Ученые попытались клонировать мамонта из замороженных клеток

Клетки мамонта, замороженные 28 000 лет назад в сибирской тундре, могут все еще обладать некоторой биологической активностью, утверждают исследователи, пытающиеся клонировать вымерших животных. Японские ученые впервые извлекли ядра, содержащие ДНК клеток, из мышц ювенильного мамонта по имени Юка. Останки животного были обнаружены в 2010 году на северо-востоке России. Затем команда ученых пересадила эти ядра в яйцеклетку мыши и наблюдала за тем, что произошло дальше.

Ожидаемая неудача

Конечно, клетки мамонта не ожили, чтобы создать клонированного мамонта, как надеялись исследователи. Но клетки действительно показали некоторые ранние признаки того, что биологическая активность может сохраняться в течение многих тысячелетий, сообщают исследователи в статье, опубликованной 11 марта в Scientific Reports. Science News.

Лоуренс Смит, генетик и репродуктивный биолог на факультете ветеринарной медицины Монреальского университета, который не принимал участия в исследовании, является экспертом по клонированию, пообщался и дал некоторые комментарии на эту тему.

Опыты японских ученых

По словам Смита, исследование является частью попытки клонировать мамонта. Ученые проделали аналогичную работу в 2015 году, но новое попытка представляет доказательства того, что ядра в клетках замороженного животного по-прежнему содержат некоторые важные белки, в том числе ДНК.

Чтобы определить, могут ли эти белки все еще выполнять свою работу, Акира Иритани из Университета Киндай в Вакаяме, Япония, и его коллеги извлекли 88 ядер из мышечных клеток и перенесли некоторые из них в яйцеклетки мышей.

Что показали лабораторные исследования?

Ядра из клеток мамонта начали проявлять признаки подготовки к созданию новых клеток - собирая структуры, называемые веретенами, которые помогают разделять ДНК в делящихся клетках, уплотняют ДНК и образуют «пузыри» или пузырчатые структуры в мембране, окружающей ДНК.

Это доказательство того, что ядра все еще были способны к некоторой биологической активности, даже после 28 000 лет, утверждают ученые.

Но после этих начальных попыток деятельность прекратилась. Ни одна из гибридных клеток мыши и мамонта не распалась, чтобы сформировать новые клетки, вероятно, потому что ДНК мамонта была слишком повреждена. Обычно ДНК организована в хромосомы, каждая из которых представляет собой длинный ряд миллионов химических единиц или пар оснований генетической информации. Но в большинстве замороженных клеток мамонта ДНК распалась на куски длиной всего около 150 пар оснований. У некоторых мышечных клеток длина ДНК несколько превышала 300 пар оснований.

Итоги клонирования

Обычно во время экспериментов по клонированию исследователи удаляют хромосомы яйцеклетки перед тем, как поместить ядро ​​в зрелую клетку. В этом случае, однако, все они еще имели свою собственную ДНК и ядерные белки. По словам Смита, именно эти мышиные белки, вероятно, и стали причиной активности, отмеченной исследователями. По его мнению, мало что изменилось между «до» и «после». «Может быть, ядро ​​немного опухло, что может указывать на то, что произошла некоторая интеграция белков, но неясно, что это вообще произошло», - говорит он.

Где мышь, а где мамонт

Яйца близкородственных видов могут поддерживать клонирование, но мамонты и мыши являются эволюционно отдаленными родственниками. «Если мы говорим о мамонте и мыши, это часть проблемы, - говорит Смит. - Мы говорим о совершенно разных видах. Неудивительно, что на самом деле ничего не получилось».

Что произойдет, если ученых удаться клонировать давно вымерших мамонтов?