Ученые обнаружили связь между месяцем рождения и склонностью к аллергии!

Если вы страдаете от сенной лихорадки, можете «винить» в этом месяц своего рождения. Оказывается, люди, рожденные в холодное время года, более подвержены сезонной аллергии, чем люди, появившиеся на свет весной и летом. Это может стать для вас неожиданностью, но научное сообщество выявило эту корреляцию несколько лет назад. И вот теперь группа ученых из Европы задалась целью разгадать эту загадку.

Идентификатор

Все мы имеем этот уникальный идентификатор. Эти цифры остаются с нами от появления на свет вплоть до самой смерти. Нумерология часто связывает характер или судьбу человека с датой рождения. Кроме того, нас отличают друг от друга определенные «маркеры» в ДНК. Эти уникальные генетические особенности могут определить такие вещи, как рост, вес, склонность к перепадам настроения и предрасположенность к некоторым заболеваниям.

Что такое эпигенетические метки?

Ученые обнаружили, что все эти биомаркеры или эпигенетические метки помогают определить, будет ли человек склонен к развитию аллергических реакций. «Речь идет о химических группах, которые активируют и инактивируют гены, не изменяя основную последовательность ДНК», - рассказывает автор исследования доктор Габриэль Локетт. "Указанные вещества участвуют в экспрессии генов – процессе, при котором наследственная информация преобразуется в РНК или белок".

Доктор Локетт занимает пост научного сотрудника факультета медицины Саутгемптонского университета Англии. Наш сегодняшний эксперт говорит, что ученым давно известно о взаимосвязи между сезоном рождения и возможностью влиять на экспрессию генов. Именно поэтому аллергия может возникнуть у человека в любом возрасте. Кроме того, на эпигенетические метки влияют некоторые экологические воздействия: курение, несбалансированная диета и социальная среда.

Итак, ученые знали, где искать. Теперь осталось выявить механизм, который активирует взаимосвязь между месяцем рождения и предпосылкой к возникновению аллергии. Осложнял работу тот факт, что в игру вступают экологические факторы, которые могут никак не проявляться в течение долгих лет.

Ход эксперимента

Локетт с командой отсканировали образцы ДНК 367 участников, родившихся в Англии. Ученые обратили пристальное внимание на конкретные биомаркеры в лабораторных образцах. Речь идет о метилировании ДНК – процессе, благодаря которому возможны генетические изменения. Модификация молекулы ДНК является частью эпигенетической метки. Метильные группы способствуют нормальному размножению клеток. Фактически метилирование может активировать или инактивировать гены. Например, когда эти группы истощены, становится возможным включение «плохих» генов, ответственных за возникновение заболеваний.

Связь с месяцем рождения

Исследователи решили узнать, могут ли конкретные маркеры иметь взаимосвязь с датой рождения? И как это относится к возникновению аллергии, астмы или экземы? В итоге было установлено, что метилирование ДНК в определенных зонах генома последовательно связано с сезоном рождения и может сохраняться в течение последующих 18 лет. Вот, что рассказывает автор исследования: «Мы обнаружили, что сезонные эпигенетические метки связаны с процессом экспрессии генов. Кроме того, они влияют на обеспечение корреляции с аллергическим заболеванием».

Кто входит в группу риска?

Данная взаимосвязь относится ко всем видам аллергических реакций. «Прежние многолетние исследования показали, что люди, рожденные в холодные месяцы года, подвержены повышенным рискам развития ринита, пищевой аллергии, экземы и астмы», - продолжает доктор Локетт.

Более раннее крупное исследование, проведенное в Голландии, выявило, что у людей, рожденных в осенние и зимние месяцы, повышается риск иммунной реакции на несезонные аллергены (например, яичный белок или лактозу) и сезонные аллергены, в том числе на шерсть домашних животных и пылевых клещей. Что же мы получили? Дата рождения в целом связана с риском развития аллергических реакций, и эффект не ограничивается пыльцой цветущих деревьев.

Почему так происходит?

Так почему месяц рождения влияет на риск возникновения столь серьезных и надоедливых заболеваний? У ученых на этот счет существует несколько предположений. Во-первых, последний триместр беременности, проходящий при нехватке солнечного света, обеспечивает матери и ребенку более низкие уровни витамина D. Ученым давно известно, что низкие уровни холекальциферола коррелируют с риском развития аллергии.

Во-вторых, повышение уровня некоторых аллергенов (пыльцы или домашних пылевых клещей) или возраст, когда малыш сталкивается со своей первой риновирусной инфекцией, также более распространены в холодное время года.

И в-третьих, доступность фруктов и овощей в рационе беременной женщины может влиять на развитие несезонных аллергенов. Отметим, что исследовательская группа во главе с доктором Локкет настаивает на необходимости дальнейшего изучения данной проблемы.