Ученые рассказали, как секс влияет на здоровье

С эволюционной точки зрения интимная близость может рассматриваться как бесполезное времяпрепровождение. По сравнению с клонированием, которое в той или иной форме также представлено в природе, он является бессмысленной тратой времени и энергии. Подумайте о павлине, который является легкой добычей для тигров и диких собак, когда он, чтобы произвести впечатление на самок, распускает свой яркий и красивый хвост. И это далеко не единственный пример, когда секс оказывается не самым безопасным занятием.

Практически все животные, которые занимаются сексом, в этот момент оказываются невероятно уязвимыми для угрозы извне, а если это травоядное животное, то угроза возрастает в несколько раз. Более того, на секс затрачивается очень много энергии, которая не помешала бы животным в дикой природе, где со всех сторон им постоянно что-либо угрожает.

Ну и, конечно же, нет смысла начинать рассказ о беременности, которая длится очень долго и делает самку уязвимой; родах, которые проходят не всегда очень легко и также делают животных идеальной целью для атаки; и выращивании младенца, который в первое время абсолютно беззащитен.

Тогда почему же животные продолжают заниматься сексом и воспроизводить потомство половым путем? Почему эволюция не сделала их всех асексуальными, если это настолько более безопасно? Именно этим вопросом и задаются ученые уже не первый год, пытаясь выяснить преимущества секса над клонированием и другими видами асексуального размножения. Оказывается, важную роль в этом играет защита от различных заболеваний. И здесь появляется новый вопрос: как это связано между собой? Каким образом секс может обеспечить укрепление иммунной системы? На эти вопросы вы найдете ответы, если прочитаете данную статью. Вы узнаете о том, почему секс остается основным методом размножения в дикой природе, насколько эффективным он является, а самое главное – как он влияет на здоровье и как связан с повышенной устойчивостью к паразитам и вирусам.

Опасность секса в дикой природе

секс

Даже без учета хищников, секс и сопровождающие его ритуалы могут быть очень опасны. Когда олени сходятся рога в рога или львы бьются за внимание самки, это далеко не всегда заканчивается для одного из них хорошо. Некоторые растения и животные, такие как морские звезды или бананы, воспроизводят потомство асексуально. Даже некоторые птицы и насекомые делают это индивидуально. Другие существа, такие как драконы Комодо, обладают возможностью репродукции обоими способами, однако те детеныши, которые появляются на свет асексуально, не являются клонами как таковыми.

Преимущества клонирования

секс

Проще говоря, если в процессе не участвует самец, воспроизведение потомства становится гораздо более быстрым и менее опасным. Однако при этом секс все равно остается основным и главным методом репродукции - именно так флора и фауна предпочитает передавать свои гены из поколения в поколение, тем самым обеспечивая выживание всего вида. Как сказал Стюарт Олд, биолог из Университета Стерлинга в Шотландии, одним из самых древних вопросов эволюционной биологии является «Зачем существует секс?», и ответить на него не так-то просто.

Почему же секс доминирует?

Закон естественного отбора Дарвина гласит, что все, что делается трудным способом, то есть в данном случае воспроизведение посредством секса, а не клонирования, должно иметь значительные, но не всегда заметные на первый взгляд преимущества. Во-первых, воспроизводство половым путем гарантирует генетическое разнообразие, которое повышает шансы того, что молодая особь в дикой природе сможет выработать нужные навыки, чтобы не только выжить, но и процветать в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. По сравнению с ними клоны не отличаются от своих родителей, поэтому если окружающая среда изменится, произведенный клон не будет иметь необходимых генов, чтобы подстроиться под изменения.

Двойная эффективность

здоровье

Однако секс при этом должен быть как минимум в два раза более эффективным, чем клонирование, чтобы перевесить все недостатки. Таким образом, если секс является выбором естественного отбора, то мать, которая воспроизводит потомство половым путем, должна давать жизнь в два раза большему количеству детенышей, чем «мать», которая производит на свет клонов, или же эти детеныши должны быть в два раза качественнее.

Борьба с заболеваниями посредством полового размножения

Биологи уже довольно давно пришли к согласию по вопросу о том, что усиленная возможность бороться с различными заболеваниями является одним из главных преимуществ генетических изменений, которые происходят при размножении половым путем. Однако эксперимент, который бы смог на сто процентов доказать достоверность этого утверждения, провести всегда было крайне сложно. Каким образом можно подтвердить или опровергнуть преимущества и недостатки воспроизведения половым путем у тех или иных видов?

Эксперимент

близость

Чтобы разобраться с проблемой «отцов и детей», Олд и его коллеги использовали организм, ветвистоусого рака, который может размножаться обоими способами. Сравнив детенышей от одной матери, произведенных на свет половым путем и методом клонирования, ученые обнаружили, что те детеныши, которые появились на свет половым путем, болели гораздо реже.

Как действует половое размножение?

Постоянная необходимость борьбы с различными заболеваниями, оказывается, является объяснением того, почему секс преобладает в природе, несмотря на то что у него имеется масса недостатков. Паразиты и существа, на которых они живут, находятся в состоянии непрерывной войны, они по очереди эволюционируют и адаптируются к новым качествам друг друга. Паразиты атакуют иммунную систему существа, а существо ее восстанавливает и усиливает, после чего паразиту приходится усиливать свою атаку или искать другие способы для нападения.

Почему клонирование хуже?

Клонирование предполагает гораздо меньше возможностей для получения генетического разнообразия и, соответственно, гораздо меньше изменений на генетическом уровне, которые позволили бы защитить организм от развивающихся паразитов и эволюционирующих вирусов. А воспроизведение потомства половым путем подразумевает, что каждый раз, когда рождаются новые детеныши, они приходят в этот мир с новым набором генов, и это предполагает больше возможностей для борьбы с патогенами. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах и признаны научным сообществом.

Таким образом, все становится на свои места. Если бы половое размножение было настолько плохим, что серьезно угрожало животным, то эволюция уже давно сделала бы свое дело. Но в природе ничто не бывает просто так, поэтому, если животные занимаются сексом и размножаются половым путем, значит, у них есть на то причины, которые заложены на генетическом уровне.

И теперь, прочитав данную статью, вы тоже можете понять намного лучше, почему в природе все происходит именно так, а связь между половым размножением и защитой от разнообразных вирусов, бактерий и заболеваний вам уже не покажется такой странной. Естественно, у секса имеется большое количество других скрытых преимуществ, о которых многие люди даже не задумывались, однако речь шла именно об основном, и оно было описано максимально четко и подробно.