Ученые научили крыс водить маленькие машины: оказалось, вождение понижает уровень стресса

Эксперименты над грызунами позволили человечеству продвинуться в лечении тяжелых болезней, а также в пересадке органов с помощью стволовых клеток. Теперь грызуны помогают людям в области психотерапии: американские ученые сделали удивительные открытия, проведя опыт по вождению импровизированных автомобилей маленькими зверьками.

Стресс

Ученые обнаружили, что вождение небольших автомобилей помогает крысам испытывать меньше стресса. Исследователи из Университета Ричмонда в США научили группу из 17 крыс управлять маленькими пластиковыми машинками в обмен на зерно.

Проводившая эксперимент доктор Келли Ламберт сказала, что крысы чувствовали себя расслабленнее, управляя транспортом. Этот вывод может помочь разработать нелекарственные методы лечения психических болезней.

Автошкола для грызунов

Доктор Ламберт и ее коллеги построили крошечный электромобиль, прикрепив прозрачную пластиковую банку к алюминиевой пластине с колесиками снизу. Затем медную проволоку навинчивали горизонтально поперек кабины импровизированного автомобиля. Так получалось установить три прутка: слева, справа и по центру, что моделировало систему управления обычным автомобилем.

Чтобы управлять автомобилем, крыса садилась на алюминиевую пластину и касалась медного рычажка. Средний отвечал за движение вперед, боковые заменяли привычный людям руль.

Поместившись в устройство, животное выбирало направление, в котором собиралось двигаться. После нескольких месяцев обучения крысы научились не только приводить машинку в движение, но и поворачивать. За каждый пройденный маршрут, который специально разрабатывали ученые, зверек получал вкусное вознаграждение. Такой прием часто используется в науке для имитации выработки эндорфина, который у человека происходит сам по себе после достижения цели.

Результаты эксперимента

Часть подопытных крыс в эксперименте выращена в лаборатории, в то время как другие жили в "обогащенной", то есть естественной среде обитания. Крысы, выращенные в "обогащенной среде", быстрее учились водительскому мастерству, чем лабораторные коллеги.

После испытаний исследователи собрали крысиные фекалии, чтобы проверить наличие гормона стресса - кортикостерона, а также дегидроэпиандростерона - антистрессового гормона. Все крысы имели повышенный от изначального уровень антистрессового вещества, что, по заключению ученых, напрямую связано с удовлетворением от освоения нового навыка.

Доктор Ламберт сообщила, что полученные результаты окажутся полезными для будущих исследований в области лечения психических заболеваний. Она считает необходимой мерой использовать все доступные средства в поиске действенного метода лечения и профилактики депрессии и шизофрении.

На основе опыта с животными, моделируя несложные повседневные для людей задачи, можно узнать, как поведение влияет на нейрохимию. Гормоны являются основой нашего психоэмоционального восприятия и управление их выработкой естественным образом сделает лечение куда проще.

Помогает ли вам вождение справиться со стрессом?