В Калифорнийском университете раскрыли тайну гибели динозавров

Общеизвестно, что динозавры вымерли от холода. Жизнеспособность этих исполинов критически зависела от температуры окружающей среды. Одна из функций страшных гребней на спинах древних ящеров – улавливание солнечной тепловой энергии.

Долгое время считалось, что климатические изменения были вызваны извержениями многих вулканов, в результате которых небо заволокло плотной завесой дыма. Ученые двух американских университетов, Принстонского и Калифорнийского, проанализировали причины глобального похолодания и пришли к очень интересным выводам.

Вулканы не виноваты?

Данные о древнейших изменениях земного климата базируются на исследованиях уникальных базальтовых отложений – Деканских траппов. Американские геохимики их изучили и датировали выброс вулканических веществ концом Мелового периода. Анализ производился двумя независимыми группами, применявшими разные методы – аргон-аргоновый и уран-свинцовый. Результат ошеломил: в эпоху чрезмерно активной вулканической активности на территории нынешней Индии динозавры уцелели и жили после этого еще четыреста миллионов лет.

Это открытие опровергло распространенное в кругах палеонтологов мнение о решающей роковой роли атмосферной углекислоты и серы в гибели гигантских ящеров.

Сомнения в правдоподобности этой концепции ранее высказывали и ученые британского Университета Лидса. В результате математического моделирования они пришли к заключению, что климат на планете мог похолодать максимум на 10° С, но через полвека температура должна была восстановиться.

Чиксулуб – «Демон клещей»

Этот кратер находится на берегу Мексиканского залива, на полуострове Юкатан, и обязан своим названием огромному количеству обитающих там мелких насекомых-паразитов. Сам же он настолько огромен, что был открыт лишь немного более четырех десятилетий назад.

Предположительно гигантская воронка образовалась после падения на земную поверхность астероида. В пользу гипотезы свидетельствует почти идеально округлая форма кратера.

Случился этот космический катаклизм примерно 65-66 миллионов лет назад. Хронология события совпадает с мел-палеогеновым вымиранием, во время которого на планете погибла значительная часть всего живого, включая растения, водоросли и древнюю фауну. Этот факт и дает американским ученым повод для установления причинно-следственной связи.

Пять миллиардов Хиросим

Расчетный диаметр небесного тела, упавшего на Землю, составлял 180 километров. При ударе образовалась вмятина глубиной до двадцати километров и выделилась энергия, количество которой измеряется в тротиловом эквиваленте сотней тератонн. Все ядерное оружие, изготовленное человечеством за всю его историю, не может сравниться с тысячной долей разрушающей силы астероида, ставшего причиной возникновения кратера Чиксулуб. По всей планете горели леса, сажа затмила солнечный свет, земную кору сотрясали тектонические сдвиги.

Навсегда исчезли 47 % родов обитателей моря и 18 % разновидностей позвоночных животных, живших на суше.

Катастрофа как повод для эволюционного прогресса

Катастрофа глобального масштаба повлекла не только гибель большой части представителей биосферы. Изменился сам ход эволюции – переформатировались мезозойские экосистемы. Освободились природные ниши. Место в них заняли новые формы и виды птиц, млекопитающих и обитателей Мирового океана. Разумеется, все это происходило очень долго – несколько миллионов лет. Особенность нашего восприятия состоит в том, что чем дальше от нас временной промежуток, тем более коротким он кажется.

Трудно представить, какой была бы планета, если бы на нее не упал астероид. Возможно, ему человечество обязано своим появлением.

А что вы думаете о причинах эволюции?