривший о том же, что я тогда прочитала. Я решила расспросить его о книге, и когда заговорила с ним об этом, выражение его лица резко изменилось. Он признался, что пробрался в больницу потому, что не мог найти работу и был практически бездомным...

Интересно, не правда ли? А вот еще более волнующий случай:

Моя дочь случайно, но очень успешно подделала шизофрению в 13 лет, невольно убедив в своем диагнозе сразу нескольких психиатров. Конечно, со стороны дочери все происходило неосознанно. В то же время, по ее словам, это было совсем не сложно. Психиатры сами вели мою дочь по протоптанной ими дороге, рассказывая ей о симптомах шизофрении, а она же только соглашалась, что они у нее и правда есть. Абсолютный кошмар...

Как вам такое?

Где же проходит граница, отделяющая разум от безумия? Кому подвластно совершенно точно определять наличие необходимости в помощи врачей или же вычислять обычного симулянта? Первым этих важных вопросов коснулся знаток человеческой психики Дэвид Розенхан, высказавший огромное сомнение в способности профессиональных врачей отличать настоящее отклонение в психике от симптомов совершенно иного рода. Так, в ходе разработки своей теории, Розенхан в итоге и провел свой знаменитый эксперимент.

Кто такой доктор Розенхан?

Врач-психолог Дэвид Розенхан был одним из лучших в мире экспертов в области психологии и права. Он был первым, кто применил психологические методы в практике судебного процесса, включая отбор присяжных и психиатрическую экспертизу, ставящую вопрос о вменяемости подсудимого. Розенхан состоял в Американской ассоциации развития науки, а также был приглашенным сотрудником Оксфордского университета. В 1970 году он стал профессором юридического факультета Стэнфордского университета. Кроме того, Розенхан являлся психологом-исследователем Службы образовательного тестирования, а также лектором Университета Пенсильвании.

Наибольшую известность доктор получил после проведения своего знаменитого исследования, названного впоследствии экспериментом Розенхана, в котором была поставлена под сомнение обоснованность подавляющего большинства диагнозов в психиатрии.

Эксперимент Розенхана. Этап первый

В 1973 году Дэвид Розенхан собрал группу, состоящую из студента кафедры психологии, врача-педиатра, художника, домохозяйки, психиатра и трех психологов. Исследование было решено провести в два этапа. В течение первого все восемь участников обратились в двенадцать профильных лечебных учреждений различного уровня, от частных лечебниц до больниц федерального значения, совершенно не связанных между собой и разбросанных по пяти штатам Америки. При этом каждый из них рассказывал врачам одну и ту же "легенду" о слуховых галлюцинациях, сутью которых было бесконечное повторение слов, символизирующих пустоту, падение и пропасть, являющихся для психологов основополагающими признаками для выявления отклонения у пациентов, зацикливающихся на бренности сущего бытия.

Также мнимые больные жаловались на то, что в их головах звучат голоса незнакомых им людей. Однако в других аспектах, кроме естественного волнения от страха разоблачения, все восемь посланников доктора Розенхана вели себя вполне адекватно и не проявляли никакой симптоматики, свидетельствующей о каких-либо расстройствах психики. Они вели себя подчеркнуто вежливо и послушно с врачебным персоналом, безропотно выполняли все их рекомендации и принимали все прописанные им лекарства. Естественно, исследователи их выбрасывали, впоследствии успешно симулируя на себе действие этих таблеток и бодро докладывая врачам о том, что благодаря лечению слуховые галлюцинации в их головах прекратились.

Диагноз

Какой же диагноз в конечном итоге поставили врачи участникам эксперимента Розенхана? Как и следовало ожидать, в одиннадцати лечебницах у них зафиксировали не что-нибудь, а шизофрению в стадии ремиссии, а еще в одной не обошлось и без маниакально-депрессивного психоза. Это при том, что каждый из исследователей был абсолютно здоровым во всех смыслах человеком, не проявлял никаких признаков агрессии, взаимодействовал с медицинским персоналом, и кроме того, что просто говорил о голосах в своей голове, никоим образом не отличался от самих докторов.

Как это ни удивительно, но явная нормальность так и не была выявлена ни у одного из участников группы, несмотря на то, что каждый из них провел в лечебнице от недели до двух месяцев. При этом на поставленный диагноз совершенно не влиял ни уровень персонала, ни сами больницы. Шизофрению одинаково выявляли как врачи частных лечебниц, так и светила крупных медицинских учреждений.

Разоблачение

Нельзя не отметить тот факт, что, несмотря ни на что, мнимые больные все же были раскрыты. Причем с самой неожиданной стороны - их разоблачили "свои" же. Из ста восемнадцати собратьев по несчастью, проходивших лечение в тех же клиниках, тридцать пять заявили о том, что среди них, честных сумасшедших, есть самозванцы. Вы можете себе такое представить? Значит ли это, что из общего числа пациентов, находящихся в психиатрических лечебницах, целая треть - нормальные люди, оказавшиеся в этих местах по собственным причинам? Вполне естественно, что в памяти сразу же всплывает бессмертное произведение Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», написанное еще за десять лет до эксперимента Розенхана.

В любом случае отсутствие разоблачения лжебольных именно со стороны тех людей, которые в силу своей профессии были просто обязаны это сделать, поставило под сомнение все традиционные методы анализа психического состояния больных, а равно и здоровых пациентов всех лечебниц психиатрической направленности.

Эксперимент Розенхана. Этап второй

В отличие от условий первого этапа эксперимента, уже успевшего поставить в тупик всю индустрию лечения душевнобольных, второй этап совершенно не предполагал очередного внедрения шпионов в больницы. Вместо этого персоналу одной из лечебниц было объявлено о том, что среди их пациентов находятся мнимые больные, а также предложено самостоятельно их выявить.

Опасаясь скандала, врачи рьяно взялись за дело и уже через пару дней разоблачили сорок одного "зайца" из ста девяноста трех пациентов. И все бы ничего, если бы не то, что на самом деле никаких мнимых больных в этом лечебном заведении на самом деле не было.

Таким образом, Дэвидом Розенханом был сделан вывод о полной неспособности психиатров отличать больного человека от здорового. Мало того, он отметил, что вся современная психиатрия банально ориентируется на ничем не подкрепленные слова пациентов, вместо того чтобы подкреплять их научными и медицинскими исследованиями.

Сам же эксперимент и опубликованная впоследствии Розенханом статья «Психически здоровые на месте сумасшедших» вызвали в научном мире и среди обычных людей эффект разорвавшейся бомбы.

Наследие Розенхана

Дэвид Розенхан отнюдь не был первым человеком, исследовавшим доселе неизвестную сторону индустрии лечения людей с отклонениями в психике.

Еще в 1887 году, более чем за сорок лет до рождения героя этой статьи, большая часть его эксперимента уже был осуществлена журналисткой Нелли Блай, под видом душевнобольной проникшей в женскую психиатрическую больницу. Несмотря на то что настоящей целью журналистки было расследование жестокого обращения с пациентками, за время пребывания в лечебнице перед Блай открылась страшная правда о том, что большая половина обитательниц клиники была такой же нормальной, как и она сама.

Свои наблюдения журналистка описала в статье "Десять дней в сумасшедшем доме", которая после опубликования в газете New York World стала настоящей сенсацией, а психиатрическими клиниками заинтересовались проверяющие органы всех уровней.

Ниже на фото - журналистка Нелли Блай.

Подобная же реакция произошла и после эксперимента, поставленного Дэвидом Розенханом в 1973 году, почти через девяносто лет после событий, произошедших с Нелли Блай. Результатом его опыта стало весьма обширное расследование деятельности профильных учреждений Американской психиатрической ассоциацией, в 1980 году опубликовавшей новую версию Диагностического и статистического руководства по расстройствам психики с более подробным списком всех признаков тех или иных заболеваний.

Главным же изменением в устоявшихся правилах стало обязательное изучение сразу нескольких показателей симптоматики, а не простое утверждение больного...

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Верите ли вы, что как минимум треть пациентов психбольниц находятся в них по личным причинам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.