Ученые объяснили, почему новая музыка так увлекает: все благодаря синхронизации мозговых волн

Согласно новому исследованию, опубликованному на этой неделе в журнале Scientific Reports, музыка обладает способностью очаровывать аудиторию, синхронизируя мозговые волны слушателей.

Для измерения синхронизации мозговых волн во время прослушивания музыкантами и не музыкантами знакомых и незнакомых отрывков инструментальной классической музыки исследователи использовали электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Неожиданное открытие

Дженс Мэдсен вместе с Лукасом Паррой из Городского колледжа Нью-Йорка руководили исследованием, которое они проводили в сотрудничестве с Элизабет Хельмут Маргулис и Риммоном Симчи-Гроссом из Университета Арканзаса.

Одним из наиболее заметных выводов научной работы стало то, что повторение слишком знакомой музыки, по-видимому, приводит к уменьшению вовлеченности мозга большинства слушателей. С другой стороны, незнакомая музыка поддерживала высокую активность мозга слушателей и привлекала внимание аудитории, особенно людей с музыкальным образованием.

Интересно, что когда все участники эксперимента слушали одно и то же музыкальное произведение, их нейронные реакции синхронизировались, и мозг работал на одной и той же волне.

«Что примечательно, так это то, что, измеряя мозговые волны, можно изучить, как люди относятся к музыке и что делает ее такой особенной», - сказал Мэдсен в своем заявлении.

Три стадии интереса к музыке

Мы все по своему собственному жизненному опыту знаем, что многократное прослушивание любимой песни сильно отличается от процесса многократного просмотра фильма. Обычно, когда вы в третий раз смотрите одну и ту же кинокартину, она становится значительно менее интересной, чем при первом просмотре.

Но с музыкой интерес принимает форму кривой, похожей на перевернутую букву U. Обычно он проходит три стадии:

  • новая песня не очень привлекательна, потому что она незнакома;
  • после нескольких прослушиваний музыкальная композиция приковывает к себе внимание и становится чрезвычайно знакомой;
  • если песня звучит слишком часто, она становится неинтересной и скучной.

Как это выглядит в реальной жизни

Примером феномена изменения интереса слушателей в форме «перевернутой буквы U» является композиция Shallow, исполненная дуэтом Lady Gaga и Брэдли Купера до и после захватывающего представления на «Оскаре», который стал переломным моментом.

Когда фильм «Звезда родилась» только вышел на экраны, песня Shallow многим понравилась, а после нескольких прослушиваний стала любимой, вызывая интерес у слушателей месяцами. Однако после победы в номинации «Лучшая песня» на церемонии вручения премии «Оскаре» в феврале этого года, композиция поднялась на первое место в рейтинге Billboard Hot 100 и транслировалась по радио так часто, что начала вызывать тошноту. И когда она звучит в очередной раз, возникает желание сменить радиостанцию!

Объяснение феномена

Мэдсен и его соавторы рассмотрели феномен слишком часто проигрываемых музыкальных композиций в реальном мире в более академической перспективе. В недавно опубликованной работе они пишут, что большой объем исследований в области психоэстетики отслеживает кривую «гедонической ценности» (которую можно считать как своего рода смесь удовольствия, интереса и внимательности) при многократном воздействии определенного стимула - особенно музыкального произведения - в форме перевернутой буквы U.

Когда слушатели сталкиваются с незнакомым музыкальным произведением снова и снова, они, как правило, наслаждаются им все больше и больше, пока не наступает порог, после которого симпатия уменьшается с каждым последующим повторением.

Реакция на знакомую и незнакомую музыку

Также авторы объясняют различия между тем, как мозг реагирует на знакомую и незнакомую музыку, основываясь на ответах в форме перевернутой буквы U:

«В этом исследовании корреляция между субъектами возрастала, когда участники слушали музыку, написанную в знакомом стиле, по сравнению с музыкой, написанной в незнакомом. Предыдущий опыт формирует ожидания слушателя и обеспечивает точку входа для восприятия музыкального произведения даже при первом прослущивании.

Музыка, написанная в менее знакомом стиле, не может так легко и всецело завладеть вниманием. Концептуализированная с точки зрения реакции в виде перевернутой U, столь распространенной в психоэстетике, знакомая музыка может приблизиться к пику при первом прослушивании, в то время как незнакомая музыка может потребовать большего воздействия для привлечения внимания слушателя. Действительно, когда участники многократно слушали музыку, написанную в знакомом стиле, их вовлеченность уменьшалась, но этого не происходило для музыки, написанной в незнакомом стиле».

Итоги исследования

В ходе эксперимента для 40 слушателей проигрывались 20 музыкальных произведений, и регистрировались ЭЭГ.

Участники исследования с формальным музыкальным образованием с большей вероятностью поддерживали внимание, даже если инструментальный музыкальный отрывок был для них незнакомым.

Авторы суммируют значимость этих результатов в заключении статьи: «Эта работа предлагает новую методологию отслеживания музыкальной активности с помощью ЭЭГ. В ней также представлены нейронаучные доказательства, подкрепляющие теории психоэстетики, которые возникли в 1970-х годах – еще до того, как стало возможным использовать для их исследования техники, отличающиеся от поведенческих. Будущие исследования могут использовать потенциал измерения корреляции между субъектами, чтобы больше узнать о том, как музыка воздействует на человека».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Согласны ли вы с результатами исследования?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.