У каждого свой крест и своя ваджра

Возможно, кто-то из нас встречал рассуждения на тему о том, как вообще можно ходить, скажем, в православный храм, когда и попы такие все из себя неопрятные, и еще там бабульки всякие шипят, что, дескать, стоишь не так, смотришь не туда, крестишься не ко времени и вообще, «то свистишь невнятно, то летаешь низко». Да почему «возможно»? Наверняка те, кто хоть как-то интересуется вопросами религии, веры, сталкивался с подобными рассуждениями. А возможно даже, мы и сами так рассуждали. Мы любим иногда врезать этакую «правду-матку».

Сплошное «варварство», то ли дело…

И в космос после святой воды

Иногда еще в такие рассуждения вплетается тема варварства. Да варварство, мол, все это. Вот это вот окропление святой водой каким-то веником из ведра, вот это причастие из общей посуды. И тут же: то ли дело в Индии, Тибете, Японии, еще где-нибудь. Где-нибудь там, где критикующий порядки в своем доме видит высоты духа и парение облагороженной духом плоти. Там, далеко, видятся ему сплошь махатмы, левитирующие йоги, просветленные мастера дзен. Иногда даже кто-то и отправляется туда, к этим высотам, и даже находит подтверждение своим ожиданиям, ни разу не вспомнив, впрочем, простую истину о том, что не следует путать туризм с эмиграцией.

«Духовность есть стяжание Духа Святого»

Вообще, когда начинается критика каких-то внешних проявлений религиозной жизни, в частности, жизни церковной православной с точки зрения так называемой духовности вообще, сразу возникает вопрос: что человек вообще понимает под духовностью? Некую общую интеллигентность? Образованность? Некую культурологическую абстракцию? Что? Между тем, если говорить с точки зрения людей православных, скажем, то окажется, что для них духовность — это стяжание Духа Святого. Вот не больше, но и не меньше. А все эти псевдорелигиозные рассуждения о некоем абстрактном духе ничего общего с религией не имеют. По крайней мере, в мировых религиях все очень и очень конкретно. По-своему практично.

Если бы монашеская жизнь давала мирские блага…

Релакс тоже медитация

Кстати, о практичности. Есть такая категория людей, часто их называют новоделами, которые приходят исключительно к религии, но не к вере. Много таких вы можете встретить рядом с религиями восточными. Такие люди превращают медитацию в релакс или даже в способ достижения мирских благ. Что касается первого, то в релаксе самом по себе ничего плохо нет, только не надо говорить при этом, что вы движетесь по духовному пути. А если, к примеру, вы медитируете на деньги или на новую высокооплачиваемую работу, то это проявление банального магического мышления и необоримой лени, когда хочется всего и сразу, и желательно, не прикладывая реальных усилий. В чем здесь духовность? И вообще, как сказал некогда один монах, если бы монашеская жизнь давала мирские блага, в монастырях не осталось бы места — все сплошь ушли бы в монахи.

И, конечно, духовный материализм

Разумеется, после выхода в свет книги Чогьяма Трунгпа о преодолении духовного материализма, с самим термином многие знакомы. И, разумеется, полностью согласны с автором. В теории. Вопрос только в том, что теория никакого отношения к духовной практике не имеет. Духовная практика — это вообще-то действия. А действия начинаются тогда, когда теоретические построения и досужие рассуждения остались позади, не дав никаких результатов, кроме приятной, но бесполезной интеллектуальной щекотки. Но, оглянувшись вокруг, мы легко и сейчас можем обнаружить немалое число «духовных практиков», просто поменявших предметы для коллекционирования. Да, они не коллекционируют дорогие украшения, зато они занимаются собиранием ретритов, различных видов медитаций или даже походов в православные обители, разговоров со старцами. Один такой «собиратель» как-то удивлялся: почему, когда он решил на досуге поболтать со старцем о Христе, тот, послушав некоторое время, проговорил: «Господи, две тысячи лет прошло, а дураки на Руси не переводятся».

Смена идентичности и прочие метания

Зачастую человек, которому не нравится что-то в родных пенатах, выбирает такую форму протеста, как отказ от собственной идентичности. В результате через некоторое время окружающим является смешное существо в желтых одеждах, из-под которых выглядывают пузыристые «треники», заправленные в носки, шлепающее туфлями по осенней грязи русского нечерноземья. Отчего так происходит? Оттого, что, вновь приходится об этом говорить, этот человек не имеет никакого отношения к тому, что называется «духовными поисками». Он просто протестует. И вот, в протестном порыве отказываясь от собственной идентичности, он тут же примеряет на себя идентичность чужую, понимая под этим какие-то внешние проявления.

Содержание не существует без формы

Нужно ли избавляться от культурного кода

На самом деле избавиться от культурного кода практически невозможно, да и не нужно. Знание не существует вне способа передачи и вне культурного, цивилизационного обрамления. Кому крест, кому ваджра. Однако, если ты хочешь именно знания, тебе вовсе не обязательно менять свою культурную оболочку на чужую. Тем более из этого редко выходит что-то хорошее. Может статься, например, что весь твой буддизм, к которому ты якобы так стремился, начнется и закончится бритьем головы. Это, конечно, огромное духовное достижение. Между тем буддийское знание само по себе вовсе не предполагает отказа от своей культуры. Посмотрите, какие различные формы принимал буддизм, приходя в разные страны. Именно поэтому есть буддизм индийский, тибетский, китайский, японский. И нет никакого буддизма вообще. То же можно сказать и о христианстве. В каких-то странах оно приняло форму католицизма, в каких-то — протестантизма. И, например, когда говорят о православии, тоже обычно выделяют: вот это русское православие, и его не спутаешь с греческим или грузинским. При том, что корень и содержание идентичны. Но «дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит».

Это просто наша культура

Вернемся к рассуждениям о «варварстве», якобы процветающем в родных пенатах и напрочь отсутствующем в чужих. Что там? Старушки в храме мешают? Ну, те самые, которые на вас «цыкают». Так это никакое не варварство и тем более не православная традиция. Если бы в России были распространены в таком же количестве, как православные храмы, храмы буддийские, вы непременно столкнулись бы там с тем же самым. Да и сейчас во многих буддийских собраниях найдутся тетушки или даже молодые девушки, которые на вас «цыкнут». На самом деле это ни плохо, ни хорошо. Это просто так есть. Это, видимо, наш культурный код — наличие охранительниц, которые зорко следят, чтобы новички чего-нибудь не учудили. Да и «калики перехожие», просящие милостыню у наших православных храмов, почему-то столь раздражающие многих «особо духовных» прихожан, при других обстоятельствах точно так же стояли бы и у буддийских храмов, если бы они расплодились бессчётно в земле русской. Всего и делов-то — копеечку подать. Не хочешь, не подавай, если ты такой жлоб. Раздражаться-то чего?

Веник, ведро и молитвенные барабаны

Молитвенные барабаны: знай себе - верти

Вернемся теперь к началу и поговорим о святой воде из ведра. То есть не только нищие на паперти раздражают, а и то, что святой водой с помощью веника из ведра брызгают, и причащаются из общей посуды, и достойны ли попы неопрятные необразованные (вы что, пересчитали священников или монахов с высшим образованием?) нас, просвещенных, духовно окормлять? И вообще, у католиков скамейки в храме удобные, а у нас прихожане стоят в тесноте, там орган, а у нас нет… Тут ведь выход простой: если ваша вера зависит от наличия либо отсутствия скамьи и органа, то ничего страшного с вами не произойдет, перейди вы из православных в католики. Все страшное с вами уже случилось. Что же касается всего остального «варварства», то здесь следует сказать несколько слов о… молитвенных барабанах.

Служба в православном храме

В католическом храме

Выхолощенные символы не работают

Да, о молитвенных барабанах. Видели, наверно, в фильмах, как в буддийских храмах прихожане идут и крутят молитвенные барабаны? Очень удобно. Вообще не надо напрягаться. На барабанах молитвы написаны. Идешь себе, крутишь, вроде как и помолился. Чушь собачья? Разумеется. Чушь и варварство. Одно сплошное суеверие вместо знания собственной природы, к которому надлежит стремиться истинному приверженцу учения Будды. Это обрядоверие. Так вот наши раздраженные «высокодуховные» люди именно им и болеют, когда начинают говорить о церковных обрядах как о чем-то внешнем. Потому что для них обряды мертвы, как выхолощенные символы. Верующий человек не к попу, извините, приходит в православный храм, а к Богу. Он не ждет, что таинства механически за него «сами помолятся», а соучаствует в них. И для него вино действительно становится кровью Христовой, а для «высоколобых» интеллектуалов зачастую нет.

Совет от Далай-ламы

Далай-лама XIV

Далай-лама XIV как-то сказал на встрече с российскими буддистами: «Я обычно советую не принимать буддизм поспешно. Лучше всего оставаться в рамках своей собственной религиозной традиции». Помнится, многие из тех, кто стремился, или из тех, кому казалось, что он стремится к буддизму, даже обиделись. Как же, дескать, так?! Однако стоит всего лишь немного пораскинуть мозгами, чтобы понять очевидный смысл этих слов. Если вы гонитесь за внешними проявлениями, то смена религии не поможет. Если же вы действительно воцерковленный, по-настоящему верующий человек, то смена религии вам и самому не нужна. Даже мысли такой не возникнет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.